Первое поселение русских людей на территории Фаленского района, Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь, основан старцем Гурием около 1607-08 гг. на речке Алешихе в 3-х километрах от современного села Николаево (краевед О.Н. Виноградов нашел в центральных архивах данные, что монастырь был основан еще раньше – в 1602 году иеромонахом Хлыновского Успенского монастыря Нафанаилом ). Самое древнее упоминание о монастыре – грамота царя В.И. Шуйского «Об отдаче на оброк дикаго раменья, покосов и рыбной ловли Чепецкой Крестовоздвиженской пустыни» от 25 февраля 1608 г. По этой грамоте монастырю была отдана земля «… по обе стороны Чепцы реки от Тютрюминых гор до р. Сады …» Затем начинается колонизация этих земель монастырскими крестьянами. В 1662 г. за монастырем числилось уже 82 крестьянских двора, в 1678 – 188 дворов, в 1722 г. – 369 дворов с 1612 душами, десятки деревень и починков и 3 мельницы.Монастырь являлся крупнейшим землевладельцем Вятки. Его владения занимали всю северную часть современной территории Фаленского района на правобережье р. Чепцы и левобережье р. Чепцы, включая низовья ее притоков (по р. Святице, включая д. Мошни; по р. Саде, включая д. Зарубенки и все деревни по речке Падерихе). В 1768 г. постройки монастыря включали две церкви: Крестовоздвиженскую и Тихвинскую (во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской), колокольню, двухэтажные кельи настоятеля, братскую трапезу, келарскую, хлебню, кухню и 12 покоев братских. Все постройки деревянные и обнесены деревянной оградой длиною 332 сажени (708 метров). Внутри ограды находилось также небольшое кладбище.
В 1763-64 гг. Екатериной II была проведена секуляризация церковного имущества. На Вятке, как и по всей России, ликвидировано большинство монастырей. На всю губернию предполагалось сохранить только 5 крупнейших, и среди них – Верхочепецкий. Но пожар, произошедший 29 мая 1769 г., решил судьбу монастыря по-другому. Пожар был настолько сильный, что расплавились церковные колокола и «всякое строение без остатку погорело…». Все 17 монахов и уцелевшее от пожара имущество: 47 ценных икон, десятки книг, 14 пудов горелой колокольной меди др. были переведены в Слободской Богоявленский монастырь, который впоследствии стал называться Слободским Крестовоздвиженским. А по просьбе местных жителей, на месте престолов сгоревших церквей монастыря, епархиальное начальство разрешило построить деревянные с крышами балдахины. Затем на этом месте была построена Крестовоздвиженская часовня.http://www.falenki.ru/content/verkhochepetskii-krestovozdvizhenskii-monastyr
Накануне 400-летия монастыря для определения его местонахождения были проведены раскопки. Далее встал вопрос, что поставить на память о монастыре. Первый вариант предусматривал деревянный крест, но сошлись на втором, который предложил В.Н. Фукалов, земляк из Екатеринбурга, николаевская земля для которого – родина его бабушки. Он же взялся за изготовление памятного креста. Крест ковали на металлургическом заводе вятские мастера по проекту профессора архитектуры М.В. Седовой. Владимир Николаевич организовал и его доставку из Екатеринбурга на родину. Позже была сооружена и оградка руками С.С. Логинова, сварщика из Николаева. Однако встал вопрос об официальной установке Памятного креста и его духовном благословении. И тогда было направлено письмо с данной просьбой в Вятскую Епархию. В конце мая 2004 г. письмо возвращается обратно с резолюцией «Благословляю» и подписью архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа. 5 июня состоялось открытие Памятного креста. Неподалеку из уральской лиственницы сделана беседка. С 2004 г. ежегодно к Памятному кресту проходит крестный ход в День Святого Духа.
http://www.falenki.ru/story/falyonskomu-krestnomu-hodu-10-let