«Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить — представление, сохранявшееся в крестьянской среде еще до конца XIX — начала ХХ в.», — пишет Г. С. Маслова в монографии «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начале XX в.».
К поясу относились как к сакральному предмету, оберегу. Неудивительно, что пояса играли особую роль в свадебном обряде и служили своеобразным зароком: передавая пояс жениху, невеста соглашалась выйти за него замуж и уже не могла изменить своего решения.
Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. В Тамбовской и Псковской губерниях во второй половине XIX века сохранялся обычай, когда во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, в середину которого она прыгала с лавки, если была согласна на брак.
Пояса входили в число обязательных даров, которые невеста подносила родным жениха. Во время свадьбы и в предсвадебные дни она могла раздаривать до ста поясов, поэтому девушки начинали их ткать с 9-12 лет.
Широко распространен был обычай связывать жениха и невесту поясом или кушаком, что символизировало неразрывную связь будущей супружеской пары и должно было обеспечить их дружную жизнь.
—
Пояс. Начало ХХ в.
Пояс. Начало ХХ в.
Пояс. Конец XVIII – первая половина XIX в.
Пояс. Конец XIX в.
Пояс. 1920–1930-е гг.
Пояс. Конец XIX – начало ХХ в.
#РусскаяСвадьбаГИМ #СвадебныеТрадицииГИМ #КоллекцияГИМ #ГодСемьи