«Березовая роща» Архипа Куинджи

Архип Куинджи считался не только непревзойденным мастером художественной передачи ночного света (все мы прекрасно помним его магические лунные ночи, от которых глаз не оторвать), но и света солнечного. Немало шуму в свое время наделала написанная им в 1879 году «Березовая роща». Свои ощущения от восприятия этого полотна, представленного на выставке в 1881 году, оставил архитектор Константин Быковский:
«Вы входите в темную обширную комнату. Слабый свет едва проникает при входе, но глубина помещения потонула в ночном мраке. Но в этой глубине вдали за силуэтами голов зрителей ярко светится, подобно транспаранту блестящий цветной прямоугольник. На нем сразу выделяются горящие ярким светом стволы берез. Перед вами что-то совсем не похожее на картину! Уже на близком расстоянии представляется пред вами не то транспарант, не то подобие уменьшенного, игрушечного леса. Рельефно, совсем по-настоящему выступают маленькие стволы берез. Рельеф доходит до резкой отчетливости стереоскопных видов». По сути, Быковский описал эффект 3D.
Если вы подойдете к оригиналу этой картины в Третьяковке и внимательно посмотрите на нее вблизи, то увидите, что березы написаны каким угодно цветом, кроме белого. Эффект белого свечения возникает благодаря тем контрастам, которые Куинджи использует: зеленый и красный цвета, поддерживающие друг друга, акцентирующие стволы берез. Яркие, светлые, но не белые блики на стволах создают ощущение очень яркого, театрального, совершенно искусственного солнечного света. Театральность картины сочетается с иллюзией объема, полностью разрушающейся вблизи. Поэтому на выставке Куинджи была балюстрада, которая не позволяла зрителю подойти и посмотреть, как же это сделано. А сделано это довольно грубыми мазками: здесь нет детализации, но есть невероятная точность в соотношении цветов и тонов, которая на расстоянии создает ощущение картины, подсвеченной изнутри.
Не удивительно, что сатирический журнал «Стрекоза» поместил на свою обложку дружеский шарж работы Александра Лебедева, посвященный как раз мастерству передачи Куинджи дневного света на картине «Березовая роща». Здесь как раз обыгрываются слухи об использовании художником дуговой лампы под названием «свеча Яблочкова» для искусственного подсвечивания своих работ и создания необходимого эффекта.
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?