Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с усыпальницей и престолом внизу в честь святой равноапостольной Нины. Серафимо-Знаменский скит находится в 30 км к юго-востоку от Москвы. Скит основан схиигуменией Фамарью (Маджанишвили 1868-1936 гг.) при деятельном участии великой княгини преподобномученницы Елизаветы Федоровны (Романовой) в начале ХХ века. Освящал его в 1912 г. митрополит Московский, впоследствии священномученик, Владимир (Богоявленский).
После закрытия в 1924 г. на территории скита находилась больница, позже база отдыха. Как действующий монастырь, скит открылся 2 апреля 2000 г. Бочкообразность храма на снимке — не дисторсия объектива (снималось на 50 мм оптику), храм действительно имеет шатровую форму.
Серафимо-Знаменский скит основан в 1912 году игуменьей Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой, принявшей впоследствии великую схиму с именем схиигумении Фамарь. Она приняла постриг в Бодбийском монастыре, где в 4 веке скончалась и была погребена Св. Нина, просветильница Грузии. В 1902 году игумения Ювеналия возглавила Бодбийскую обитель, а с декабря 1907 года матушка отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости от монастыря. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит. А еще раньше, в 1892 году Иоанн Кронштадтский, предвидя судьбу этой женщины, возложил на ее три креста. Так за свою жизнь она стала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского на Домодедовской земле.
И вот 27 июля 1910 года в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение обители было закончено. Активную помощь оказала Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 года обитель была освящена Митрополитом Владимиром, будущим новомучеником Российским. Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Храм Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени — в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, каждый имел соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. Они симметрично расположились по периметру глухой кирпичной стены. Ныне из 12 зданий сохранилось только 9. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В скиту могли жить только 33 сестры — по числу лет земной жизни Христа.
Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 году. Схиигумения Фамарь прожила еще 12 лет. Она жила в комнате великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. В те тяжелые 1920-е годы матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла, при зтом в этих кооперативах тайно велись богослужения. В 1931 году ее арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 году матушка умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Она была похоронена на Введенском кладбище в Москве. После закрытия в стенах скита разместилась заборьевская больница, а с 1965 года — пионерлагерь и база отдыха завода «Криптон».
Решение о передаче скита в ведение Церкви было принято в конце 1998 года. 27 января 1999 года, в день памяти Св. Нины в скитском храме состоялась первая Божественная литургия. Здесь началось возрождение монашеской жизни. Серафимо-Знаменский скит — это удивительное живописное и романтическое место. В лесной глуши, среди корабельных сосен стоит миниатюрный, изысканный монастырек с древнерусским храмом, будто сошедший с полотен художников Васнецова или Левитана.
http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/churches/
Серафимо-Знаменский скит основан настоятельницей московской Покровской общины сестер милосердия при селе Битягове, в лесной пустоши Дрязгино. Заложенный в 1910 г. по предварительному проекту Л.В. Стеженского, который лёг в основу практических дальнейших разработок, он в целом был отстроен к 1912 г. Скит имеет в своём составе: 1. церковь; 2. кельи первого типа; 3. кельи второго типа; 4. дом священника; 5. дом причта.
Единственный в своем роде ансамбль неорусского стиля замечателен художественной цельностью и продуманностью общего замысла. Средоточием его центрической композиции с квадратным планом служит ярусный шатровый храм, помещенный на главной планировочной оси, напротив утраченных ныне Святых ворот. В ансамбле он играет роль высотной доминанты. Небольшие двух типов домики келий строго симметрично размещались по периметру глухой кирпичной ограды. Сохранилось 8 из 12 зданий. Оставшиеся незавершенными западные кельи и большая часть ограды разобраны, одно здание перестроено. Вне скита находятся связанные с ним два дома причта и круглый насыпной холм, служивший основанием изображению Серафима Саровского. За исключением последних зданий все постройки кирпичные неоштукатуренные, декоративные элементы выделены побелкой.
Церковь Знамения и Серафима — оригинальное произведение с эффектным выразительным силуэтом. Крестчатый объем храма, усложненный трехчастным алтарем и притвором, увенчан стройным световым шатром, скрытым четырьмя рядами кокошников. Динамичную композицию завершает крупная удлиненная глава, покрытая металлом «под черепицу». Декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Характерны параболические кривые в очертании окон, ломаные контуры тимпанов кокошников и завершения фасадных плоскостей.
За исключением подвала, предназначенного для придела и усыпальницы, перекрытия сводчатые. В интерьере господствует высокое центральное пространство, хорошо освещенное верхним светом. По числу кокошников 24 окна прорезают открытый внутрь конический зонтичный шатер, покоящийся на подпружных арках и ступенчатых тромпах. Стены и своды оштукатурены и побелены. Иконостас и внутреннее убранство отсутствуют.
Равновеликие одноэтажные кельи, вкомпонованные в стены ограды, обращены внутрь скитской территории. Их общая композиция и планировка с центральными сенями и двумя комнатами по сторонам симметричны относительно собственной поперечной оси. В угловых зданиях число жилых помещений сокращается до трех. Единичные постройки, в том числе дом игуменьи, имеют перед входом остекленные деревянные веранды. Внешняя, двух типов, декоративная обработка келий определила зеркальную структуру жилого комплекса, при которой противоположные домики объединены общим художественным решением. В одном случае в убранстве преобладает мотив стилизованного русского кокошника, в другом — текучие линии и криволинейные формы модерна. Определяя характер проемов и крылец, последние распространяются на конфигурацию волнистой кровли и слуховых окон. Глухие внешние стены келий, украшенные кирпичным узорочьем, включены в художественную систему ограды. В большинстве зданий сохранилась дверная и оконная столярка стиля модерн с оригинальной расстекловкой. Перекрытия и полы деревянные, в комнатах скромные тянутые карнизы.
Одноэтажный деревянный дом священника также испытал влияние архитектуры модерна. Это сказалось в его асимметричной планировке, усложнении объема граненым выступом и форме центрального оконного проема. В остальном здание достаточно ординарно. Открытый сруб контрастирует с гладким тесовым фризом и наличниками с треугольным сандриком. В интерьере интересна современная дому фаянсовая, на металлических кронштейнах, раковина рукомойника стиля модерн.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; МЦВ. -1910. № 33.; Материалы по истории строительства Серафимо-Знаменского скита. Собств. В.М. Хмельницкого; ЦИАМ, ф. 54, on. 163, д. 1, л. 62 — 65. 1910 г.; ф. 203, on. 744, д. 456, л. 93-93 об. 1910 г.