Большой кирпичный четырёхстолпный собор в духе эклектики, завершавшийся
декоративным пятиглавием, сооруженный вместо каменного храма 1710-х. В
нижнем этаже помещались приделы Никольский и Богоматери Троеручица,
вверху главный Воздвиженский престол с боковыми Тихвинским и Андрея
Юродивого приделами. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. К 1990-м
заброшен, в тяжёлом состоянии.
«Соборный монастырский храм построен к востоку на косогоре, а потому на высоком фундаменте. В подвальном этаже находился довольно обширный склеп, в который вход с востока под стеною алтарного полукружия. В этом склепе, по преданию, погребена благочестивая храмоздательница игуменья Патрикия. Квадрат храма в два света, над дверью окна, внизу с каждой боковой стороны по одной двери (с крыльцами или рундуками, под навесами на столбах), и по одному окну, а вверху по два окна с каждой стороны с разрезными сандриками и над ними под полуциркульными сводом, коим оканчивается карниз, еще по одному круглому окошечку. Над квадратом храма был высокий осьмигранный фонарь, или трибун, украшенный по углам двойными пилястрами и освященный восемью окнами. На фонаре купол тоже был осьмигранный. Над куполом каменный небольшой фонарь с восемью узкими окнами. Над ним тоже небольшой граненый купол, к которым соединяется узкой, каменной шейкой грушевидная глава, украшенная четвероконечным железным крестом с яблоком у подножия. Оба купола и глава были обиты листовым железом и покрашены зеленой краской. Алтарное полукружие трехэтажное, освещено тремя небольшими окнами». Церковь построена из красного кирпича, была оштукатурена и покрашена в малиновый цвет и венчалась тремя куполами, символизирующими Троицу.
Храм крестово-купольный, трехнефный, двухстолпный, с одной трехгранной в плане центральной апсидой. Алтарные части отделены от нефов аркадой. Сами аркады – очень древний архитектурный прием, встречающийся в Византии с пятого века. Это ряд арок и поддерживающих их столбов или колонн. Аркады часто использовали для организации внутреннего пространства храмов и при устройстве галерей. По боковым углам храма — двойные лопатки (плоский вертикальный выступ), представляющие собой имитацию византийской колонны. Также лопатками храм делится на три нефа. Эти лопатки без имитации византийской колонны. Верхняя плоскость церкви украшена аркатурным поясом, который идет по всей плоскости стен, кроме восточной.
Формы церкви эклектичны, т.е. наблюдается стилевое смешение. Это и декоративный аркатурный пояс по периметру, свойственный Византии, и наличники в виде трехлипесковых кокошников (прием, утвердившийся в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв.), и классические пилястры. Окна полуциркульные, на втором этаже – сдвоенные. По краям восточной стены два окна, а по центру – три. В таком расположении окон прослеживаются византийские мотивы. Нижняя часть окон второго яруса представляет собой профили, выложенные из кирпича. По бокам – полуколонки, без эхинов. На них находится архитрав. Это также имитация ордера. Архитрав украшен сдвоенными закомарами, на которых стрельчатая арка образует треугольник. В нижнем ярусе — по одному окну, украшенными полукружиями и сверху акцентированными «бровками». Точно такие же окна и на остальных фасадах.
В центре северной и южной стены на кирпичном профилированном пояске — голгофский латинский четырехконечный крест. Ветви его заканчиваются сердцевидным окончанием. Такой крест называется также крестом восхождения или нисхождения. На нем изображаются три ступени христианских добродетелей: Вера, Надежда, Милосердие. Выше, на плоскости стены, над крестом, византийские полуколонки с трехчастным завершением, выполненные в кирпичной технике с применением белого камня. Это также наследие Византии. Апсиды, высотой в два яруса, также с окнами. В первом этаже с «бровками», а во втором — с архивольтом. Вход в церковь представляет собой притвор, украшенный сверху аркатурным поясом. В притворе также полуциркульные окна, по одному с каждой стороны, и арочный вход.
Внутри храма толстые прямоугольные устои крестовой формы, массивные арки по всему периметру храма. В центральной части есть три арочных входа в алтарную часть. Своды крестовые, кроме апсиды, где коробковый свод переходит в сомкнутый. Вообще, арка, как архитектурный элемент, присутствует во внешнем и внутреннем убранстве церкви, в том числе и колокольни, в очень большом количестве. Арка — материальное воплощение твёрдости человеческого духа, победа над хаосом, который отчаянно стремится разрушить арку и сломить дух. Это архитектурный символ восхода и света; это — венец, это и радуга — знак завета между Богом и человеком. Арка мощно и грациозно перелетает по воздуху от опоры к опоре, являя собой аллегорию взлёта и падения одновременно, воплощая образ нашего короткого жизненного пути. При всей своей мощи эта форма хрупка, изящна, воздушна. Свод и купол — производные арки. Они являют собой лишь проекцию движения арки в пространстве. Свод — движение её в глубину, купол — движение вокруг своей оси. Второй этаж сделан в виде больших хор, на который раньше вела деревянная лестница.
Фундамент высокий, из белого камня, выложен крупными блоками. Это тоже византийская традиция. Как уже говорилось выше, храм имел приделы. Придел Тихвинской иконы Божией Матери прежде имел особый вход и был отделен от трапезы глухой капитальной стеной, в которой в последствии были пробиты две арки; трапеза от настоящей отделялась аркой, в которой была устроена деревянная переборка со стеклянными дверьми. Трапеза освещалась с каждой стороны пятью окнами с прямыми перемычками. В трапезе находилось две кафельных печи. Пол в настоящей был из белого камня. В трапезе, в Андреевском приделе, пол кирпичный, а в Тихвинском — деревянный и возвышенный на одну ступень. Николаевский придел освещался тремя окнами с западной стороны; вход в него был особый, с южной стороны; над входной папертью устроено круглое окно . Внутри церковь была расписана священными изображениями, но какими именно неизвестно, т.к. сведений об этом нигде не встречается. От этих росписей остались только лики ангелов на правом своде, и то практически стершиеся.
В алтаре престол одет был сребропозлащенными досками с рельефным на них изображением Тайной вечери, страстей Господних, снятия с Креста и положения во гроб. Запрестольный образ был древний, Корсунской иконы Божией Матери (выносной). На нем венец серебряный позлащенный, чеканной работы; риза и оклад на полях серебряные низкопробные; убрус низан по фольге крупным жемчугом с половинчатыми зернами и разноцветными камешками» Иконостас был пятиярусным, весь позлащенный. Месточтимой иконой обители являлась чудотворная икона Божией Матери «Троеручница».
Источник: Соснер И.Ю. Белев в его прошлом и настоящем. Кавелин Л.А. Белёвский девичий Крестовоздвиженский монастырь. Репринтное издание книги 1863 г. Белов А. И связь времен восстановить //Белевская правда. Галкина Л В богоспасаемом граде Белеве в пречестной обители Воздвижения//Белевская правда. 1995.