Берёзовик. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Березовик (Березовики), церковь «Всех скорбящих Радость», посл. четв. 18 — нач. 19 в.
Стоит на краю села, на высоком холме над р. Вязьма; господствует в окружающем пейзаже. Сооружена в три строительных периода: первый этаж (теплый храм Происхождения Честных древ с приделом Михаила Архангела) возведен в 1779 г. на средства помещика А.И. Хмелевского вместо деревянной церкви сер. 18 в.; второй этаж (холодный храм Всех скорбящих) и колокольня — в 1 809 г. на средства прихожан; в 1 -и пол. 19 в. к колокольне с юга пристроили двухэтажную палатку, а с севера — крытую лестницу в верхний храм. Кирпичные стены побелены по кладке. Первоначально здание окружала каменная ограда с четырьмя воротами и небольшими башнями по углам (утр.). Сохранились лишь церковная сторожка и основание угловой башни. В облике здания, характерного для сельских храмов 2-й пол. 18 в., преобладают несложные формы барокко, дополненные более архаичными элементами (луковичная глава, крыльцо на отлете). Стилистически нейтральные фасады стоящей рядом сторожки включают мотивы древнерусского зодчества.
Мощный двухэтажный основной четверик церкви завершен выпуклой четырехгранной кровлей, над которой поднимается чешуйчатая луковичная главка с перехватом на небольшом цилиндрическом световом барабане. К четверику примыкают почти равные ему по ширине и на немного пониженные полукруглый алтарь и прямоугольная трапезная. С запада композицию замыкает трехъярусная колокольня под крутой граненой кровлей с люкарнами. Пристройки к колокольне несколько нарушают строгую осевую симметрию здания.
Облик фасадов достаточно строг: графичные, барочные по рисунку наличники окружены большими плоскостями гладкой стены. Необычны наличники с крупными ушами в два уступа — в верхнем этаже трапезной. Окна второго этажа арочной формы и значительно более крупные, чем нижние окна с лучковыми перемычками. По цоколю и в карнизах проходит поребрик. Над входом в лестничную пристройку сохранилась ажурная опора двускатного зонта с кронштейнами ампирного рисунка. В окнах уцелели первоначальные кубоватые решетки. Внутри основной четверик теплого храма перекрыт цилиндрическим сводом, а холодного — четырехлотковым сомкнутым со световым кольцом центрального барабана. Оба алтаря имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи, а трапезные — полулотковые своды с распалубками над окнами. Первый и верхний ярусы колокольни перекрыты сомкнутыми сводами, а средний — плоским деревянным потолком. В палатке при колокольне — цилиндрические своды, перекрытие над лестницей имеет форму ползучей арки. От клеевой росписи нач. 19 в. сохранилась барочная композиция «Коронование Богоматери» в конхе апсиды. Живопись на своде и стенах четверика полностью переписана маслом во 2-й пол. 19 в., тогда же выполнены лепные обрамления и карниз. Возможно, ряд композиций на своде и в верхнем ярусе повторяет первоначальные, в нижнем — написаны заново.
Манера росписи характерна для академической живописи. На своде, ребра которого отмечены рисованными тягами, композиции необычно расположены в два яруса. В верхнем написаны «Преображение», «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» (живопись имеет значительные утраты); их лепные обрамления имеют форму квадрифолиев. В нижнем ярусе в каждом лотке помещены по три евангельские сцены (исключение — «Ветхозаветная Троица» на северном лотке). Между ярусами выполнены гризайльные изображения ангелов, в обрамления включен орнамент-плетенка. На стенах живопись помещена в два яруса; в первом -евангелисты, библейские и евангельские композиции, сцены из жития Сергия Радонежского, святые. Интересной особенностью росписи представляются изображения апостолов в верхней части восточной стены, имитирующие иконы апостольского чина. Они фланкировали центральную икону (очевидно, Христа-Вседержителя) и, таким образом, «дополняли» иконостас. Сторожка — небольшое одноэтажное здание с вальмовой кровлей, построенное во 2-й пол. 19 в. Кирпичные стены побелены по кладке. Огибающие лопатки на углах прямоугольного объема пересекают поребрик, проходящий в завершении стен.
Березин, Добронравов, 1898, с. 222-223. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 259-261

Строительство храма проходило в три этапа. В 1779 году на средства помещика А.И. Хмелевского вместо старой деревянной церкви был построен теплый храм Происхождения Честных древ с приделом Михаила Архангела. В 1809 году был надстроен второй этаж — холодный храм с престолом во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Также на средства прихожан была построена колокольня. В первой половине XIX века с южной стороны колокольни двухэтажная сводчатая палатка, а с северной — крытое крыльцо, ведущее в верхнюю церковь.
В 1854 году храм становится четырехпрестольным — в память первого сельского храма на втором этаже помещицей Н.И. Чихачевой был устроен придел св. Николая Чудотворца.
Вытянутый равновысокий силуэт здания нарушается лишь четвериком, возвышающимся над апсидой и трапезной на высоту карниза. Оба этажа церкви состоят из практически одинаковых частей: алтаря, непосредственно храма и трапезной. Соответствующие друг другу помещения обоих этажей близки по размерам и практически совпадают в плане, но своды холодного храма существенно выше. На второй этаж ведут два входа: через отдельный вход с северной стороны здания и через помещение нижнего яруса колокольни и трапезной. Для размещения отопительных печей предназначался подвал, расположенный под южной частью трапезной. В комплекс также входит одноэтажная кирпичная церковная сторожка, расположенная к северо-западу от Скорбященского храма.
Богослужения в храме прекратились в 1937 году, а решением облисполкома от 6 июля 1940 года храм был закрыт и стал использоваться в качестве склада. Возрождение храма началось 8 ноября 1998 года освящением престола в честь Казанской иконы Божией Матери на первом этаже храма. Распоряжением Правительства Ивановской области от 26.01.2001 № 7-рп храмовый комплекс села Берёзовик (Скорбященская церковь и церковная сторожка) включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве ансамбля местного значения.
https://saints.teykovo.su/objects/berezovik-skorbyashenskaya/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?