Березино. Церковь Димитрия Солунского.

Расположена за западной окраиной села на кладбище. В 1738 г. (по другим источникам в 1742 г.) здесь была поставлена деревянная церковь Дмитрия Солунского с приделом Благовещения (сильно перестроена в 1847 г.). Ныне существующая каменная церковь с приделами Благовещения и Ильи Пророка сооружена на земле, пожертвованной дворянином С.С. Устимовичем, на средства прихожан. «Строителем» (возможно, подрядчиком) был тверской купец А.Г. Щербаков, а наблюдали за работой последовательно сменявшие один другого архитекторы В.И. Кузьмин, П.Ф. Федоров и А.П. Федоров. Здание было возведено в 1894-98 гг., внутренняя отделка и освящение относятся к нач. 20 в. Церковь построена из кирпича в технике лицевой кладки на цементном растворе, имеет белокаменные цоколь и детали декора. Сельская приходская церковь периода поздней эклектики, в архитектуре которой стилизованные формы барокко и классицизма сочетаются с элементами русского стиля.
Храм типа восьмерик на четверике имеет обширную трапезную и трехъярусную шатровую колокольню. Четверик с пониженной полукруглой апсидой несет широкий приземистый восьмерик на низком постаменте, завершенный восьмидольной кровлей с луковичной главкой на металлическом барабане. Низкая прямоугольная трапезная с двускатной кровлей гораздо шире четверика. Над нижними ярусами колокольни, прямоугольными в плане, возвышается восьмигранный ярус звона, увенчанный небольшим шатром с луковичной главкой. На храме и колокольне сохранились кованые кресты своеобразного типа. Довольно лаконичный декор фасадов состоит из широких лопаток на углах объемов и профилированных цоколя и карнизов, раскрепованных в нижнем ярусе над лопатками. Арочные окна и ниши в храме имеют лишь подоконные полки. В центре боковых фасадов четверика над входным проемом и арочным окном второго света расположено полуглавие с круглыми нишами по сторонам. На боковых фасадах трапезной три арочных окна объединены крупным полуциркульным архивольтом. Завершения восьмерика и колокольни отличаются измельченным кирпичным декором в духе 17 в. Пояски из городков, арочных нишек и зубчиков венчают восьмерик. Западный вход оформлен массивными приземистыми колоннами, несущими сильно выступающий перед стеной полуциркульный архивольт. Наряду с карнизами, обогащенными зубчиками и поребриком, во втором ярусе колокольни использован мотив полуглавия, а в третьем ярусе — аркатура, опирающаяся на полуколонки.
В интерьере доминирует высокое пространство храма с тромпами при переходе к восьмерику, перекрытому сомкнутым восьмилотковым сводом. Широкий арочный проем ведет из храма в апсиду, которая имеет коробовый свод с конхой. Трапезная с четырьмя крещатыми столбами, сдвинутыми к востоку, перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на подпружные арки. Свод нижнего яруса колокольни коробовый.
В храме сохранились фрагменты масляной живописи нач. 20 в. В основном объеме на своде изображены архангелы, на тромпах — евангелисты, на сводах трапезной — орнамент. От главного иконостаса нач. 20 в. В духе эклектики остались части двух верхних ярусов — Деисусного и Пророческого, иконы здесь разделены колонками с коринфскими капителями. Иконостас южного придела трапезной (нач. 20 в.) — интересное произведение в духе эклектики, отличающееся пластичностью построения. В его двухъярусной композиции нижний ряд расчленен витыми колонками, несущими карниз, на котором помещались иконы Праздничного чина с крупными кронштейнами между ними. Центр иконостаса отмечен трехгранным выступом, увенчанным тремя массивными трехлопастными киотами с витыми колонками, средний в резном обрамлении, боковые с маковками наверху. Слева от царских врат над иконой устроен балдахин. Иконостас декорирован глухой резьбой.

Добровольский, с. 44; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 123 об. Д. 16554. Л. 824; Оп. 3. Д. 2567 (1); Ф. 466. Оп. 1. Д. 81876; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, .№ 9. Л. 285 об.; № 6791; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2069. Л. 6.
(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. — М.: Наука, 1997 — . — (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. — 2006.)

Информация с сайта http://hram-tver.narod.ru/kalinin/berezinokalinin.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?