Хороший образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. с богатым декором. Сооружен в 1683-1686. Двустолпный трёхапсидный четверик собора завершен пятиглавием на горке кокошников. В 1734 в пристроенной с севера к собору палатке был устроен Михаило-Архангельский придел, разобранный в 1790-х, притвор перестроен в XIX в. Закрыт в 1920-х. В 1980-х начата реставрация, не завершенная. В настоящее время пустует, в аварийном состоянии.
Главный элемент архитектурного ансамбля монастыря – Спасо-Преображенский собор – является замечательным образцом древнерусского храмового зодчества конца XVII века. Собор – это композиционное ядро комплекса. Первоначально собор имел трехчастную объемную композицию и состоял из четверика, увенчанного пятиглавием, трехчастной апсиды и двухэтажной паперти, основанием которой служил, вероятно, нижний ярус утраченной колокольни. Основной объем двухстолпный. Храм неоднократно перестраивался, поновлялся, но в своей основе сохранил стилистические особенности памятника древнерусского зодчества. В 1853-1854 гг. с западной стороны собора возведена двухэтажная пристройка, несколько исказившая облик храма.
Декоративное убранство собора во многом сохранило стилевые особенности и черты, присущие храмовому зодчеству конца XYII века. По верху четверика проходит двойной ряд расположенных вперебежку кокошников красивой подковообразной формы. Ниже кокошников идет сложный карниз. Углы четверика отмечены характерными для XYII века пучками из трех полуколонок. Очень пластичен восточный фасад апсиды с тремя мягкими закруглениями (в одном из них сохранился прямоугольный оконный наличник так называемого «рамочного» типа, характерный для допетровской архитектуры).
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/belevskiy-spaso-preobrazhenskiy-muzhskoy-monastyr/
В 2014-2018 г.г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области (Белевской епархии) проводились ремонтно-реставрационные работы в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018)». Собор является объектом культурного наследия федерального значения и официально именуется: «Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, XVII-XVIII в.в. Собор Спасо-Преображенский, 1686 г».
В 2014-2016 г.г. компанией ООО «Тулареставрация» были проведены следующие работы: реставрация фундаментов, цоколя, алтаря, фасадов, сводов, стен, крыши, крестов, оконных заполнений, металлических решеток, белокаменных крылец. В 2017 г. подрядчиком ООО «ПромСтройИнвест» были отреставрированы кровля, главки и водосточная система. В 2018 году выполнены завершающие реставрационные работы, в том числе: подзоры, металлические козырьки, устройство отмостки, подшивка кровли, устройство дренажа. Подрядчик: ООО «НСТ».
После закрытия монастыря в XX в. собор находился без должного присмотра, ветшала кровля, купола, своды и стены разрушались.
Первоначальные работы по обследованию и разработке проектной документации для реставрации Спасо-Преображенского собора проводились в 1976-1977 г.г. Российским республиканским научно-реставрационным производственным объединением «Росреставрация» (проектный институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация»), а в 1984-1985 г.г. были проведены частичные реставрационные работы по фасадам собора, которые не были завершены, и здание продолжало разрушаться.
Следующий этап исследований собора, проведенный архитекторами ООО «РДС», относится к 2014 г. По результатам выполненных исследований был разработан проект реставрации собора, по которому в 2014-2018 г.г. и были проведены ремонтно-реставрационные работы. В ходе разработки проекта реставрации была проанализирована вся ранее выполненная проектная документация. Натурными исследованиями были подтверждены периоды строительства и формирования существующего здания.
Спасо-Преображенский мужской монастырь города Белева основан в начале XVI в. Точная дата основания монастыря неизвестна. Зарождение обители связано с белевскими князьями Солнцевыми-Засекиными. Местом для монастыря был выбран крутой левый берег реки Оки, отделенный от новой белевской крепости оврагом реки Белевки. Как сообщает монастырский архив, данное место именовалось «на посаде, на старом городище». Монастырь устраивался как усыпальница для белевских князей.
С именем царя Ивана Грозного связано первое письменное упоминание монастыря в 1557 г. Царь посетил Белевскую крепость и монастырь при объезде южных рубежей Руси. В 1614 г. монастырь имеет, согласно описи, 5 деревянных храмов: Преображенский собор, церковь святого пророка Иоанна Предтечи, церковь святителя Петра Московского, великомученика Димитрия Солунского и надвратную Никольскую церковь.
После сильного пожара в 1681 г. собираются вклады «на церковное строение каменного дела». В 1683-1686 г.г. возводится каменный Преображенский собор, по своей архитектуре принадлежавший к распространенному на Руси типу храмов «двустолпных с кокошниками», строятся церкви в 1693-1697 г.г. – надвратная свт. Алексия Московского, в 1698-1700 г.г. – Введенская, в 1706-1712 г.г. – домовая во имя св. Иоанна Предтечи. Формирование основного монастырского ансамбля завершилось в середине XIX в. после строительства колокольни и пристройки к ней корпусов Духовного училища.
7 сентября 1921 г. постановлением Тульского губисполкома № 82 монастырь был закрыт. В безбожной власти в храмах были устроены склады, в келейные корпуса заселены мирские жители и все это было названо «Краснорабочим поселком».
15 апреля 2008 г. постановлением Священного Синода в обители возобновлена монашеская жизнь.
Особенность Спасо-Преображенского монастыря состоит в том, что для Тульской земли он является единственным сохранившимся архитектурным ансамблем XVI-XIX в.в. Каменный, пятиглавый Спасо-Преображенский собор освящен в 1686 г. Это уникальный памятник древнерусского храмового зодчества. До настоящего времени собор сохранил практически всю свою первоначальную объемно-пространственную структуру, за исключением следующих изменений: с северной стороны собора в 1734 г. был построен, а в конце XVIII в. упразднен придел во имя св. Архангела Михаила; в начале XIX в. была разобрана, пострадавшая в пожаре верхняя часть колокольни; в 1854 г. пристроен западный притвор, в монастырских документах называемый сенями.
Центральный световой барабан храма поддерживают два столба, от которых ко всем четырем стенам перекинуты подпружные арки: на северную и южную по одной арке, на западную и восточную – по две. Между двух подпружных арок, перекинутых на западную и восточную стены, устроены полулотковые своды. По углам четверика храма – сомкнутые своды, на которых стоят глухие угловые барабаны. Основания угловых барабанов расположены не на щелыгах сомкнутых сводов, а смещены к углам четверика. Собор имеет трехчастную абсиду. На западе к храму примыкает притвор, который являлся нижним ярусом первоначальной колокольни.
В основании центрального светового барабана центральной главы и четырех шей малых глав установлено по четыре кокошника, ориентированных по сторонам света. Главы луковичной формы первоначально были деревянными и имели облицовку из керамического муравленого городчатого лемеха. В XIX веке главы разобрали и их конструкции и покрытия выполнили из металла. Интересной особенностью собора следует отметить отсутствие окон первого света в основном четверике. На северной, южной и западной стенах четверика были устроены только дверные проемы. Окна, по три на северном и южном фасадах, устроены на уровне второго света. Пять окон алтарных абсид имеют традиционное расположение.
Цоколь собора облицован надгробными белокаменными плитами. Плиты установлены хаотично, многие обратной стороной или боком. На плитах имеется орнамент, характерный для XVI в. Отдельные плиты, в основном на южном фасаде, установлены целиком. На боковых гранях целых плит сохранился каннелированный архаичный орнамент ХVII в. Двойные каннелюры, нарезанные через интервалы средней величины, ограничены полосами сплошных косых насечек или жгутами, имеющими насечку. За ними симметрично расположены равносторонние треугольники с заглубленными вершинами, одной или двумя полосами, или пояс «акулий зуб». Ближе к углам расположены композиции из насечек «чешуйками». Надписи и даты на плитах не обнаружены. Сохранились лишь отдельные фрагменты букв на небольших кусках плит. На отдельных небольших фрагментах плит сохранился плетено-жгутовый орнамент.
Нижний ярус колокольни первоначально оставался открытым. Заложен он был, по всей вероятности, после разборки верхних ярусов и шатра колокольни в конце первой четверти XIX в. Восточные пяты арочных перемычек проемов первого яруса колокольни южного и северного фасадов лежат в толще западной стены собора, западные опираются на два массивных опорных пилона.
Углы основного объема в уровне второго света декорированы пучками колонок, из которых центральная угловая — трехчетвертная, а боковые — полуколонки. В состав развитого венчающего карниза кроме полочек и полувалов входят пояс-поребрик, пояс из ширинок с каплевидными нишами и пояс сухариков, каждый из которых имеет форму четвертного вала. Рамочные ступенчатые оконные наличники с вертикальными рядами бусин обрамлены полуколонками с дыньками и пережабинками и завершаются сложной формы сандриками разной формы. Наличники окон алтарных апсид не имеют полуколонок с дыньками. Они обрамлены по сторонам вертикальными рядами бусин. Венчающий карниз апсид менее развит, чем карниз основного объема и, кроме полочек, содержит ряд чередующихся сухариков и ниш.
Порталы северного и южного фасадов восстановлены в ходе реставрационных работ 2014-2016 г.г. От обоих порталов сохранились отдельные бусины и пережабинки перспективного завершения. Форма и габариты завершения порталов прочитывались по сохранившимся в кладке остаткам кирпичей. Также по сохранившимся в кладке остаткам кирпичей, их размерами и углу установки в кладке были определены форма и размеры трехчетвертных колонок и пилястр нижних частей порталов.
Междуярусные карнизы колокольни состоят из рядов поребрика. Лестница для подъема на колокольню устроена в западной стене собора. На северном фасаде к западному углу притвора примыкает объем для механизма часов, которые некогда были установлены на колокольне.
Историки еще в XIX в. указывали на первоначальную полихромную окраску фасадов собора. Полихромия (от греч polichromos – многоцветный) – многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. В 1799 г. собор был оштукатурен снаружи и внутри, это привело к тому, что весь красочный первоначальный декор был скрыт под слоем штукатурки, так же и во время реставрационных работ 1980-х г.г. фасады были серьезно перелицованы реставрационным кирпичом на достаточно жестком растворе. Не смотря на это, реставраторам удалось выявить следы начальных окрасов собора на сохранившихся фрагментах первоначальных стен.
Еще во время исследований 1970-х г.г. было отмечено, что когда сняли позднейший слой наружной штукатурки, то обнаружили, что покраска собора была полихромной и строилась на цветовом сочетании кирпичных стен с красными, зелеными и желтыми вставками, идущими по карнизу и наличникам окон. Поребрик, ширинки с выемкой, профили антаблемента, кокошники, сохранившиеся детали наличников, порталов, пучки угловых колонок несли на себе отпечатки красок, чередующихся в разной последовательности, красно-алой, красно-коричневой, зеленой.
Целью проекта реставрации и проведенных реставрационных работ было максимально возможное восстановление исторического облика памятника, удаление поздних дисгармоничных элементов, воссоздание наиболее существенных для стилистической цельности памятника частей и деталей. Проектом реставрации предполагалось восстановление первоначальной полихромной покраски фасадов храмовой части, алтаря и двух сохранившихся ярусов колокольни и известковая побелка фасадных стен западных сеней 1854 г. Цветовое решение фасадов предлагалось уточнить в процессе производства работ и установки лесов.
Во время проведения реставрационных работ 2014-2016 г.г. натурные исследования памятника были продолжены. В соответствии с проведенными исследованиями были уточнены и применены цветовые решения отдельных участков и элементов декора, подобраны аналоги. Всего в декоре собора использовано шесть цветов: красно-кирпичный (можно назвать гранатовым) – цвет стен; синий; зеленый; светлая охра (желтый); свинцовый сурик; белый. Некоторые приемы окраски архитектурных деталей собора при проведении исследований не нашли аналогов: пояс поребрик венчающего карниза имеет для каждого кирпича самостоятельный цвет покраски; ширинки с каплевидными нишами имеют каждая самостоятельный цвет покраски.
27 декабря 2020 г., в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, в день девятой годовщины образования Белевской епархии, Преосвященнейший Серафим, епископ Белевский и Алексинский, совершил великое освящение главного престола церкви в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, входящей в состав архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского Крестовоздвиженского мужского монастыря города Белева. Важным и дорогим гостем этого торжественного события стал духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин), сослуживший владыке Серафиму. Епископу Серафиму также сослужило духовенство Белевской епархии.
Великое освящение Свято-Введенского храма — это очередной этап масштабной реставрации Спасо-Преображенского Крестовоздвиженского мужского монастыря. Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII столетия. Он был образован в XV веке, окончание строительных работ относится к 1525 году. Несмотря на то, что в XVII веке монастырь насчитывал шесть храмов, до нашего времени уцелело лишь три: Спасо-Преображенский собор, Введенская церковь и надвратный Алексиевский храм, которые поражают неповторимой красотой архитектурного решения.
Объект культурного наследия федерального значения «Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы», построенный еще в 1700 году и частично перестроенный в 1857 году, вплоть до закрытия монастыря в 1921 году являлся местом богослужения для братии в холодное время года. Храм именовался еще и трапезным, ведь в подклете располагалась братская трапезная. Шесть алтарей и архитектурное решение, по их оригинальному расположению на двух ярусах, придает церкви особую уникальность.
В XX и начале XXI века храм без должного обслуживания и ремонта, под действием стихий, разрушался и пришел в аварийное состояние. С момента возрождения монашеской жизни в обители силами благотворителей и братии неоднократно проводились консервационные и противоаварийные мероприятия, но не было средств, чтобы провести комплексную реставрацию.
В 2018 году удалось получить финансирование в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018», и начался первый этап ремонтно-реставрационных работ. В 2019-2020 годах работы продолжились по программе подготовки к празднованию 500-летия Тульского Кремля и основания Большой Тульской засечной черты. В настоящее время основной объем работ завершен и взору предстает этот замечательный храм во всем своем некогда утраченном, благолепии!
http://www.fedmp.ru