Бийск. Архиерейское подворье.

Бийское Архиерейское подворье, основано в 1880 г.
Среди особо чтимых святых мест Алтайской митрополии и города Бийска уже более века является Бийское архиерейское подворье – исторический духовно-административный центр алтайского православия, расположенный по адресу: улица Иркутская, 1. Именно здесь с 1880 г. по 1920 г. находилась главная резиденция начальника Алтайской духовной миссии, Преосвященнейшего епископа Бийского, викария Томской епархии и размещались административные миссионерские службы.
29 августа 1880 г. в г. Бийске был торжественно отмечен полувековой юбилей со дня практической деятельности Алтайской духовной миссии, основанной архимандритом Макарием (Глухаревым). В канун юбилея епископом Бийским Владимиром (Петровым) закладывается основа нового центра Алтайской духовной миссии и начинается строительство Бийского архиерейского подворья в исторической части города Казанке.
Годом раньше учреждается Бийское викариатство Томской епархии. Архимандрит Владимир (Петров) возводится в сан епископа Бийского с оставлением в должности начальника Алтайской духовной миссии. Перемещение свое из алтайских гор в г. Бийск владыка приписывал промыслу Божию, «ибо пределы миссии расширились и, при большем круге деятельности.., центр ее естественно должен был передвинуться на такой пункт, с которого удобнее можно было бы действовать на север и на юг, запад и восток».
Незадолго до праздничных торжеств на основании постановления за № 26 от 22 июня 1880 г. Бийская городская дума по ходатайству Преосвященного Владимира, епископа Бийского, совершила отвод земли под постройку архиерейского дома и домовой церкви (по 170 сажен длины и ширины), а также под устройство служебного двора и огорода (по 80 сажен длины и ширины) против предыдущего места, в районе Согры. Перед принятием такого решения Его Преосвященством была лично осмотрена указанная городским головой А.С. Дробининым территория рядом с местностью, именуемой Казанка. Оказавшаяся соответствующей требованию и вполне понравившаяся владыке вышеупомянутая земля была предоставлена совершенно бесплатно.
Томские епархиальные ведомости писали: «Миссия имела великое утешение отпраздновать пятидесятилетний свой юбилей. Праздник этот состоял исключительно из богослужений в Бийске, Майме и Улале, сопровождавшихся церковными торжествами, которые украшал своим участием начальник Алтайской миссии Преосвященнейший Владимир, епископ Бийский, викарий Томской епархии, имеющий свою кафедру в Бийске. Поскольку основатель миссии архимандрит Макарий (Глухарев) первую свою службу по дороге на Алтай совершил в Бийске 29 августа 1830 г. и впоследствии нередко по своим служебным делам посещал Бийск, то к 29 августа прибыли в Бийск почти все миссионеры для участия в богослужении. К тому же времени принесена была из Улалы икона св. великомученика Пантелеимона с частью св. мощей его (дар Афона), которая должна была по желанию Преосвященнейшего Владимира находиться при закладке в Бийске архиерейской домовой церкви. После Всенощной 28 августа была отслужена панихида об упокоении рабов Божиих: Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны, архимандрита Макария, всех в проповеди слова Божия трудившихся и всех благотворителей миссии. На второй день, 29 августа, после Божественной литургии, в которой участвовали все миссионеры, начался крестный ход к месту закладки архиерейской церкви на расстоянии трех верст от Градо-Бийского Троицкого собора. Ряды хоругвей, икон и крестов, осененная рипидами икона св. великомученика Пантелеимона впереди процессии, пятнадцать священнослужителей во главе с Преосвященнейшим Владимиром, стройное и приятное пение Улалинского хора певчих, громадное стечение народа – все это при неожиданно прекрасной погоде представляло священноумилительную картину, не виданную доселе в Бийске. После освящения места основания церкви и дома было провозглашено многолетие Государю Императору с Августейшим Домом, Преосвященнейшим епископам, всем трудящимся в Алтайской миссии и благодеющим ей, ктиторам и всем участвующим своим пособием в построении сего храма… Все богослужение совершалось около 5 часов».
Так в день 50-летия Алтайской духовной миссии и было положено начало Бийскому архиерейскому подворью, которое стало оплотом и твердыней православной веры на Алтае. В отчете о миссиях Киргизской и Алтайской Томской епархии за 1882 г. сообщается, что: «Господь помог начальнику миссии достроить (хоть и не совсем отделать) новый, вполне удобный центральный пункт для миссии – подворье в г. Бийске». На обширной, щедро отведенной усадьбе, располагались: трехэтажный архиерейский дом с домовой миссионерско-архиерейской церковью во имя Казанской иконы Божией Матери в третьем этаже-мезонине, особый дом для служащих при церкви, дом для прислуги, дом для столярной мастерской и хозяйственные постройки: конюшня, экипажный и дровяной сараи, амбар, погреб, ледник и другие строения.
Несмотря на пожар 1886 г., архиерейское подворье на территории в несколько гектаров к 1915 г. насчитывало около 30 строений. Среди них выделялись монументальные каменные здания: архиерейский дом с домовым Свято-Димитриевским храмом, Казанская архиерейская церковь, самое масштабное в г. Бийске тех лет по объемам и размерам здание Бийского миссионерского катехизаторского училища с храмом во имя святого апостола Иоанна Богослова, а также Сахаровская начальная школа и хозяйственные сооружения. Подворье по периметру было обнесено изгородью – стеной высотой более 3 м.: с восточной стороны – частично кирпичной с проездными трехарочными святыми вратами; частично с восточной и южной – кирпичной, а также с каменными столбами и деревянными пролетами, двумя кирпичными воротами с парными боковыми калитками, симметрично расположенными справа и слева от парадного южного входа в архиерейский дом; с северной и западной сторон – деревянной.
Рядом с подворьем были искусственно созданы живописные каналы, подпитываемые родниками местных водоносных горизонтов. Вокруг разбиты нижний Архиерейский сад, Архиерейская рощица и верхний «чудесный Александровский сад с многочисленными диковинными для местных жителей растениями. В весеннее время года подворье утопало в пышной зелени деревьев и кустарников, наполнялось ароматом цветущих фруктовых деревьев и звонкими трелями птиц». С восточной стороны архиерейского дома, в Архиерейской рощице, еще в 1890-е г.г. был построен первый в городе фонтан с гранитным точеным круглым бассейном и скульптурой мраморной птицы в центре, из клюва которой истекала «живительная» вода. Рядом находилась деревянная ажурная беседка со столом, где надо полагать в летнее время владыке и его гостям подавали чай.
В 1920-е гг. все здания подворья были национализированы. Сначала здесь разместилась уездная больница, затем опытно-показательная школа имени III Коминтерна. В начале 1930-х г.г. вся территория подворья с прилегающими участками: Александровским садом, Архиерейской рощей с прудами, Ярмарочной площадью в границах: улицы Иркутской – на севере, переулка Муромцевского – на западе, улицы 2-й Сенной – на юге и переулка Коммунарского – на востоке, была передана в ведомство Министерства обороны СССР. Здесь разместилась воинская часть, где и дислоцировалась мотострелковая дивизия № 11903. Здание катехизаторского училища занял гарнизонный дом офицеров, архиерейский дом – штаб воинской части, флигель архиерейского дома – узел связи, Казанскую архиерейскую церковь – конюшня, а затем склады вещевой и горюче-смазочных материалов. Подвальное помещение церкви использовалось под овощехранилище и солдатский тир.
В годы Великой Отечественной войны, в период с 5 июля 1941 г. по 16 марта 1943 г., в пригодных зданиях подворья разместился сортировочный эвакогоспиталь № 1513 на полторы тысячи койко-мест одновременно. Госпиталь был сформирован в Бийске и имел общехирургический, неврологический и сортировочный профили. Его возглавляли Подгорбунский, а затем Логвиненко.
Еще в 1920–30-е г.г. стал вырубаться Александровский сад, заложенный статским советником А.Т. Фроловым в память императора Александра II. Печальное зрелище тогда представлял и Архиерейский сад. 1 августа 1923 г. газета «Звезда Алтая» опубликовала тревожного содержания статью с названием «Бывший Архиерейский сад», где говорится: «В Казанке самый лучший сад в городе, как по величине, так и по растительности с прудом-каналом из чистой ключевой воды в центре, но, к сожалению, сад этот не только не огорожен, но и запущен. Будучи приведенный в порядок, он мог бы быть обращен в «детский сад», которых в городе нет и которые в благоустроенных городах имеются. В детском саду дети могли бы проводить время хорошо и с пользой для здоровья».
В выписке из наказов, предложенных избирателями новому составу городского Совета выборов 1929 г. 9 созыва, в области работы по народному образованию говорится, что: «Для поднятия культурного уровня населения Казанки и для предоставления ему здоровых разумных развлечений, необходимо открыть ряд красных уголков и читален, устроить в бывшем Архиерейском саду летний театр и т.д.». В 1950-е гг. был уничтожен Александровский сад с верхними архиерейскими прудами в связи с организацией стоянок для военной техники. На территории сада были возведены гаражные комплексы воинской части и жилые многоквартирные дома для семей военнослужащих. В конце 1980-х г.г. уничтожены Архиерейский сад – образец садово-паркового искусства ХIХ в. – начала ХХ в., с нижним каналом, в котором даже в советское время, по воспоминаниям бийчан, водились зеркальные карпы и караси, а гладь воды своим присутствием украшали дикие утки и лебеди. Были вырублены вековые тополя и ивы, осушен и засыпан пруд. Территория сада вошла в состав городского микрорайона № 23 и застроена многоуровневыми гаражными кооперативами, жилыми десятиэтажными многоквартирными домами. Из трех зеленых насаждений сохранились ныне только остатки Архиерейской рощицы. Не удается найти сведений о том, что стало с первым в истории города фонтаном. В 1950-е г.г. по воспоминаниям бийчанки В.П. Киричек он еще был на месте.
Архиерейская площадь, некогда застроенная хозяйственными строениями подворья, в советские годы была превращена в военный плац. Здесь проходили строевые смотры. В 2000 г. воинская часть была расформирована.
В настоящее время Бийское архиерейское подворье является комплексным памятником архитектуры и истории конца ХIХ в. – начала ХХ в. регионального значения. На март 2018 г. здесь сохранилось 10 исторических строений. По периметру Архиерейской площади расположены монументальные кирпичные здания подворья: архиерейский дом с флигелем, миссионерское катехизаторское училище, конюшня; немного в стороне – Казанская архиерейская церковь, второй флигель, студенческая училищная баня, перестроенные здания Сахаровской церковно-приходской школы и больницы катехизаторского училища.
Основные здания подворья, как утверждают старожилы города, первоначально были связаны подземными переходами, а под Архиерейской площадью располагались подземные кельи для уединенной отшельнической молитвы монахов, о чем уже более века из поколения в поколение местными жителями передаются легенды и предания. Этот факт, а также якобы найденные в разные десятилетия ХХ в. архиерейские «сокровища», как и сами строения с сохранившимися внутри стен узкими винтовыми лестницами и погребами, до сих пор вызывают огромный интерес у любознательных горожан и поклонников бийской старины.
В 1990 г. РПЦ передана Казанская архиерейская церковь, освященная сначала по ошибке как храм во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В июне 2002 г. Министерством обороны РФ возвращены архиерейский дом и флигель. Более века дивным архитектурным украшением Бийска является архиерейский дом, где с июня 2002 г. идут реставрационные работы, воссоздается былое благолепие святыни. Восстановлен домовый Свято-Димитриевский храм в мезонине здания.
Достопримечательностью и центральной доминантой Архиерейской площади стал монументальный памятник святителю Макарию (Невскому) Алтайскому, торжественно открытый 1 октября 2009 г. Памятник создан по благословению Преосвященнейшего Максима (Дмитриева), епископа Барнаульского и Алтайского, скульптором Сергеем Михайловичем Исаковым при попечительстве руководителей благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца А.М. Быкова и М.И. Чепеля. Памятник отлит на предприятии по производству художественного литья «ЛитАрт» в городе Жуковском Московской области и преподнесен в дар городу Бийску в год его 300-летия.
Экспертной комиссией при Администрации г. Бийска по увековечению выдающихся людей, исторических дат и знаменательных событий, и по благословению Владыки Максима (Дмитриева), еще в 2008 г. принято решение открыть на историческом здании Бийского миссионерского катехизаторского училища мемориальную доску основателю миссии, преподобному Макарию (Глухареву) Алтайскому. В 2012 г. мемориальная доска с барельефом святого была отлита из металла по проекту художника С.М. Исакова, а в ноябре 2014 г. – укреплена на фасаде здания. Текст мемориальной доски, утвержденный Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым), епископом Барнаульским и Алтайским, гласит: «Свет Христов просвещает всех. В сем граде 29 августа 1830 года начал свое миссионерское служение основатель Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев). 1792–1847 г.г.».
Несколько лет подряд в здании бывшего катехизаторского училища занимаются учащиеся Бийской православной школы (до декабря 2012 г. – гимназии) во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. И это не случайно. Именно Иоанн Кронштадтский неоднократно направлял свою лепту на строительство здания, благоукрашение миссионерского храма, духовно укреплял молитвой и словом бийских архиереев в нелегком деле их архипастырского миссионерского служения.
В 2009 г. по заказу Администрации города Бийска создан проект благоустройства территории архиерейского подворья. Сегодня Бийское архиерейское подворье с Музеем истории Алтайской духовной миссии – популярное место познавательного и паломнического туризма. Тысячи людей ежегодно идут и едут сюда, чтобы лучше узнать историю православия на Алтае, укрепиться в вере, поклониться святыням, побывать в архиерейском доме, где жил молитвенник земли Русской святитель Макарий (Невский). В Казанской церкви находится обретенная в 1998 г. одна из главных святынь миссии – старинная афонского письма икона святого великомученика Пантелеимона, небесного покровителя Алтая.
Самое важное и назидательное для нас сегодня – имена подвижников, молитвами и трудами которых создавалось Бийское архиерейское подворье – оплот православной веры и духовности. Это насельники подворья: Преосвященнейшие епископы Бийские – Владимир (Петров), святитель Макарий (Невский), Владимир (Синьковский), Мефодий (Герасимов), Сергий (Петров), Макарий (Павлов), архиепископ Иннокентий (Соколов), монашествующая братия архиерейского дома, священно- и церковнослужители, строители, учителя церковных школ, прихожане святых храмов. Среди них: основатель иконостасно-иконописной мастерской Архип Александрович Борзенков и резчик-самоучка мастерской иеромонах Петр (Селиверстов), известный алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин, садовник подворья иеромонах Феогност (Сукорский), регент архиерейского хора, известный алтайский ученый-этнограф, композитор и просветитель А.В. Анохин, впоследствии член-корреспондент АН СССР. Все они, как и многие другие, прошли путь духовного становления здесь, в стенах этого святого места, посвятив свой талант Богу и людям.
Именитые бийские купцы Алексей Федорович и Елена Григорьевна Морозовы, Алексей Викулович Соколов, Яков Алексеевич Сахаров, Михаил Савельевич Сычев, Василий Николаевич и Александр Васильевич Осиповы, Владимир Гордеевич Пискарев, Власий Максимович Рыбаков – те, кто безвозмездно вкладывали свои средства в создание архитектурного ансамбля Бийского архиерейского подворья, благоукрашение его святых храмов. К сожалению, имена многих, чей труд был направлен на созидание этого святого места, теперь уже навсегда останутся безызвестными и забытыми.
В процессе исследования удалось собрать и изучить обширный документальный и вещественный материал, отражающий историю подворья, биографии его насельников, священно- и церковнослужителей, преподавателей и учащихся учреждений образования, находившихся на территории комплекса. Многочисленные источники позволяют воссоздать первоначальный образ Бийского архиерейского подворья, особенности его исторической застройки, установить точное местонахождение снесенных зданий и хозяйственных строений, каменной стены-ограды и въездных ворот. Сохранившиеся фотографии начала ХХ в. дают ценную информацию для разработки генерального проекта восстановления архитектурного и историко-культурного комплексного памятника православия Алтая.
П.С. Коваленко, Красная книга объектов культурного наследия Алтайского края; http://library.altspu.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?