Березники. Церковь Собора Пресвятой Богородицы.

БЕРЕЗНИКИ. ЦЕРКОВЬ СОБОРА БОГОМАТЕРИ, сер. 18 в.
Расположена на окраине древнего села, у дороги. Каменная церковь с колокольней и двумя приделами (Иоанна Предтечи и Смоленской Богоматери) построена в 1748 г. Рядом с ней до кон. 19 в. стояла деревянная церковь Собора Богоматери 1724 г. (не сохр.). Колокольня храма утрачена. Один из интересных храмов области, архитектура которого следует местным традициям, восходящим к 17 в. В объемной композиции доминирует сравнительно крупный бесстолпный четверик в два света, слегка вытянутый по продольной оси; над его четырехскатной кровлей поставлены пять широко разнесенных луковичных глав на глухих цилиндрических шеях. Более узкий и низкий алтарь имеет пятигранную форму. Крупная трапезная (юго-западный угол ее утрачен при разборке колокольни) под двускатной кровлей вносит асимметрию в общее построение: вытянутая в одну линию с южным фасадом четверика, она сильно расширена к северу благодаря приделу с прямоугольной апсидой, ранее увенчанной небольшой главкой над скатом кровли.
Убранство фасадов довольно сдержанно: плоские лопатки закрепляют углы объемов, в завершении проходят простые карнизы с мелкими сухариками. Оригинален аттик четверика с четырьмя нишами — кокошниками на каждом фасаде и с поясом бегунца под ними (на боковых фасадах посредине разделены короткой лопаткой). Необычно расположение окон на северном и южном фасадах четверика: проемы обоих светов расположены в нижней части стен в две оси и смещены к востоку. Все проемы здания прямоугольные; у четверика они имеют скругленные верхние углы, часть из них обведена уступчатыми рамками и помещена в арочные ниши. Помещение храма перекрыто высоким сомкнутым сводом; коробовые своды трапезной опираются на два мощных столба, поставленных в центре по оси восток-запад, над алтарной апсидой придела — три лотка.
Первоначальная клеевая живопись сохранилась в среднем ярусе стен храма. Это интересный пример росписи 1-й трети 19 в., где композиции в стиле классицизма сочетаются с гризайльным орнаментом, соединившим в себе как барочные, так и классицистические черты. На южной и северной стенах евангельские сцены размещены асимметрично, что связано с расположением окон. Большое внимание уделяется тщательно проработанным пейзажным либо архитектурным фонам; наиболее выразительны пейзажи в духе романтизма в сценах «Исцеление слепого» и «Христос и самаритянка» на северной стене. В широком гризайльном фризе между окнами первого и второго света барочные раковины и завитки дополнены херувимами и вазами с фруктами. Композиции первого яруса были написаны на фоне рисованных пилястр с ионическими капителями, а небольших размеров сцены третьего яруса объединялись с композициями второго орнаментальной декорацией. В трапезной масляная живопись второй пол. 19 в. в духе позднего академизма покрывает своды и стены.
До недавнего времени в храме сохранялся пятиярусный иконостас 1-й трети 19 в., выполненный в древнерусских традициях кон. 17 в. Это было высокое сооружение в 13 осей, края которого заходили на боковые стены. Иконостас украшала пышная резьба в формах нарышкинского барокко: мощные резные кронштейны во втором ярусе и ажурные колонки с виноградными гроздьями и листьями — в остальных. Отдельные иконы пророческого и праотеческого чинов также были выполнены в духе живописи 17 в. Ныне существует лишь архитектурная основа двух верхних ярусов.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область», Часть 2. — М., Наука, 2000, с. 497-499

Приделов в церкви каменной было три: В холодной церкви во имя Собора Пресвятой Богородицы. В теплых приделах 2: правый южный в честь иконы Пресвятой Богородицы Смоленская; левый северный в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.
Деревянная церковь была также во имя Собора Пресвятой Богородицы. По клировым ведомостям была построена в 1724 г., но по сказаниям церковной летописи — в начале 17 века. Использовалась для отпевания усопших, т.к. стояла на кладбище, находящемся в той же ограде. Богослужение совершалось в ней 3 раза в год — на престольный праздник, в понедельник Светлой седмицы и в праздник Смоленской ик. Богородицы (По клировым ведомостям за 1899 г.).
Горшкова А.М.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?