Бендеры. Кафедральный собор Спаса Преображения.

Преображенский собор (пл. Освобождения) — памятник архитектуры начала XIX века в приднестровском городе Бендеры, охраняется государством.
История Преображенского собора ведёт отсчёт с 1814 года, когда инженерное начальство Бендерской крепости начинает работы по отодвижению города от крепости на 250 саженей (600 м) к югу с целью создания крепостной эспланады. Находившиеся на этой территории Успенская и Никольская церкви из-за своей ветхости при переносе разрушились, что и обусловило принятие решения о строительстве на месте развалин турецких казарм нового храма в честь Преображения Господня.
22 августа 1815 года при военном параде в присутствии горожан состоялась закладка Преображенского собора как символа освобождения Бессарабии от турецкого ига. Проект храма был подготовлен членом Кишинёвской духовной консистории архимандритом Иоанникием и предполагал в соборе три придела: Никольский (левый), Успенский (правый), названные приделы в память о разрушившихся церквях, а также Преображенский (центральный).
Никольский придел был освящён 5 декабря 1819 года. В этот же день прихожане собрали средства на освящение Успенского, которое состоялось 19 декабря того же года. В 1820 году строительные работы были завершены в Преображенском приделе. В 1825 году для храма в Одессе был заказан иконостас с балдахином на семи деревянных колоннах. Иконописные и резные работы выполнили священник Н. Конилевский и канцелярист И. Палишинский. В 1827 году собор освятил Высокопреосвященнейший Димитрий. В 1832 году завершилось строительство колокольни, однако в связи с нехваткой средств как храм собор оформился лишь к 1840 году.
Выполненный в стиле крестово-купольной архитектуры в рамках русского классицизма с элементами молдавских народных традиций, собор отличался лаконичностью, внушительной монументальностью, подчёркнутым контрастом глади стен и приставленных к ней колонн, а главный купол собора был решён в виде шлема древнерусского воина.
В начале 1930-х гг. церковные служители приняли решение обновить интерьер, для чего пригласили знаменитого молдавского художника и скульптора Александра Михайловича Плэмэдялэ. Приблизительно в мае 1934 года он прибывает в Бендеры, чтобы приступить к выполнению заказа. По приезде в город Александр Плэмэдялэ остановился в скромной гостинице (разрушенной во время Великой Отечественной войны), расположенной во дворе собора. Вместе с художником в Бендеры прибыли и четверо его учеников, недавно окончивших Кишинёвское художественное училище: В. Поляков, В. Нечаева, Н. Колядич и А. Мадвал.
Ольга Плэмэдялэ, жена скульптора, пробывшая в Бендерах весь период осуществления художественных работ, писала впоследствии в своих воспоминаниях, что Александр Плэмэдялэ в качестве подрядчиков нанял на работу из местных жителей «также штукатура и двух маляров». Однако для штукатура как такового работы не нашлось, а маляров понадобилось больше двух. Это были Дмитрий Харченко, Игорь Соколов, Исаак Перепёлкин, Афанасий Перваков, Борис Соловьёв и Григорий Сурашенко. Из всех перечисленных только Харченко проработал всё время и даже считался бригадиром маляров, остальные по разным причинам вынуждены были оставить работу, хотя каждый был удовлетворён условиями. Григорий Сурашенко, к примеру, проработал около четырёх месяцев. В конце каждой недели жена скульптора, в зависимости от качества выполненной работы, выдавала иконописцам деньги.
Как свидетельствует в своих воспоминаниях Григорий Сурашенко, в процессе работы между Плэмэдялэ и его учеником Мадвалом возник конфликт. Будучи поповским сыном и найдя поддержку со стороны священника Усиневича, Мадвал вознамерился любым способом отстранить своего учителя от выполнения заказа и присвоить всё себе, но его планы провалились. Отношения между ним и Александром Михайловичем, которого поддерживал молодой священнослужитель Николай Гроссу, сразу же испортились, и в начале июля Плэмэдялэ настоял на уходе Мадвала.
В день приезда Александр Плэмэдялэ продемонстрировал священнослужителям альбом с изображениями пророков, для того чтобы они определились, кого изображать. Образы нескольких пророков были запечатлены молодыми художниками, которым скульптор всегда старался что-то посоветовать. Из молодых художников лучше всех писал Николай Колядич, не отставала от него и Валентина Нечаева. Она изобразила святых Константина и Елену, представленных с одной и с другой стороны аркады вблизи у входа в собор. Сам Плэмэдялэ расписал потолок купола, изобразив там Бога Саваофа, а затем над главным входом в алтарь запечатлел библейскую сцену «Воскресение». Однако эта роспись пришлась не по вкусу служителям церкви, так как по их понятиям не соответствовала христианским канонам и поэтому позднее была переписана бессарабским художником Павлом Пискарёвым. Не удовлетворяли священников и другие детали. Так, например, исполненный в молдавском стиле поясок, содержащий в своём орнаменте колосья, виноградные гроздья, кукурузные початки, то есть автохтонные элементы. Священнослужители хотели, чтобы он соответствовал византийскому стилю. Уже стояли осенние дни, наступили холода, а роспись собора все продолжалась. В общей сложности работы продлились около семи месяцев.
Значительный урон собору нанесла Великая Отечественная война. Так, во время одного из артобстрелов угодивший в храм снаряд вызвал пожар, в котором погибли иконостас и соборный архив, а также существенно пострадали внутренние росписи. В результате навсегда было утрачено огромное количество важной информации о жизни прихода и города в довоенное время.
С 1948 года собор взят под охрану государства как памятник архитектуры начала XIX века. В 1960-х гг. соборный иконостас заменили иконостасом варварски взорванной полковой церкви. Пострадал Преображенский собор и в дни Бендерской трагедии 1992 года.
В конце 1990-х гг. в соборе была проведена, как говорят представители церкви, реставрация. В результате были утрачены сохранившиеся в храме фрески А. Плэмэдялэ, а другие существенно повреждены. В настоящее время Преображенский собор является центром православной жизни города и всего Приднестровья. Настоятелем Преображенского собора является протоиерей Иоанн Калмык.
Материалы сайта: http://favore.cerkov.ru/main-page/istoriya/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?