Бизюково. Бизюков Крестовоздвиженский монастырь.

Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь. Основан в районе 1640-1642 гг. в селе Бизюково Дорогобужского уезда. Фундаторами и патронами (основателями, покровителями) были Петр и особенно Федор Михайловичи Салтыковы, дети боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне. Учрежден как православный с благословения Киевского митрополита, дизунита (противника унии с Ватиканом). В условиях проводимой польским правительством политики полонизации жизни, насаждения католицизма и унии на Смоленщине монастырь был единственным очагом истинного православия на Смоленщине, выполняя миссионерскую (сбережение веры) и национальную (бережение народных устоев) функции.
Основу братии составили монахи православного мужского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальнейшем поддерживались побратимские отношения. Монастырская администрация пользовалась поддержкой польских уездных властей, конфликтовала со смоленским униатским архиепископом; братия при поездках в Москву поставляла разведданные политического характера.
К 1648 г. Федор Михайлович Салтыков принял постриг, а ок. 1656 г., уже при московских властях, возглавил монастырь (строитель). В дальнейшем Федор Михайлович (в монашестве Сергий) поддержал старообрядцев, затем отошел от раскола, умер и похоронен в монастыре в 1680 г.
Монастырь и потомство Петра Салтыкова за особые заслуги в бережении веры были в фаворе у царей, обитель непосредственно подчинялась Москве (патриарху, затем Синоду, по определению монастырь был патриаршим, ставропигиальным).
Вотчины: в 1655 г. признаны царем данные Сергием в монастырь в 1650 г. земли (5 дер. и 15 пустошей при монастыре, село Усвятье с 9 дер. и 3 пуст.); в 1656 г. пожалованы сельцо Борисково и село Пушкино с более чем 20 дер. и пуст. По переписи 1744 г. монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3219 душами м.п. В период расцвета в вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино), 68 деревень.
После освобождения края монастырь восстанавливал православные обители в уезде, в 1655-1656 гг. к монастырю приписали Сверколуцкий монастырь с вотчиной (9 дер.,8 пуст.), а монах Бизюкова монастыря Ефрем Потемкин в 1660 г. возглавил Болдин монастырь.
Храмы: дер. собор Воздвижения Креста с приделом Всех святых (предположительно обновлен в 1658 г., сгорел в 1762 г.), Успения Богородицы (дер., в 1728 г. возобновлена, в 1762 г. сгорела, с 1774 г. каменная), Архистратига Михаила (каменный, с 1759 г.), домовая каменная при келиях Великомученицы Варвары (с 1794 г., имелась частица мощей), деревянные приходские Живоносного источника (ок. 1718-1728 гг.) и Георгиевская (с 1729 г., в 19 веке перевезена в Усвятье). Около Успенской церкви была каменная колокольня, сблокированная с каменной каплицей- усыпальницей (покоился о. Сергий Салтыков); монастырская ограда частью каменной и деревянной.
Покровители: Федор и рано умерший Петр Салтыковы, царь Алексей Михайлович, внуки Петра Василий Федорович (кравчий, граф), Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V), Анастасия Федоровна (замужем за сыном князь-кесаря Ромодановского), дочь Прасковьи императрица Анна Иоанновна.
Монастырь в 1764 г. при секуляризации потерял вотчины, в 1803 г. упразднен за убыточностью, два сохранившихся каменных храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково.
В Великую Отечественную войну церкви разрушены, усыпальница ограблена. К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище.
К монастырским рукописям обращался историк В.Н. Татищев, монастырскую историю пропагандировал в публикациях П. Строганов, родственник священника с. Бизюково Иакова Строганова.
Лит.: Материалы для истории Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря, собранные … Нилом Поповым // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1892 г. Кн. 2. М.1892; Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь. –Могилев. 1914.
В.А. Прохоров, Ю.Н. Шорин, 2003 г.
http://www.nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?id=2944&Itemid=144&option=com_content&task=view

Бизюков мужской монастырь в честь Воздвижения Креста Господня располагался в 9 верстах от Дорогобужа, на правом берегу Днепра. Основан в первой половине XVII в. сыновьями боярина М.Г. Салтыкова-Морозова Федором, Петром, Павлом и Иоанном при приходской Крестовоздвиженской церкви в Бизюкове, пожалованном Салтыковым польским королем Сигизмундом III. Впоследствии Федов Салтыков принял постриг с именем Сергий, был рукоположен в иеромонаха, являлся строителем обители.
В 1640-х гг. многие иноки покинули монастырь, спасаясь от преследований униатов и католиков. Сохранилась жалоба (1650) некого старца Бизюкова монастыря на Смоленского униатского епископа Ф. Исайковского, который «хочет монастырь их разорить». Посетивший Дорогобуж в 1653 г. подьячий Разрядного приказа Д. Мордасов писал в отчете, что в храмах Дорогобужского уезда униатский епископ А. Золотой-Квашнин меняет «московские» антиминсы на «киевские», и лишь в Бизюковом монастыре «ему не далися такие пакости учинить и в церков ево, что пса, не пустили… бизюковский старец Сергеи Салтыков сказал ему, что тот монастырь уфундован на ево родительских гробех».
До 1654 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриарха, но фактически монастырем управлял Киевский митрополит. В 1654 году, после взятия Смоленска русскими войсками, монастырь перешел в ведение Патриарха Московского и всея Руси. Грамотой от 22 ноября 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел иером. Сергию (Салтыкову) «ведать» Бизюковым монастырем «со всякими монастырскими угодьи», а также построить Успенский храм.
Ок. 1662 [1657] г. иером. Сергий и постриженик монастыря инок Ефрем (Потёмкин) уклонились в старообрядчество и основали на р. Керженец скит Смольяны. В 1665 г. Сергий и Ефрем были схвачены и после принесения покаяния на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Сергий вернулся в Бизюков монастырь, а Ефрем был отправлен в Новоспасский московский монастырь.
В 1687 г. произошел конфликт, положивший начало многолетним тяжбам между Смоленскими архиереями и настоятелями Бизюкова монастыря по поводу статуса обители: митр. Симеон (Милюков) перевел игум. Варфоломея из Бизюкова монастыря в архиерейский дом, назначив на его место игум. Дионисия. Игум. Варфоломей подал в Монастырский приказ челобитную с просьбой защитить Б. м. от «утеснений» Смоленского архиерея, который требовал от настоятеля, среди прочего, передачи в митрополичью казну доходов обители от треб, вотчин и др. Игумен также обратился к отцу царицы Прасковьи Федоровны московскому боярину Ф. П. Салтыкову с просьбой исходатайствовать для монастыря у Московского Патриарха Иоакима статус ставропигии.
29 октября 1689 г. Патриарх утвердил ставропигию грамотой, предписавшей настоятелей и иеромонахов как Бизюкова монастыря, так и приписанных к нему обителей и храмов поставлять в Москве, все монастырские дела рассматривать в Патриаршем приказе, доходы от монастырских вотчин отчислять в Москву, «а Симеону, митрополиту Смоленскому, ничего из того монастыря не иметь». 30 ноября того же года настоятелем был назначен прежний игум. Варфоломей. Грамотой Патриаршего Местоблюстителя митр. Стефана (Яворского) от 29 января 1703 г. братии Бизюкова монастыря разрешалось «в вотчинах смоленских помещиков в церквах служить литургии, казанья и молебства совершать и со святынею в домы их приезжать». К обители были приписаны основанный прп. Герасимом Болдинским Свирколуцкий монастырь, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с 229 дворами в с. Усвятье, церковь Рождества Богородицы с 81 двором в с. Пушкине.
В 1703 г. преемник митр. Симеона митр. Сильвестр (Черницкий) распорядился отписать Свирколуцкий монастырь и с. Усвятье в подчинение Смоленским архиереям, а настоятелю Бизюкова монастыря архим. Иоасафу (Драннику) запретил служить вне монастыря. Однако царский указ от 29 января 1703 г. подтвердил права Бизюкова монастыря на приписную обитель и храмы. Следующий Смоленский митр. Сильвестр (Крайский) обвинил архим. Иоасафа в пьянстве и др. «безчиниях» и добился от митр. Стефана (Яворского) перевода Бизюкова монастыря 30 сентября 1711 г. в подчинение Смоленской епархии для наилучшего надзора за братией «за дальностию царствующаго града». Однако 25 июня 1717 г. монастырь вновь стал ставропигиальным (в 1723 статус монастыря был подтвержден новоучрежденным Святейшим Синодом). Митр. Смоленский Варлаам (Косовский), посетивший монастырь в 1720 г., уволил архим. Иоасафа на покой и назначил настоятелем архим. Иннокентия (Лапицкого). В 1735-1738 гг. Смоленский еп. Гедеон (Вишневский) безуспешно пытался лишить монастырь ставропигии, обвинив братию в хранении списков сочинений Тверского архиеп. Феофилакта (Лопатинского), а архим. Иоасафа (Маевского) в сочувствии опальному архиерею. Агенты Канцелярии тайных дел провели обыск в кельях, арестовали архим. Иоасафа, часть братии, в основном тверичей, а также проживавшего в монастыре игум. Иосифа (Решилова), монастырь опечатали. Спустя некоторое время обитель была открыта под управлением архим. Артемия.
В XVIII в. в монастыре находились каменная церковь во имя арх. Михаила (1726 г.), надвратная церковь св. Георгия Победоносца (1726 г.), в 1756 г. обращенная в приходскую, каменный Успенский храм (построен в 1784 г. на месте обветшавшего храма 1658), ц. Воздвижения Креста Господня, колокольня, настоятельский, братский корпуса, хозяйственные постройки. Среди святынь обители особо почиталась частица мощей вмц. Варвары в ковчежце, приобретенная архим. Иоасафом (Дранником) в Киеве.
В 1764 г. Бизюков монастырь был отнесен ко 2-му классу с оставлением ставропигии. По описи 1774 г., к обители были приписаны 3219 крестьян. В 1756 г. Георгиевская церковь была обращена в приходскую, вследствии чего духовная жизнь в обители пришла в упадок. В 1801 г. церковь была разобрана.
4 декабря 1803 г. Бизюков монастырь вместе с Свирколуцким монастырем упразднен, Крестовоздвиженская церковь обращена в приходскую, часть братии переведена в Бизюков Григорьевский монастырь, куда были отданы некоторые иконы и церковная утварь. В Григорьевском соборе Пропасного монастыря хранился принесенный иноками портрет иером. Сергия (Салтыкова), на обороте которого начертан текст духовного завещания братии.
К нач. XX в. из построек Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря существовали Успенский храм, церковь арх. Михаила и колокольня.
В настоящее время монастырь разрушен полностью.
Храмы: Архангела Михаила (1726 г., утрачен), Воздвижения Креста Господня (в 1803 г. обращен в приходской, утрачен), Георгия Победоносца надвратный (1726 г., в 1756 г. обращен в приходской, в 1801 г.разобран), Успения Божией Матери (1784 г., утрачен)
https://drevo-info.ru/articles/17894.html

Свято-Григорьевский Бизюков монастырь — православный мужской монастырь в селе Красный Маяк Херсонской области, (Украина), находится в юрисдикции УПЦ МП (Новокаховская и Береславская епархия).
История монастыря состоит из нескольких периодов:
— Существование и упадок монастыря в селе Бизюково на Смоленщине. Он был создан боярами Салтыковыми в 1621 г. и в 1803 г. упразднен указом императора Александра I.
— Возникновение в 1782 г. Софрониевского подворья и создание монастыря в 1803 году тем же указом Александра I. В середине лета 1922 года, после окончательного установления советской власти, монастырь прекратил свое существование.
— 1992 год — начало возрождения монастыря.
Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь, оплот Православия на юге Российской империи, занимавший в начале XX столетия в духовном плане второе место после Киево-Печерской лавры, расположен на территории нынешнего села Красный Маяк Бериславского района Херсонской области. Почти полтора столетия служил он Православию, сияя светом Христовой Истины. Неоценимо духовное наследие монастыря. Славна и трагична его история, а начиналась она в двух разных местах и в разное время.
В царствование Екатерины Великой земли от Днепра до Южного Буга получают название Новороссия. В её состав входили Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, частично Полтавская и Харьковская губернии. Вот как описывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н.Ф. Ногачевский «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена — ныне города Берислава, вверх по течению Днепра, с правой его стороны, удивительно глубокую балку, носящую название «Пропасной». … Пропасная балка была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти среди этой дикой растительности. Здесь был притон разбойникам и ворам, а главное — запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилища, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».
На краю той самой балки, на скале, стоял «Запорожский городок» — бывшая турецкая крепость, окруженная высоким земляным валом. «Тут именно (в самой крепости) в 1782 г. возникло Софрониевское подворье, впоследствии переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности настала тишина и спокойствие, ибо все шайки разбойников и хищных запорожцев скрылись, а с ними исчезли и их зверские деяния». Феодосий
Основание Софрониевского подворья связано с именем игумена Феодосия. Он обратился к князю Г.А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено. «… ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие в себе более 2 000 десятин…». Здесь были построены несколько келий для монахов и часовня.
Новые поселенцы с большим успехом хозяйничали на дарственной земле. Здесь сооружается первая деревянная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Великой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое непосредственное участие вновь принимает Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя — в знак благодарности и глубокого уважения старца Феодосия к светлейшему князю. Князь Потемкин
Вскоре церковь за неудобностью места переносится на противоположную, левую сторону балки. Более прочная, с каменными стенами, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 г. По преданию, средства на её строительство были получёны частично от запорожских казаков.
В начале XIX века пустынь уже носит название Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было тут ни одного мужского монастыря. В ту пору в далекой Смоленской губернии пришёл в упадок монастырь, основанный в 1621-1643 г.г. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в окрестности г. Дорогобужа.
Боярин Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Впоследствии он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именем Сергий. Монастырь был первоклассный, ставропигиальный. Долгие годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эпоха монастыря, и он оказался в пределах Московского государства. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.
4 декабря 1803 г. Указом императора Александра I Новогригорьевская пустынь обращается во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а ставропигиальный Бизюков монастырь на Смоленщине упраздняет
XIX век — время благоденствия и расцвета в истории Григорьевского Бизюкова монастыря. В 1822 г. строится Покровская церковь.
С 18 декабря 1863 г. установлено архиерейское настоятельство монастыря. Для местного управления утверждается наместничество. Тогда же первый наместник архимандрит Димитрий устроил новый каменный архиерейский дом с домовой церковью. В 1881-1885 г.г. наместником монастыря являлся игумен Нектарий из Киево-Печерской лавры. Он учредил Братский совет обители.
Во все последующие времена тут возрастали и духовно образовывались будущие настоятели, архипастыри, ректоры семинарий и училищ. Являл монастырь своих старцев и схимников. Здесь творилась Иисусова молитва. В уединенных скитских пещерах вдоль Днепра селились монахи-аскеты.
К концу XIX столетия монастырь имел на своей территории собор Вознесения Господня и пять церквей: Григорьевскую, Спасскую, Пантелиимоновскую, Покровскую (зимний собор), Трех Святителей — Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Последняя была домовая и располагалась в северо-восточной части архииерейского особняка. Расписывать их приглашали итальянских мастеров. Образы ангелов святых апостолов с евангельских картин поражали каждого входящего сюда великолепием красок и горним откровением.
Монастырь в начале XX столетия представлял собой обширное поселение. Господь благословил праведное и благоуспешное иноческое хозяйничанье. С постом, бдением и молитвою «прошло несколько лет, и на тучных привольных пажитях монастырских паслось: 1000 голов рогатого скота, 2 000 лошадей и более 20 000 овец». Его земельные владения простирались на территории 45х7,5 километров и имели площадь 32 тыс.га. Здесь выращивали рожь и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. В садах произрастало множество плодовых деревьев и прекрасный виноград, из которого в изобилии делали замечательное монастырское вино. Его успешно продавали за границу. Росли все овощные культуры. Урожайность на монастырских землях значительно превышала среднюю по Херсонщине и составляла 70 пудов (зерна пшеницы) с десятины.
Доход монастыря составлял в ту пору 500-800 тысяч золотых рублей (к примеру, Соловецкий монастырь имел 500 тысяч). После Столыпинской реформы количество желающих взять землю в аренду возросло. Это дало приток к обители новых рабочих рук. За 20 лет число жителей в монастыре увеличилось в 6 раз — в 1916 г. их было уже 910 человек. Тут работали мельницы и винодельни, маслобойни и молокарня, где изготавливали голландский сыр. Содержались пасеки, существовали два рыбозавода, один из которых сдавался в аренду. В районе Пропасной балки располагались конюшни и всевозможные мастерские. Действовала кузница и черепично-кирпичное производство. Специальное место было отведено под известковую. Известь десятилетиями готовили по специальной технологии и использовали в постоянном строительстве. Сохранившиеся сегодня строения свидетельствуют о непревзойденных свойствах такой извести. Не так давно были обнаружены её запасы в районе старых монастырских мастерских. Прочность материалов того времени доказывают существующие и поныне выложенные кирпичом потолки братского корпуса (сегодня это гостиница для паломников) и другие постройки.
В начале XX столетия монастырь уже обеспечивался собственной електроэнергией. В архивах сохранилось такое описание: «электрическая станция, в которой находится 2 газогенератора, 2 мотора к ним 30 сил, 2 насоса водопроводных диаметром 700 ведер воды в час каждый, заряд аккумуляторов, динамо-мотор 23 сил и все остальные приспособления полного оборудования станции…» В 1924 г. электростанция была разорена. Монастырский же водопровод в селе действует и поныне.
В 1903 году Свято-Григорьевский Бизюков монастырь праздновал свой столетний юбилей. Празднество, согласно выбранной программе, утвержденной Святейшим Синодом, было трехдневным и по традиции приходилось на Крестовоздвижение. В Бизюков монастырь ежегодно к дню Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня стекалась масса народа, иногда более трех тысяч человек. А в этот раз — «…богомольцев, прибывших (пароходами, в экипажах, пешим порядком, авт.) на монастырское торжество, тысяч до двенадцати» («Херсонские епархиальные ведомости».- 1903-№19.) Касперовская икона Божьей Матери
Поток паломников, богомольцев и странников к монастырю был нескончаем. В начале XX столетия поклониться образу Святой Чудотворной Касперовской иконе Божьей Матери их стекалось до нескольких тысяч. Богомольцев размещали и кормили во славу Божию, а не за деньги. Здесь для их расположения имелось все необходимое. Гостиницы и постоялые дворы для отдыха, а главное — церкви и соборы для молитвы.
Тянулось к монастырю и дворянское сословие. Специально выстроенная для него гостиница редко была пустующей, знать Санкт-Петербурга и Москвы часто приезжала сюда. Монастырь был любимым местом русских православных царей со времен Екатерины II. Славная императрица, наведавшись в обитель, отметила здесь особый порядок и мудрое правление игумена Феодосия. В 1916 г. Свято-Григорьевский Бизюков монастырь посетил с семьей царь Николай II.
Монастырь рос и богател, славя Бога. Но мир неуклонно тяготел ко злу. Чтобы ему противостоять, нужны были истинные, высокообразованные духовно подвижники и 1913 г. при Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре открываются миссионерские курсы, а в 1914 г. на их основе утверждается единственная в России Духовная миссионерская семинария. Студентами становились дети из семей монастырского поселения, которое к тому времени было обширным. Летом 1917 г. здесь состоялся Общероссийский съезд православных миссионеров. Семинария представляла собой прекрасное архитектурное сооружение в три этажа, имела обширную благоустроенную территорию и хорошо вписывалась в ландшафт. Имела все необходимое для плодотворного процесса обучения. В начале прошлого века эту семинарию окончил прославившийся на духовной и пастырской ниве Херсонщины архимандрит Варсонофий (Юрченко). Упокоен он в Херсоне возле храма Всех Святых. К его могиле не прекращается поток верующих и в наши дни. Многие получают здесь молитвенную помощь.
До революции монастырь всегда знал нужды и чаяния народа. Его благотворительная деятельность широко распространялась как на частных лиц, так и на всевозможные общества и особенно детские учреждения. Духовное же воспитание оставалось главной его задачей. Свято-Григорьевский Бизюков монастырь имел свой филиал в с.Камышаны под Херсоном. Там находилась Свято-Успенская женская обитель, которой монахи всячески помогали, как молитвенно, так и плодами земных своих трудов. Духовная связь их была неразрывной.
О монастырской больнице следует упомянуть особо. Открытие её по благословению архиепископа Сергия состоялось в декабре 1891 г. Получали здесь помощь, как стационарную, так и амбулаторную, монашествующие, служащие в монастыре, штатные рабочие и пришлый люд (богомольцы, странники, сроковые рабочие), начиная от своей до смежной и отдаленных губерний. Лечили в числе прочих такие болезни как тиф, пневмонию, дизентерию, сибирскую язву и лихорадку. Проводили и несложные хирургические операции. Хорошо снабжалась аптека. Лекарства привозили из Одессы и Херсона. Питание больных было организовано в зависимости от болезни. Соблюдалась диета, а в постные дни всем без исключения готовилась постная пища. Общее число мест в стационаре было 12, но при необходимости его могли увеличить. О качестве и результатах лечения в монастырской больнице можно судить по такому примеру. За весь 1891 год из 1659 амбулаторных и 113 стационарных больных умер только один. Первая мировая война отозвалась в сердцах монастырского братства горячей молитвой.
С первых дней сражений обитель стала оказывать и материальную помощь фронту. По указанию архиепископа Назария, в 1914 г. был сформирован отряд из братии и иеромонахов. Их обучили санитарному делу и отправили на фронт. В самом монастыре был оборудован лазарет для раненых.
До революции 1917 года на территории монастыря находились: собор Вознесения Господня; Григорьевская церковь; Спасская церковь; Пантелиимоновская церковь; Зимний собор (Покровская церковь); церковь Трех Святителей; архииерейские палаты; гостевая обитель; сиротский приют; многочисленные хозяйские постройки,включая собственную электростанцию.
Бизюков монастырь

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?