Приход этой церкви первоначально, вероятно, находился вблизи самой церкви, в так называвшейся «Георгиевской селидебной слободе», и только лишь впоследствии, по причине частых опустошений г.Белева татарами и литовцами и большими пожарами, прихожане этой церкви расселились по разным частям города. Но с разделением городских приходов по кварталам в 1880 г., приход этот занимал определенный район в городе. Название свое приход получил по храму, а так как храм по историческим актам известен под именем Афанасие-Кирилловского, то Георгиевского, и приход именовался то Афанасие-Кирилловским, то Георгиевским. Когда образовался приход этой церкви, сказать нет возможности, но из писцовых книг 1621 г. видно, что он в это время уже существовал. В конце XIX в. в приходе числилось 253 д. м. п. и 291 ж. п. По сословному положению прихожане, как и вообще городские обыватели, представляли разнообразие: состояли из купцов, мещан, чиновников, военных и крестьян.
Самые ранние сведения о приходском храме относятся к 1621 г. Из писцовых книг этого года видно, что Афанасие-Кирилловская церковь была деревянной. В 1757 г. эта церковь сгорела и вместо нее построена каменная церковь «общим приходских людей коштом» в 1757-1761 гг. Для совершения богослужения прежде устроен был в трапезной части храма придел с правой стороны во имя влмч. Георгия, почему эта церковь и получила название Георгиевской. Настоящий же храм, во имя свв. Афанасия и Кирилла Александрийских, окончательно устроен около 1788 г. В 1790 г. усердием церковного старосты Волкова и прихожан, на левой стороне трапезы, устроен другой придел во имя иконы Владимирской Богоматери. Дальнейшая история храма состоит в различных поновлениях и поправках его внутри и снаружи; из них наиболее крупная состояла в замене старых иконостасов в трапезной церкви новыми в 1864 г. на пожертвования приходских купцов, братьев Субботиных (500 р.) и Курабцева (1000 р.). В 1880 г. Афанacиe-Кирилловская церковь назначена соборною вместо Спасо-Преображенского монастыря.
В храме имелись иконы, замечательные по своей древности: 1) образ свв. Афанасия и Кирилла Александрийских, бывший местным образом в прежней церкви. До пяти раз он был поновляем, но не смотря на это, на нем сохранились ясные признаки древности; 2) образ влмч. Георгия, также бывший местным в приделе прежней церкви; 3) образ Божией Матери «Bсех скорбящих Радость», особенно чтимый как прихожанами, так и посторонними и 4) образ св. Николая Чудотворца. Достойны также особенного внимания две вещи, служащие памятниками пребывания в церкви тела в Бозе почившей государыни, императрицы Елисаветы Алексеевны: балдахин, висевший над гробом ее величества среди настоящей церкви и хоругвь из пунцового бархата присланная от императорского двора в 1827г.
На содержание храма получались % с 1280 руб. Причт состоял из священника, диакона и двух псаломщиков, из коих один сверхштатный. Для содержания причта получались % с 3238 р. и 600 р. аренды с церковной земли, коей имелось: усад. 974 с., полевой и сенокосной вместе с неудобной 114 д. 656 с. Для помещения диакона имелся церковный дом.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви г. Белева»