Собор был освящен в 1904 году , как главный храм исторического района — Форштадт. Закрыт в 1926 году. В дальнейшем были снесены колокольня и завершение купола храма. Затем собор был встроен в корпуса завода Электропечь и в нем разместился кузнечно прессовой цех. Собор используется под цех до сих пор. Просьбы верующих о возвращении храма церкви успехом не увенчались. В соборе чудом сохранились росписи.
По улице Красноармейской, бывшей Александровской, в современном административном центре города возвышается полуразрушенное здание некогда величественной и строгой по красоте и архитектуре Градо-Бийской Александро-Невской церкви. Краснокирпичная церковь была заложена на месте старой деревянной 8 октября 1900 г. Автором проекта стал талантливый Томский губернский архитектор Станислав Викентьевич Хомич. Строился храм на капитал, завещанный потомственным почетным гражданином, бийским 1-й гильдии купцом Алексеем Викуловичем Соколовым, а также купцами-благотворителями Александром Ивановичем Хакиным, Власием Максимовичем Рыбаковым и старостой церкви, владельцем бийской иконостасной мастерской Архипом Александровичем Борзенковым. Часть денежных сумм была собрана прихожанами.
9 октября 1905 г. при огромном стечении народа церковь была торжественно освящена Преосвященнейшим Иннокентием (Соколовым), епископом Бийским, начальником Алтайской духовной миссии. Новопостроенный пятиглавый храм с двухъярусной колокольней стал одним из самых больших православных сооружений Алтая. Храм имел три престола: главный – во имя святого Благоверного и Великого князя Александра Невского и два других – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Клировая ведомость за 1905 г. сообщает, что «утварью церковь достаточна: имеется 17 полных священнических облачений, 9 диаконских стихарей, 3 сереброзлащенных потира с таковыми же приборами, 2 напрестольных Евангелия, одно серебропозлащенное, а другое медное высеребренное; 2 требных Евангелия малого размера; 4 серебряных позлащенных креста». Церковная библиотека в 1908 г. насчитывала 195 книг.
По Высочайше утвержденному для Томской епархии штату в состав причта входили два священника и два псаломщика. Первым настоятелем нового храма до осени 1908 г. являлся священник Василий Климов. Он же с 1902 г. был и последним настоятелем деревянной Александро-Невской церкви. Впоследствии отец Василий дважды от городского и сельского населения Бийска и Бийского уезда направлялся «выборщиком» в Томское губернское собрание. А 2 ноября 1908 г. Климов стал членом Государственной Думы Российской империи III созыва от Томской губернии. Примкнув к фракции беспартийных прогрессистов, он работал в трех комиссиях: рабочей, переселенческой и по городским делам. Постоянно выезжая по уездам Томской губернии, о. Василий особое внимание уделял «труждающимся и обремененным», а также торгово-промышленным служащим, активно решая их вопросы в Государственной Думе. После революции 1917 г. снова служил в Томской епархии. Дважды, в 1930 г. и 1937 г., подвергался арестам УО НКВД по статье 58–10, 11 по обвинению в антисоветской агитации. Решением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 26 августа 1937 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение буквально на следующий день. «Постановлением Президиума Южно-Казахстанского областного суда от 5 июня 1958 г. дело в отношении священника Климова производством было прекращено, и он посмертно реабилитирован». Место его захоронения неизвестно.
Справочная книга по Томской епархии за 1909–1910 гг. сообщает краткую информацию о священно- и церковнослужителях церкви, составлявших его причт. Старшим священником-настоятелем тогда являлся Нил Глушинский, 44 лет, назначенный на эту должность в 1908 г. Он окончил курс Витебской духовной семинарии и 20 августа 1889 г. был рукоположен в сан иерея. Состоял депутатом от духовенства на окружных и общеепархиальных съездах, являлся членом Бийского отделения епархиального училищного совета, был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой и Библией от Святейшего Синода. Младшим священником с мая 1907 г. состоял иерей Георгий Серебрянский, 27 лет, выпускник Томской духовной семинарии. Послушание псаломщиков исполняли окончившие курс Бийского миссионерского катехизаторского училища диакон Василий Мутовин, 25 лет и Иван Ковалев, 32 лет.
В 1911 г. настоятелем храма стал священник Александр Федорович Яхонтов, выпускник Томской духовной семинарии. Одновременно он исполнял обязанности законоучителя Александро-Невской церковно-приходской школы. Являлся председателем Александро-Невского общества трезвости. С 4 июля 1915 г. – благочинный церквей 24-го округа. Член комиссии по делам свечного завода Томской епархии (на декабрь 1916 г.). Как писали Томские епархиальные ведомости в 1914 г., «законоучитель Бийской Александро-Невской школы священник А. Яхонтов – опытный и усердный. Под его руководством школа продолжает идти наряду с лучшими городскими школами».
Старостой церкви, как свидетельствуют ежегодные клировые ведомости, с 1905 г. по 1912 г. был бийский мещанин А. А. Борзенков. За многолетние труды 6 мая 1914 г. он Всемилостивейше пожалован по ведомству православного исповедания золотой медалью «За усердие» на Анненской ленте для ношения на груди. В 1913 г. его сменил Георгий Осипович Яговцев. Указом Томской духовной консистории от 4 июня 1915 г. за № 15116 старостой избран бийский мещанин Василий Александрович Потанин.
В ведении прихода находились: деревянная Никольская часовня, построенная на Ярмарочной площади в память Священного коронования Государя Императора Николая II и освященная 8 сентября 1897 г. Преосвященнейшим Мефодием (Герасимовым), епископом Бийским; женская Александро-Невская церковно-приходская школа; три школы ведомства Министерства Народного Просвещения. В 1911 г. к приходу было приписано 977 дворов, где проживало 3911 душ мужского пола и 4060 женского. В состав прихода также входил выселок Мочище, находившийся в 3-х верстах от церкви.
В 1920-х – начале 1930-х г.г. храм, один из немногих в Бийске, находился в ведении Тихоно-Сергиевского толка, имел сильную и многочисленную общину, являлся кафедральным собором «староцерковников». В эти годы в храме служили: протоиереи Тихон Смородинов и Александр Ардашев, иереи Тихон Завадовский, Анисим Шалаев, протодиакон Александр Кикин и диакон Прокопий Маслов.
Бийчанка Екатерина Васильевна Смородинова, родственница одного из последних настоятелей протоиерея Тихона Андреевича Смородинова, в 1990 г., когда ей было уже 87 лет, вспоминала: «Церковь была увенчана колокольней, выглядела также, как Успенская, огорожена была железной оградкой. Внутри был большой иконостас, много красивых позолоченных икон. А лестница застлана красной ковровой дорожкой, окаймлена железными клетками… Осенью, в августе или сентябре 1937 г., прямо в церкви после проповеди был арестован Тихон Андреевич. Его вели в церковном одеянии мимо наших окон два милиционера. Это был незаурядный человек. Было у него семеро детей. В годы гражданской войны он спас 12 человек от белогвардейцев, раскрыв рясу и не позволив стрелять…».
Решением оргкомитета крайкомиссии по культам от 15 апреля 1939 г. за № 3005, Александро-Невская церковь была закрыта. С декабря 1941 г. и до 2015 г. в здании храма размещался кузнечный участок и склады эвакуированного в годы Великой Отечественной войны завода «Электропечь». В 1940-е г.г. была снесена стройная колокольня, завершение главного центрального купола, надпредельные главы. Убраны главы и накупольные кресты. В советские послевоенные годы к храму пристроены производственные помещения, произведена внутренняя перепланировка.
Возведенное в формах эклектики здание церкви, несмотря на перестройки, является ценным культовым памятником истории и архитектуры регионального значения. В его интерьере, в центральной алтарной части, частично сохранились первоначальные высокохудожественные настенные росписи начала ХХ в. с изображением Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого Александра Невского и святителя Алексия, митрополита Московского, а также фрагменты декоративной лепнины. Сохранившиеся фотографии общего вида храма, этапов разборки колокольни, вполне позволяют воссоздать его первоначальный внешний облик, частично восстановить интерьер.
С середины 1990-х г.г. Барнаульской, а затем и Бийской епархиями совместно с Администрациями г. Бийска и Алтайского края ведутся переговоры с Советом директоров ОАО «Электропечь», в собственности которого он и находится, о возвращении храма РПЦ. В 2015 г. кузнечное оборудование в храме было демонтировано. В 2016 г. в церковных стенах по разрешению руководства предприятия периодически стали проводиться богослужения.
Несомненно, вновь открытая и отреставрированная Александро-Невская церковь придаст современному административному центру Бийска особый колорит, повысит эстетическую привлекательность ландшафта, будет способствовать духовному росту бийчан и паломников. Будем верить, что обязательно наступит тот долгожданный день, когда отреставрированный храм откроет свои двери, начнет созывать малиновым колокольным звоном народ на службу, станет еще одним символом и оплотом православной веры.
П.С. Коваленко, Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края; http://library.altspu.ru