Биряково. Церковь Спаса Преображения.

Спасо-Преображенская Стрелицкая церковь
Предки Тотемских черносошных крестьян на протяжении нескольких веков ходили в Стрелицкую церковь, где они крестились, венчались и уходили в мир оной и, поэтому было бы совершенно неоправданно не упомянуть о церкви. В приход церкви на протяжении конца XVIII–нач. XX вв. входило 43 деревни, в том числе д. Самылково.
Впервые о деревянной Преображенской Стрелицкой церкви есть упоминание в писцовой книге Тотемского уезда 1622–1625 гг., так в сотной выписи данной 6 января 1631 года с Тотемских писцовых книг письма и меры фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова о ней следующая запись: «…волость Стрелица. А в ней сельцо, церковь боголепное Преображение и Спасово, древяна клетцки, а в церкве образов местных: образ Преображение Спасово з деянем, образ Пречистые Богородицы Одегитрия, образ Николы чудотворца, у него приклад гривна серебряна, образ пророка Ильи, все на празелени, образ Николы чудотворца, образ пречистые Богородицы Одигитрия на золоте, деисусы и двери царские и северские на празелени пречистая напрестольная, крест воздвизальный. Евангелие напрестольное письменое, сосуды церковные древяные, ризы и стихарь полотняные, патрахиль и поручи выбойчатые. Три свечи поставные, тощие, большие вощаны красками, четвертая невелика…». Вторая церковь в честь св. Георгия и в начале XVIII века при селе Спасском была и третья деревянная церковь – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1738 году, 6 ноября, ночью все три церкви сгорели, а вместо сгоревших поставлены были вновь две деревянные: теплая – во имя Рождества Богородицы и холодная – св. вмч. Георгия. О построении церквей в храмозданной грамоте следующее содержание: «Божиею Милостию, Гавриил, архиепископ Великоустюжский и Тотемский. По благодати Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данный нам от Всесвятого Животворящего и Всеосвящающего Духа изволихом мы, архиерей, дать сию благословенную грамоту нашея епархии Тотемского уезду Стрелицкой волости, Спасского приходу священнику Гавриилу, церковному старосте Степану Ермолину с приходскими людьми того ради: сего 1739 года, мая 15 дня, бил челом нам, архиерею, онаго Спасского приходу мирской посылщик Степан Тороканов, а в поданном его прошении написано: в прошлом 1738 году, ноября на 6 число, в ночи в том их Спасском приходе имеющиеся деревянные три церкви сгорели … и при них де колокольня сгорела…». Теплая церковь во имя Рождества Богородицы освящена в 1743 году с благословения пр. Гавриила Тотемским протоиереем Иоанном Феодоровым, время же освящения холодной Георгиевской неизвестно.
Но поскольку холодный храм построен скоро и был весьма маломестен, а по ревизии 1744 года в приходе только мужского населения учтено более 800 душ, то и решено перестроить и расширить церковь. Построить храм Преображения Господня каменный об одном престоле, что и отражено в новой храмозданной грамоте от 8 мая 1752 года, текст которой идентичен предыдущей. О том, кто был строителем, нет упоминаний, известно, что с благословения, данного в 1767 году 31 дня пр. Иоанном, Великоустюжским и Тотемским, новый храм освящен в 1768 году Тотемским протоиереем Иаковом на новом святом антиминсе.
Время не щадило храмы: и при новом в 1774 году 8 июня, втором пожаре обе деревянные церкви сгорели, а на «каменном Преображенском храме погорели крыша и кресты и в святом алтаре большая часть святого престола тоже погорела. Прочее в той церкви осталось в целости». В том же 1774 году, 5 сентября, обновленный храм был освящен на прежде бывшем святом антиминсе.
Народу в приходе Стрелицком со временем увеличилось всё больше и больше, поэтому прихожане в одной церкви уже не вмещались, и даже во время богослужения многие стояли на улице, а во время больших престольных праздников богослужение приходилось проводить в несколько смен. Поэтому в 1777 году причт и церковный староста вновь стали просить у Преосвященного Великоустюжского и Тотемского Иоанна построить ещё одну каменную церковь, на что и была выдана храмозданная грамота.
В том же году церковный староста Попов Александр Григорьевич заключил 26 ноября 1777 года договор (подрядное письмо) с крестьянином Старототемской волости Стефаном Мальцевым с товарищи о постройке нового каменного Спасо-Преображенского храма, о чём свидетельствует следующая запись: «1777 года ноября 26 дня Тотемского уезда, Стрелицкой волости Спасского села церковному старосте Александру Григорьеву Попову дали подрядное письмо города Тотьмы уездные крестьяне, каменщики Стефан, Осип… Мальцовы в том, что подрядились мы вышепоименованные каменщики у тебя, старосты Попова, в той Стрелицкой волости при церкви Спаса Преображения Господня вновь по вашему мирскому желанию построить каменную церковь во имя Рождества Богородицы, сначала утвердить фундамент вашим мирским готовым камнем, рвы копать в глубину смотря по твердости земли, в ширину под алтарем в 2 аршина, под церковью и папертью в 2 ¼ аршина, под тепляк, палатку и простенок с северу и западу 1 ½ аршина, и оные рвы бутить нам камнем крупным,.. утвердить фундамент добрым и безопасным утверждением… и на оном фундаменте стены класть кирпичом и звесткою толщины: в алтаре 6 четвертей, в церкви и трапезе 1 ¾ аршина, в паперти три стены в 2 аршина, в паперти северная стена в 2 ½ аршина, в тепляке и палатке западная и северная и простенок в 1 аршин и имеют быть того церковного здания мерою между стенами в алтаре длины 8 аршин, поперек 8 же аршин и в нем три окна. Церковь длины 4 сажени, в ней 5 окон, трапеза 5 сажен, поперек тоже 5 сажен, в ней 6 окон. Паперть длины 8 аршин, поперек тоже 8 аршин, в ней одно окно и имеет быть того церковного здания длиннику – алтарь, церковь, трапеза и паперть всего на 17 сажен и 1 аршин, в вышину онаго каменного строения от фундамента кирпичом класть алтарь, церковь, трапезу… в 7 ½ аршин, паперть от фундаменту в вышину в 10 аршин, а тепляк и палатку сколь высоку класть с дозволения тебя, Попова, у паперти и тепляке и палатке с дозволения тебя, Попова, у паперти северною стеною сделать лестницу для ходу на папертный свод, между церковию и трапезою над стеною, над церковным и над трапезным сводами сделать осмерик; осмерик вышины 5 аршин ширины 4 аршина, своды осмерика 1 ½ аршина, шейка над осмериком 3 аршина. В рождественском алтаре и перед иконостасом пол настлать кирпичом в трапезе на полдневой стороне для отделения алтаря Георгия Великомученика, под иконостас утвердить каменный фундамент и на том выстлать кирпичом и известкою толщины в 3 четверти с полом в ряд; в алтаре пол настлать кирпичом, в трапезе печь кирпичную сделать, какая принадлежит, а сверх того вышеписанного сего дела сделать нам подрядчикам на старой вашей Преображения Господня церкви пять шеек добропорядочно, как принадлежит, а старые испорченные от пожара разобрать, вышеписанное строение начать нам работать 1777 года октября 3 дня и сей осени рвы выкопать и бут забутить весь безотменно, а в будущем 1778 году придти к вам работать мая с 5 числа и кончить нам вышеписанное строение одного лета, ежели он, Попов, кирпичом и известкою в исправе будет, а ежели паче чаяния в чем не исправен он, Попов, явится, нам придти и на другое лето… дать ему, Попову, нам на вспоможение работников 20 человек, а воду лить на то дело из колодца по жолобьям нам, каменщикам и работникам нашим самим, а ежели паче чаяния в колодце воды не достанет, довозить тебе, Попову, своими работниками, а кружала и стойки ставить и лари делать нам каменщикам, ведра, ушата, шайки тебе и стойки и связи железные и в окна решетки все ваше хозяйское, а кирпич, щебень и известка из сараев носить нам каменщикам самим, а кирпичье в сараях брать порядочно, чтобы тому кирпичу напрасной ломки и утраты не было; на бытности нашей нам при работе квартиру иметь твою, Попова, и посуду деревянную, т. е. кади, ведра, ушаты, квашонка, и горшки твои, Попова, а по отходе нашем от работы сдать обратно тебе, а в бытность нашу при работе жить нам добропорядочно и работные дни не прогуливать и не пьянствовать и быть при работе безотлучно. А за вышеписанную церковную нашу работу мы, каменщики, у тебя, старосты Попова цены рядили… денег 400 рублев, хлебных припасов: 30 четвертей ржи, 30 пудов солоду, 40 пудов крупы и толокна, 15 пудов гороху, 17 пудов мяса говяжья, 6 пудов соли, 2 пуда семени конопляного, 2 пуда масла коровья, 2 пуда просы, 2 пуда масла конопляного, 1 пуд хмелю и более онаго от тебя, Попова, нам, каменщикам ничего не требовать. А когда оная теплая церковь совершенно будет складена, через год или через три года паче чаяния, от чего Боже сохрани, какое-либо будет в стенах или в сводах повреждение, то нам же каменщикам все оное поврежденное исправить собою, как надлежит, а от тебя Попова за труд нам не требовать, в чем мы каменщики в строении вышеименованной каменной церкви нам построить ту церковь и ручаемся; друг по другу же порукою в том сие подрядное письмо дали». Что примечательно, в подрядном письме отмечены все работы, материал, сроки исполнения и сумма.
С начала XIX века этот теплый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы неоднократно расширялся и украшался внутри стенной живописью, которую проводил мастер-живописец Андрей Иванович Шестопёров, он же изготовил и 17 икон в 1821 году. Новое расширение и украшение храма произошло в 1836–1837 гг.: храм украшен внутри прекрасною стенною живописью известного костромского живописца Ивана Афанасьева Вагенова. В 1855 году храм расширен прикладом с западной стороны, где были устроены два придела: по правую сторону – во имя сошествия Святого Духа на апостолов, по левую – Успения Божией Матери, из них первый освящен в 1861 году, второй – в 1863 году.
В 1877 году с разрешения Его Преосвященства Преосвященнейшего Феодосия, епископа Вологодского и Устюжского, изложенного в указе Вологодской духовной консистории от 30 апреля за № 2242 теплая церковь расширена и вместо двух бывших престолов имеет быть еще один, из них главный освящен в 1877 году ноября 3 дня и придельный во имя великомученика Георгия в том же году февраля 12 дня. По описанию церкви 1880 года отмечено престолов «пять, в холодной три – главный во имя Преображения Господня, по коему и именуется церковь, приделы в оной первый во имя Сошествия Св. Духа на апостолов, второй во имя Успения Божией Матери. В теплой два – новый во имя Рождества Пресвятой Богородицы (освящен 30 ноября 1877 года) и по правую сторону во имя великомученика Георгия».
В 1868 году древний иконостас позолочен вологодским мастером Пастуховым за 1750 рублей, а вагеновская стенная живопись и означенный иконостас в 1898–1899 годах поновлены известным вологодским мастером-живописцем Василием Илиодоровичем Шаховым. В 1900–1901 гг. тем же Шаховым написана вновь стенная живопись в обоих приделах храма.
Известно, что все вопросы по содержанию церкви и других вопросов решались на сельском сходе крестьянами в присутствии священников, членов церковного попечительства и церковного старосты, о чём свидетельствует запись: «В 1903 году 18 мая прихожане Стрелицкой церкви составили следующий приговор: «Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Вологодской губернии Тотемского уезда Биряковской волости, прихожане Стрелицкой Преображенской церкви, собравшись при означенной церкви в присутствии местного настоятеля, священника Николая Сперанского, церковного старосты Михаила Шунина и председателя попечительства Арсения Попова, слушали отеческое наставление преподанное священником Феодосием Малевинским о крайней необходимости, во-первых, устроить приличную каменную ограду с восточной и южной сторон нового приходского кладбища, во-вторых, заменить разбитый большой колокол новым весом 300 пудов и в-третьих, открыть при местной женской церковно-приходской школе библиотеку-читальню, слушали совет того же священника о способе изыскания средств на вышеозначенные церковно-приходские нужды, сим приговором единогласно постановили: во-первых, кроме добровольных жертв, поступивших и имеющих еще поступить от более состоятельных членов нашего прихода, жертвуем на колокол, ограду и библиотеку-читальню по одной копейке с каждого пуда молока, которое носится нами в маслодельные заводы; во-вторых, означенные деньги доверяем сбирать каждомесячно с 1 мая сего 1903 года по 1 января 1905 года председателю попечительства Арсению Попову или другому лицу, доверенному от попечительства, причем хозяева маслодельных заводов должны выдавать деньги без всякой задержки в начале каждого месяца, несмотря ни на какие наши им долги; в-третьих, собираемые деньги должны вноситься в сберегательную кассу на хранение; в-четвертых, из всей суммы, которая будет расходоваться на ограду и колокол, отчислять 5% с каждого рубля с тем, чтобы собранный таким образом капитал был школьным и всегда неприкосновенным и чтобы проценты с него шли исключительно на библиотеку-читальню».
Колокольня находится в одной связи с храмом, восьмигранная с восемью пролетами, высотой вместе с крестом около 19 сажень. Шпиль покрыт в 1890 году белым железом. На колокольне 11 колоколов, из них следует отметить самый большой, весом около 150 пудов. На нем две надписи. Первая: «Вонми, о смертный глас мой, и представь себе, что скоро чрез трубу небесный Воевода возбудит всех на суд из человеча рода и где должны тебе ответ дать Судие», и вторая: «сей колокол лит первоначально в Ярославле к сей Преображенской церкви, что на Стрелице в 1724 году на светлой неделе в субботу в бытность священников Владимира Святогорова и Михаила Юшкова и церковного старосты Григория Борисовского перелит на месте с прибавкою меди в 1817 году, августа 18 дня, лил белозерский посадский Иван Михайлов Горошников». Второй с надписью: «Сей колокол вновь отлит к сей Преображенской церкви в устроенном при оной заводе иждивением священнослужителей и приходских людей 1817 года октября 25 дня, весу в нем 84 пуда 34 фунта», третий весом 53 пуда (864 кг) и часовой, четвертый – 25 пудов, лит в Москве на заводе Асона Струговщикова. Также стоит отметить колокол, литый в Вологде, на котором латынью красуется надпись: «si Deus pro nobis, quis contra nos anno 1639».
В летописи, хранящейся в Тотемском музее, отмечено: «Стрелицкие церкви расположены в одной версте от основного Устюжского тракта, в 117 верстах от Вологды. По этому пути на правом высоком берегу реки Стрелицы и расположено село Спасское с двумя церквями: первая во имя Преображения Господня и Рождества Богородицы, и в связи с этим храмом колокольня. С колокольни открывается чудный вид на всю окружающую местность: на холмах расположены деревни и тянутся поля прихожан, и, извиваясь между холмами и обрывами, описывая дугу близ холмов, течёт река Стрелица. С двух сторон – южной и северной – расположены леса, идущие широкими полосами по горизонту. С западной стороны, с колокольни, видны вдали Мольская-Троицкая и Святогорская церкви в деревнях Покровское и Никольское. Святогорская и Троицкая церкви занимали самые высокие места в Тотемском уезде. Между деревнями Пенкино и Биряково выделяются два больших деревянных здания – это двухэтажное министерское училище».
Автор: историк, писатель-краевед Пшеницын Дмитрий Александрович
Спас на Стрелице: Исследования и материалы по истории северорусского православного прихода. Вологда, 2003. С. 105.
Романовский А.Н. Жизнь стреличан. Историческая повесть. Вологда, 2006. С. 11об.-12.
ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 741. Л. 294-296.

Приход храма Преображения Господня в Биряково образован в 2003 г. В 2006 г. начаты работы по устройству церкви. По инициативе и на средства Фалалеева А.А. перевезён и установлен сруб часовни (ранее им же построенной, но невостребованной жителями в Междуреченском районе). Спустя некоторое время принято решение преобразовать часовню в церковь: был пристроен алтарь.
Церковь простой архитектуры, восьмерик на четверике с невысоким шатром, завершённым малым восьмериковым барабаном с главкой. Освящена в память о разрушенном Спасо-Преображенском храме в с. Спасское. В 2013 г. совершена первая литургия.
http://svyatayarus.su/church/detail/53162/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?