Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Богданов-Бельский Николай Петрович «Дети за пианино» (1918). Николай Богданов-Бельский родился в крестьянской семье в деревне Шитики Смоленской губернии. Его отец был плотником, мать занималась стиркой белья. «Я ведь от земли, отца не видал: я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда», – говорил о себе художник. Будущий мастер учился в крестьянской школе известного профессора Сергея Рачинского в селе Татеве, посещал иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Позже Рачинский оплатил его обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учителями Богданова-Бельского стали Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Василий Поленов. В 1894–1895 годах художник продолжил образование у Ильи Репина в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Петербурге, затем в Париже посещал студии Филиппо Коларосси и Фернана Кормона.
Излюбленная тема Богданова-Бельского – крестьянские дети; в картине «Дети за пианино» она приобретает новое звучание. Произведение было написано в 1918 году, после Октябрьской революции, в год начала Гражданской войны, когда все перевернулось и в большом мире, и в малой деревне. Николаевский ампир в деревенской избе, мягкое кресло-корытце с гнутой спинкой и подлокотниками из красного дерева, зеркало-псише, плетеный короб, в который, как грибы, собраны разнообразные предметы из барского буфета: хрупкая фарфоровая посуда, золоченые канделябры и подсвечники, вазы и кубки, – поясняют сюжет произведения. В крестьянскую избу принесли награбленную или, возможно, оставленную уехавшими господами на сохранение утварь барского дома, и деревенские дети постепенно осваивают непонятные вещи диковинного дворянского обихода.
Художник внимательно прорабатывает психологический портрет каждого персонажа. В композиционном центре полотна изображена светловолосая девочка. Напоминая героев басни Ивана Крылова «Мартышка и очки», она осторожно пытается извлечь звуки из пианино, неумело нажимая указательными пальцами на клавиши. Рядом с ней, опершись на музыкальный инструмент, стоит мальчик, зачарованно глядя на руки старшей сестры. Он словно хочет перевернуть несуществующие ноты. С большим интересом рассматривает свое отражение в зеркале еще один герой картины, босоногий мальчуган. Он, наверное, впервые видит такое большое зеркало и свое отражение в полный рост.
Богданов-Бельский осознанно прибегает к приему контраста. Атрибуты дворянской роскоши противопоставлены образу деревенских детей: мальчик у зеркала босой, а на ногах у крестьянской девочки – лапти. Но художник менее всего исполнен социального сарказма. Несмотря на то что многие вещи уйдут в небытие, окажутся бесполезными, крестьянские дети, погруженные в мир открытий, производят глубокое, трогательное впечатление и, как всегда в картинах Богданова-Бельского, вызывают искреннюю симпатию.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва