Храм расположен глухой местности на границе Мещёрских болот. Ввиду исключительного безлюдья в этих местах не сложилось своих архитектурных направлений, до XIX в. церкви были деревянными, а поздние храмы строились под заказчика и в московских, и в губернских традициях, в основном по устоявшимся в XIX в. канонам классицизма в архитектуре. Георгиевская церковь действующая, имеет каменную ограду с воротами и небольшой автостоянкой.
«Местность, где расположен Славцевский приход, называлась в старинных актах «Славецкой волостью». Славцевская волость и в настоящее время в значительной степени покрыта лесами, а в старину это несомненно была сплошная лесная глушь, среди которой поселения стояли как бы отдельными островами, что и доселе сохранилось в названии некоторых деревень. Среди этих лесов в начале XVII века находилась уже церковь во имя св. в.-муч. Георгия, которая и была занесена в патриаршие окладные книги. Какие поселения составляли в то время Славецкий приход, сведений о том не сохранилось. Но заселение этой волости, вероятно, началось со второй половины ХІІ столетия, потому что в писцовых книгах Владимирского уезда 150—155 гг. значатся одни только пустоши. По преданию, в Славецких лесах была в старину царская охота, здесь жили царские ловчие, которые в отличие от других ловчих имели белые перевязи через плечо. Может быть, для этих ловчих и построен был в первый раз храм во имя св. в.-мученика Георгия. В конце же XVII столетия Славецкая волость значится уже в вотчине князя Федора Семеновича Урусова.
Вышеупомянутая в Славцеве Георгиевская церковь была несомненно деревянная. Около половины XVIII столетия, но в каком именно году, неизвестно, построена вместо неё каменная церковь также во имя св. в.-муч. Георгия. В этой церкви сначала был устроен только один престол, но в 1781—88 гг. на средства князя А. П. Голицына в трапезе был устроен другой престол во имя св. в.-муч. Параскевы. В приходе в это время числилось 350 дворов. В 1838 г. трапеза была расширена и в ней устроен другой придел во имя св. прор. Илии. В 1856—59 гг. перестроен был и главный храм, но после перестройки в нем оставлен один престол во имя св. в.-муч. Георгия, самый же храм только расширен. С того времени храм существует без изменений.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Из св. икон своею древностью отличаются икона св. в.-муч. Георгия и Знамения Божией Матери, а также и Казанская икона Пресв. Богородицы. В церковном архиве сохранились две грамоты на устроение и освящение придела во имя св. муч. Параскевы, данные 1781 и 1788 гг.
Приход состоит из деревень: Березников, Дербышей, Голубина, Шувалихи, Пушнина, Косьмина, Турова, Большого острова, Малого острова, Халтурки (рядом с церковью), Готовкина, Максимихи, Анфимихи, Малахова, Жабина, Головина, Коробова, Овечкина, Кузнецова, Коннова, Нерожина, Филина, Левина, Шипелей, Спасской, Крутояк, Дубровы и Угрюмихи; во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 3222 души муж. пола и 3321 женского, в том числе раскольников 475 душ муж. пола ж 483 женского».
По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А. Паркова. 1897, стр. 514-516
Местность вокруг Березников называлась в старинных актах «Славецкой волостью». Георгиевский погост, там, где расположена церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, располагался в 1 версте от деревни Березники. В конце ХIХ — начале ХХ вв. это село являлось центром Березниковской волости и входило в один из самых больших во Владимирской губернии Судогодский уезд. «Погост Георгиевский, что в Славцеве, находится в 65 верстах от уездного города и в 40 от губернского», — сказано в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии В. Г. Добронравова.
Славцевская волость, как в давние времена, та и в наши дни, сплошь покрыта лесами, а в старину это несомненно была глушь с непроходимыми лесами и болотами, среди которых поселения располагались как бы отдельными островками. Среди этих лесов в начале ХVII в. и была построена деревянная церковь во имя свт. вмч. Георгия. То место, на котором появился этот храм, назвали Георгиевским погостом, а рядом расположились в берёзовых рощах деревни Халтурка и Готовкино, затем появилось село Березники. После 1635 г. церковь была занесена в Патриаршие окладные книги. Кто был инициатором и в каком году появился этот храм на Березниковской земле, история умалчивает.
Заселение это волости, вероятно, началось со второй половины ХVII в., потому что в писцовых книгах Владимирского уезда 7150-7155 гг. значатся одни только пустоши. По преданию, в Славецких лесах была в старину царская охота, здесь жили царские ловчие, которые в отличие от других ловчих имели белые перевязи через плечо. Может быть, для этих ловчих и была выстроена эта церковка. В конце ХVII в. Славецкая волость значится уже в вотчине князя Фёдора Семёновича Урусова, троюродного брата царя Алексея Михайловича. В 1725 г. деревянная церковь сгорела и на её месте возводится каменный храм с тем же посвящением. В этой церкви сначала был устроен только один престол, но в 1781-1788 гг. на средства князя А. П. Голицына в трапезе был устроен второй престол во имя вмч. Параскевы Пятницы. В приходе в это время значилось 350 дворов.
В 1838 г. трапезная была расширена и в ней устроен ещё один придел — во имя св. пророка Илии. В 1839 г. к церкви погоста Георгиевского был назначен епархиальным архиереем и переведён из села Эрлекса Судогодского уезда священник Алексей Иванович Успенский (служил в Эрлексе с 1834 по 1860 гг.), управлявший приходом здесь до конца своей жизни. С 1842-1860 гг. в Георгиевской церкви служил священник Борис Иванович Молитвословов. При нём, в 1856-1859 гг., храм перестраивается и расширяется, после чего в нём остаётся один престол во имя св. вмч. Георгия. В этом виде он сохранился до наших дней. Это мощный пятиглавый двухсветный четверик с удлинённой трапезной и многоярусной колокольней. В 1864 г. к церкви погоста Георгиевского переведён с возведением в сан иерея диакон Дмитровского собора во Владимире Иоанн Иларионович Успенский. Он служил в Георгиевском храме до своего выхода в 1885 г. за штат.
Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь была в то время снабжена в достатке. Из икон своей древностью отличался образ св. вмч. Георгия, а также иконы в честь Знамения Божией Матери и Казанская Пресвятой Богородицы. В церковном архиве хранились две грамоты на устроение и освящение придела во имя св. муч. Параскевы Пятницы 1781 и 1788 гг. Причта в приходе по штату положено: три священника, диакон и три псаломщика. На содержание их получалось от пользования церковною землёю, от процентов с причтового капитала (1920 руб.), от хлебного сбора с прихожан и от служб и требоисправлений до 3250 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 2 дес. 1400 саж., под церковью и кладбищем 1700 саж., под дорогами 1015 саж., под речками 1 дес. 1150 саж., пахотной 33 дес., сенокосной 54 дес., под кустарниками 12 дес., лесу строевого 32 дес., 1487 саж. Земля эта приложена в пользу причта помещиком Иваном Яковлевичем Богдановым.
В деревнях прихода по клировым ведомостям 1897 г. числилось 3222 души муж. пола и 3321 жен., в том числе раскольников 475 душ муж. пола и 483 жен. Как мы видим, расцвет приходской жизни пришёлся как раз на конец ХIХ — начало ХХ в. Выросло население прихода (6,5 тыс. человек), а число дворов возросло до 1000. Георгиевская церковь была за все годы существования не просто местом таинств и треб, она была центром духовной жизни прихожан и выполняла очень важную просветительскую и образовательную функцию.
После 1917 г. в храме продолжались богослужения. В 1930-е гг. были осуждены и сосланы в лагеря священник Павел Полетаев и диакон Николай Лебедев; оба из лагерей не вернулись. В советское время храм сохранился благодаря принципиальности одного человека, председателя колхоза Григория Климова. Во все инстанции он тогда писал о том, что в помещении церкви, как и положено, оборудовали зерносклад. А сам закрыл церковь на замок и никого туда не пускал. Так и удалось сохранить здание практически нетронутым. Даже английская плитка на полу выглядит сейчас как новенькая. В годы Великой Отечественной войны храм также не закрывался, но постоянного клира не было, богослужения совершали командировочные священники. В 1964-м Георгиевский храм всё же закрыли. В 1970-е гг. были вывезены в Суздаль царские врата, паникадило, хоругви, церковная утварь, множество икон. Сильно пострадал тогда внешний и внутренний облик храма: отопление со временем пришло в негодность, роспись в трапезной к концу 1980-х гг. оставляла желать лучшего.
В 1989 г. Георгиевская церковь была открыта по просьбе прихожан. Последний раз церковь была перестроена в середине ХIХ в. для того, чтобы в ней одновременно могли молиться до 2000 человек. Храм разделён на две части — зимнюю и летнюю. Последняя не отапливается и закрыта с октября до конца весны.
С сайта: www.lubovbezusl.ru/Статьи/Собинский район/село Березники