Мисс Серебряный век.
Известная русская поэтесса Нина Николаевна Берберова родилась 8 августа (26 июля) 1901 года в Санкт-Петербурге в семье служащего Министерства финансов. Будущая поэтесса получила хорошее образование, она окончила столичную гимназию. Однако дальнейшему обучению в теперь уже бывшей столице помешал приход большевиков к власти и активное развитие красного террора.
По линии отца Нина Николаевна происходила из ростовских армян, и в 1919 году ее семья уехала на родину деда, известного ростовского врача Ивана Минасовича Берберова. Здесь она окончила археологический институт и историко-филологический факультет Донского университета. До сих пор в Ростове сохранился семейный дом Берберовых, в котором несколько лет проживала Нина Николаевна.
После прихода советской власти в Ростов Нина Берберова решила вернуться в Петроград. В 1921 году поступила в Институт истории искусств и вошла в Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. В 1922 году уже было опубликовано ее первое стихотворение. На новогодних праздниках она познакомилась с известным литератором Владиславом Ходасевичем. Весной они поженились.
Вскоре супруги поняли, что на творческое будущее в новом обществе шансов мало. Они получили разрешение на выезд из страны и в июне эмигрировали через Литву в Германию.
В изгнании супруги проживали вначале в Германии и Италии, а в 1925 году обосновались в Париже. Поэтесса бралась за любую работу, от вышивания полотенец до машинистки в газетной редакции. Но зато именно этот период, испытавший ее на прочность, позволил войти в большую литературу. В 1939 году Ходасевич умер. Сама Нина Николаевна в течение 16 лет была литературным сотрудником газеты «Последние новости» («Последние ведомости»). Она сотрудничала с изданиями «Современные записки» и «Дни», а с 1926 года занимала должность соредактора журнала «Новый дом».
Помимо вышеперечисленного Берберова являлась членом парижского союза русских писателей и журналистов. Ее работы публиковались во многих журналах, в том числе в изданиях «Современные записки», «Звено» и «Встречи».
К концу 20-х годов имя Нины Николаевны Берберовой стало известной всей русской эмиграции, а цикл из 12 рассказов о жизни русских эмигрантов под общим названием «Биянкурские праздники» дал ей право входить в творческую элиту русского изгнания. В 1927 году она была приглашена в литературное собрание «Зеленая лампа», возникшее в том же году по инициативе Мережковского и Гиппиус.
В 1936 году Нина Николаевна выпустила книгу «Чайковский», написанную по неизвестным материалам, полученным от Рахманинова, Глазунова, потомков фон Мекк и родственников. В 1939 на русской сцене в Париже была поставлена ее пьеса «Мадам», переведенная на чешский, немецкий и английский языки. Ее работы стали известны во многих странах и пользовались популярностью не только среди русских людей.
После окончания Второй Мировой войны овдовевшая Берберова приняла решение переехать в США и с 1950 года проживала за океаном. Она остановилась в Нью-Йорке, где в течение восьми лет работала в архиве, а также некоторое время училась на курсах английского языка. С 1958 года она преподавала русский язык в Йельском университете, позже стала профессором литературы и преподавала в Принстонском университете, а также входила в редакцию альманаха «Мосты» (Мюнхен, 1958-1968).
И всё же главным делом ее жизни стала работа над книгой “Курсив мой”. Сама Нина определяла ее как автобиографию, но скорее это описание целого поколения и эпохи, документальный срез времени. В ней есть портреты современников, письма, отрывки дневников, зарисовки эмигрантского быта. Эта книга — культурная ценность, воссоздающая навсегда и безвозвратно ушедший мир.
Нина Николаевна пережила большинство своих современников, она увидела крушение коммунизма, который отобрал у нее Родину и многих дорогих сердцу людей. В перестроечный 1989 год она впервые за 67 лет побывала на родной земле и увидела неприятную картину посеревших городов, которые было трудно узнать. Умерла Нина Николаевна 26 сентября 1993 года в Филадельфии, где и обрела последний приют.
Ее считают одним из самых значительных деятелей русского зарубежья. Андрей Вознесенский называл ее “Мисс Серебряный век…” и так всегда представлял на совместных выступлениях.