Белёв. Крестовоздвиженский монастырь.

Крестовоздвиженский монастырь, 3 класса, в городе Белеве. Основан в 1625 году; в 1764 году упразднен; в 1768 году восстановлен. Здесь находится местно чтимая икона Божией Матери Троеручица. Монастырю принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII веке, и Боголюбская, построенная в 1839 году, где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из монастыря крестный ход.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Женский Крестовоздвиженский монастырь, построен на посаде в 1625 г. Этот (уже бывший) монастырь является самым древним из известных нам женских монастырей тульской земли. У этой святой обители своя нелегкая судьба, она горела, ее упраздняли, снова восстанавливали, но к концу XIX века она пришла процветающей, одной из первых в списке действующих. «По челобитью около 1625года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». Такое определенное известие об основании сей обители заключено в монастырской описи 1764г. Согласно с сим и в актах XVII столетия не раз упоминается, что в этом монастыре «местныя иконы и Деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и вся церковная утварь и круг монастыря ограда строенья Великих Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича». Монастырь построен в предместии города (по древнему, на «посаде»), на высокой горе, внизу которой протекает р. Ока. С монастырского двора открывается превосходный вид на обширную луговую долину правого берега р. Оки. Монастырь был огражден каменною стеною с одними воротами. Причем северная его сторона примыкала к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю. Женская обитель отделялась от мужской только оградой, к которой подступал фруктовый сад мужского монастыря. Первое письменное сведение о состоянии обители встречается в Белевских писцовых книгах письма и меры Василия Чернышова.
В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь – деревянная — во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами, и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. Об этом свидетельствует Писцовая Книга 1624-25гг., составленная Чернышевом и Богдановым. Там есть сведения о том, что среди богослужебных книг имелись 2 рукописные, а риза и стихарь были сшиты из очень простой и тонкой ткани – миткаля. Впоследствии царскими жалованными грамотами монастырю дважды была оказана денежная помощь, и он стал приобретать земли и отстраиваться. К 1680 г. в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 г. был упразднен, а игуменье Досифее с сестрами было велено перебраться на жительство в Лихвинский Афанасьевский женский монастырь. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768г. Афанасьевский монастырь упразднили из-за ветхости построек. А Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. Туда возвратились 17 инокинь. В том же году были переведены в монастырь все монахини из прочих упраздненных обителей Крутицкой епархии. В последствии, в 1784 г. к ним присоединились еще несколько монахинь бывшего Болховского Рождественского монастыря.
В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. По представлению Тульской Духовной Консистории описей поврежденных строений она признала необходимым возобновить все строения: покрыть кровлю церкви, восстановить кельи, возобновить въезжие ворота с калиткою, сделать каменную ограду вокруг монастыря. Все истребленное пожаром восстанавливалось на собственные монастырские средства, и на доброхотные пожертвования. В 1869 г. был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже – в центре – в честь Воздвижения Креста Господня, справа – в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева – во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийского. На втором этаже, слева – во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа – в честь иконы Божьей Матери Тихвинской. Монастырь был окружен стеной, с трех сторон каменной, а с восточной стороны — деревянной, с башнями по углам. Высота стен достигала 2,4 м, а толщина 78 см. Северная стена была сделана при расширении на семь сажен территории монастыря, уступленная мужским Спасо-Преображенским монастырем, в последствии внесенная. Восточная стена сначала была перестроена, а затем также снесена. Таким образом, от старой ограды остались две стены – западная и южная. Башня и стена из красного кирпича. В плане башня представляет собой правильный восьмиугольник, перекрытый сомкнутым сводом. Раньше башня была оштукатурена. Монастырский двор, середину которого занимал храм, был обставлен со всех четырех сторон деревянными, на каменных фундаментах, корпусами жилых келий, с северной и восточной сторон в два ряда, а с западной и южной — в один. Всех корпусов внутри ограды было 26, причем, собственно монастырский только один – настоятельский, на западной стороне монастыря.
В 1864 г. на втором этаже дома, отошедшего монастырю в 1860 г., была устроена домовая церковь во имя прп. Макария Египетского с приделом во имя свт. Василия. Расцвет монастырского хозяйства и увеличение количества сестер пришлись на 60-70 гг. XIX века при настоятельстве игуменьи Павлины. Была расширена и украшена великолепным иконостасом Крестовоздвиженская церковь. В 1893г. Крестовоздвиженский храм украсили стенной живописью. Этими работами храм довели до возможного совершенства. Он считался самым лучшим в городе. В середине 90-х гг. при настоятельнице Магдалине монастырь получил дом от почетного белевского гражданина Сорокина. В нем разместилось женское первоначальное одноклассное, а затем двухклассное училище, где девочек обучали сами монахини. Кроме этого, при монастыре были устроены больница на 12 кроватей, трапезная, богадельня, церковно-приходская школа. Монастырю в самом городе принадлежали две часовни: Боголюбская часовня на хлебной площади и Никольская — у Красных рядов. Кроме того, монастырь владел обширными угодиями. Белевский Крестовоздвиженский монастырь имел своих благотворителей, которые жертвовали немалые суммы на содержание монастыря. Например, помещица Вера Андреяновна Сомова, помимо 2000 руб., обложила богатым серебряным окладом главный престол Крестовоздвиженского храма на сумму 9500 руб. на вечное поминовение ее с детьми.
В 1801 г. в монастыре была построена каменная колокольня в два с половиной этажа. Она являлась самой высокой точкой города до строительства в 1818-1820 гг. новой колокольни Спасо-Преображенского мужского монастыря. Колокольня была начата по благословению Преосвященного Афанасия, епископа Коломенского и Тульского, вследствие рапорта казначеи Наталии от 28 декабря 1798 г., по плану колокольни городской Владимирской церкви. Достроена была колокольня игуменьей Аполинарией. Высота этой колокольни вместе со шпилем достигала 45 метров. В центре колокольни были сделаны святые ворота (не сохранились), над которыми во фронтоне был помещен образ Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В нижнем этаже колокольни, по бокам арки, в которой устроены были святые врата, находились две часовни с образами, которые отворялись лишь в летнее время, когда богомольцев было больше. В левой стороне колокольни, между ней и входной калиткой, сделанной в ограде, устроена каменная сторожка, с одним окном, для жительства привратника. Колокольня выполнена в духе провинциального классицизма конца XVIII века. Об этом говорят декоративные пилястры, фронтоны, «бычий глаз» (горизонтальное или вертикальное овальное окно) над аркой. Украшена лопатками и профилями. Карниз нижнего яруса и треугольный фронтон украшены дентикулами. Западный и восточный фасады нижнего четверика колокольни имели симметричное построение. В центре композиции располагалась большая полуциркульная арка с замком из белого камня над ней. Арка была вписана в неглубокую прямоугольную нишу с деревянной балочной перемычкой. По сторонам центрального входа размещались два малых проема, частично сейчас заложенные. Плоскость стены над малыми проемами заполнялась двумя киотами – большим, натянутым в длину, и малым, вытянутым в ширину. Ленточные обрамления киотов были выполнены в невысоком рельефе. Венчающий нижний четверик карниз был двухчастным, нижняя его часть незначительного выноса состояла из нескольких рядов профилированного кирпича, верхняя, — напротив, была вынесена вперед, нижний ряд карниза, а также поддерживающие его модульоны, были выложены из белого камня. Между двумя частями карниза располагался широкий гладкий слегка заглубленный в плоскость стены фриз. Стены нижнего четверика с четырех сторон венчались, согласно традиции классицизма, треугольными фронтонами, вынесенный вперед карниз которых был выполнен из белого камня. Средний ярус колокольни состоял из двух невысоких четвериков, все фасады которых имели одинаковое архитектурное решение. Нижний четверик, на фоне которого размещался треугольный фронтон, не имел проемов, однако стены его с всех сторон членились центральными широкими ризалитами, незначительно вынесенными вперед. Углы четверика были срезаны плоскими прямоугольными выемками. Подобное решение угловых частей встречается и в барочной архитектуре. Чаще всего оно получается при обрамлении каждой из стен стыка пилястрами, проходящими по их краю без отступа. Однако здесь пилястры отсутствуют, прием понят сугубо декоративно, он не объясняется задачей архитектурного обрамления стены. При таком решении границы объема как бы перестают быть четкими, и весь он утрачивает свою определенность. Подобный прием мог найти применение в эпоху раннего классицизма, однако в архитектуре зрелого, где прежде всего акцентировались объем и масса сооружения, он полностью исключался. Такое же решение угловых частей имели и располагающиеся выше четверики. Стены верхнего четверика второго яруса, поставленного на низкий цоколь, также не оставались гладкими.
Центральные части стен были выделены широкими, но невысокими ризалитами. В центре каждого из них размещался полукруглый оконный проем, форма которого нашла широкое применение в эпоху классицизма. Сверху проем обводился слегка выступающей полуциркульной бровкой, которая была вписана в неглубокую прямоугольную нишу. Стены четверика завершались профилированным карнизом из четырех рядов кирпича с незначительным выносом. Четверик третьего яруса звона, поставленный на невысокий цоколь, превосходил по высоте четверик среднего. Он как бы подготавливал движение вверх, получившее дальнейшее развитие в шпилевидном завершении колокольни. Углы верхнего четверика также оформлены прямоугольными выемками. Центральные части фасадов выделялись широкими, но невысокими ризалитами. Узкие боковые стены по сторонам ризалита заполнялись неглубокими нишами: прямоугольной, вытянутой в длину и небольшой, круглой, над ней. Ризалиты были прорезаны центрально расположенными арками звона, архивольты которых поддерживались трехчетвертными колоннами и обводились выступающей полуциркульной бровкой. Венчался четверик двухчастным карнизом с гладким фризом посередине. Обе части карниза имели небольшой вынос, нижняя состояла из двух рядов профилированного кирпича, а верхняя – из четырех. Крыша колокольни четырехскатная, была покрыта листовым железом, и завершалась шпилевидным покрытием, которое пришло на смену шатровым колокольням XVII века. Шпиль также был обит листовым железом и увенчан главою с железным крестом. Высота этого шпиля достигала 15 м. В 70-х гг. XX в. шпиль был снят. В целом, декоративное убранство фасадов колокольни, построенной в эпоху зрелого классицизма, выполнено в традициях архитектура раннего классицизма. Его отличало отсутствие крупных ордерных членений и стремление к максимальному заполнению плоскости стен мелко профилированными деталями. Надо сказать, что арка и стены колокольни расписаны были святыми изображениями, от которых на сегодняшний день ничего не сохранилось. И какие это были изображения, также не известно. Известен только фрагмент росписи на западной и восточной стенах фасада, в арке. Это крест, средокрестие которого было украшено лилиями. И имелись также кое-какие растительные орнаменты.
«Соборный монастырский храм построен к востоку на косогоре, а потому на высоком фундаменте. В подвальном этаже находился довольно обширный склеп, в который вход с востока под стеною алтарного полукружия. В этом склепе, по преданию, погребена благочестивая храмоздательница игуменья Патрикия. Квадрат храма в два света, над дверью окна, внизу с каждой боковой стороны по одной двери (с крыльцами или рундуками, под навесами на столбах), и по одному окну, а вверху по два окна с каждой стороны с разрезными сандриками и над ними под полуциркульными сводом, коим оканчивается карниз, еще по одному круглому окошечку. Над квадратом храма был высокий осьмигранный фонарь, или трибун, украшенный по углам двойными пилястрами и освященный восемью окнами. На фонаре купол тоже был осьмигранный. Над куполом каменный небольшой фонарь с восемью узкими окнами. Над ним тоже небольшой граненый купол, к которым соединяется узкой, каменной шейкой грушевидная глава, украшенная четвероконечным железным крестом с яблоком у подножия. Оба купола и глава были обиты листовым железом и покрашены зеленой краской. Алтарное полукружие трехэтажное, освещено тремя небольшими окнами». Церковь построена из красного кирпича, была оштукатурена и покрашена в малиновый цвет и венчалась тремя куполами, символизирующими Троицу. Храм крестово-купольный, трехнефный, двухстолпный, с одной трехгранной в плане центральной апсидой. Алтарные части отделены от нефов аркадой. Сами аркады – очень древний архитектурный прием, встречающийся в Византии с пятого века. Это ряд арок и поддерживающих их столбов или колонн. Аркады часто использовали для организации внутреннего пространства храмов и при устройстве галерей. По боковым углам храма — двойные лопатки (плоский вертикальный выступ), представляющие собой имитацию византийской колонны. Также лопатками храм делится на три нефа. Эти лопатки без имитации византийской колонны.
Верхняя плоскость церкви украшена аркатурным поясом, который идет по всей плоскости стен, кроме восточной. Формы церкви эклектичны, т.е. наблюдается стилевое смешение. Это и декоративный аркатурный пояс по периметру, свойственный Византии, и наличники в виде трехлипесковых кокошников (прием, утвердившийся в русской церковной архитектуре XVI-XVII вв.), и классические пилястры. Окна полуциркульные, на втором этаже – сдвоенные. По краям восточной стены два окна, а по центру – три. В таком расположении окон прослеживаются византийские мотивы. Нижняя часть окон второго яруса представляет собой профили, выложенные из кирпича. По бокам – полуколонки, без эхинов. На них находится архитрав. Это также имитация ордера. Архитрав украшен сдвоенными закомарами, на которых стрельчатая арка образует треугольник. В нижнем ярусе — по одному окну, украшенными полукружиями и сверху акцентированными «бровками». Точно такие же окна и на остальных фасадах. В центре северной и южной стены на кирпичном профилированном пояске — голгофский латинский четырехконечный крест. Ветви его заканчиваются сердцевидным окончанием. Такой крест называется также крестом восхождения или нисхождения. На нем изображаются три ступени христианских добродетелей: Вера, Надежда, Милосердие. Выше, на плоскости стены, над крестом, византийские полуколонки с трехчастным завершением, выполненные в кирпичной технике с применением белого камня. Это также наследие Византии. Апсиды, высотой в два яруса, также с окнами. В первом этаже с «бровками», а во втором — с архивольтом.
Вход в церковь представляет собой притвор, украшенный сверху аркатурным поясом. В притворе также полуциркульные окна, по одному с каждой стороны, и арочный вход. Внутри храма толстые прямоугольные устои крестовой формы, массивные арки по всему периметру храма. В центральной части есть три арочных входа в алтарную часть. Своды крестовые, кроме апсиды, где коробковый свод переходит в сомкнутый. Вообще, арка как архитектурный элемент присутствует во внешнем и внутреннем убранстве церкви, в том числе и колокольни, в очень большом количестве. Арка — материальное воплощение твёрдости человеческого духа, победа над хаосом, который отчаянно стремится разрушить арку и сломить дух. Это архитектурный символ восхода и света; это — венец, это и радуга — знак завета между Богом и человеком. Арка мощно и грациозно перелетает по воздуху от опоры к опоре, являя собой аллегорию взлёта и падения одновременно, воплощая образ нашего короткого жизненного пути. При всей своей мощи эта форма хрупка, изящна, воздушна. Свод и купол — производные арки. Они являют собой лишь проекцию движения арки в пространстве. Свод — движение её в глубину, купол — движение вокруг своей оси. Второй этаж сделан в виде больших хор, на который раньше вела деревянная лестница. Фундамент высокий, из белого камня, выложен крупными блоками. Это тоже византийская традиция. Как уже говорилось выше, храм имел приделы. Придел Тихвинской иконы Божией Матери прежде имел особый вход и был отделен от трапезы глухой капитальной стеной, в которой в последствии были пробиты две арки; трапеза от настоящей отделялась аркой, в которой была устроена деревянная переборка со стеклянными дверьми. Трапеза освещалась с каждой стороны пятью окнами с прямыми перемычками. В трапезе находилось две кафельных печи. Пол в настоящей был из белого камня. В трапезе, в Андреевском приделе, пол кирпичный, а в Тихвинском — деревянный и возвышенный на одну ступень. Николаевский придел освещался тремя окнами с западной стороны; вход в него был особый, с южной стороны; над входной папертью устроено круглое окно.
Внутри церковь была расписана священными изображениями, но какими именно неизвестно, т.к. сведений об этом нигде не встречается. От этих росписей остались только лики ангелов на правом своде, и то практически стершиеся. В алтаре престол одет был сребропозлащенными досками с рельефным на них изображением Тайной вечери, страстей Господних, снятия с Креста и положения во гроб. Запрестольный образ был древний, Корсунской иконы Божией Матери (выносной). На нем венец серебряный позлащенный, чеканной работы; риза и оклад на полях серебряные низкопробные; убрус низан по фольге крупным жемчугом с половинчатыми зернами и разноцветными камешками» Иконостас был пятиярусным, весь позлащенный. Месточтимой иконой обители являлась чудотворная икона Божией Матери «Троеручница». Население монастыря постоянно увеличивалось, и это вынудило игуменью Павлину приложить усилия для расширения вверенной ей обители. Этого она достигла при помощи разных благотворителей. Благотворительная деятельность настоятельницы была очень широка. Все заботы были направлены к тому, чтобы привести обитель в цветущее состояние. Монастырь увеличился втрое, и по местности, и по красоте зданий сделался неузнаваем. В середине 90-х гг. XIX века в монастыре насчитывалось до пятисот человек, включая всех монашествующих и посторонних, проживающих в обители. По штатам женский монастырь был определен как третьеклассный. Надо сказать, Крестовоздвиженский монастырь был также центром кружевоплетения, принесшим славу белевским кружевам не только в России, но и за ее пределами. Белевский Крестовоздвиженский монастырь, к сожалению, не смог перенести тяжелых потрясений революционной смуты в России XX века. В свое время эта обитель была тесно связана с Оптиной пустынью и находилась под благодетельным влиянием известных старцев Леонида и Макария. Надо сказать, что духовный расцвет женского монашества в XVII-XIX вв. был связан с развитием старчества. И. Смолич писал, что забота старцев о женских душах, их покровительство, и духовное, и материальное женским монастырям – это особая глава в истории русского старчества. Еще в 1863 году архимандрит Леонид, в миру Кавелин Лев Александрович, писал, что эта обитель считается одной из самых благоустроенных по своей внутренней духовной жизни из числа девичьих монастырей нашего Отечества. В начале XX века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении.
В 80-х гг. XX века начались восстановительные работы, но быстро закончились. От былого величия монастыря остались только главный храм, колокольня и монастырская стена с угловой башней и пара келий. Шатровое завершение колокольни утрачено. Утрачен также купол церкви. Ныне эти архитектурные памятники прозябают в запустении. Уныние и ощущение обреченности наводит зрелище так называемых реставрационных работ, которые «ведутся» десятилетиями. Для сохранения этих ценных ансамблей практически ничего не делалось до недавнего времени. На данный момент на территории монастыря ведутся кое-какие восстановительные работы. По заключению реставраторов, памятники находятся в удовлетворительном состоянии. Лицевая, наружная и внутренняя кладка храма и колокольни значительных разрушений не имеет. Указом президента РФ от 20.02.1995г. №176 издан документ о принятии на госохрану церкви Воздвижения Креста Господня, 1866-69гг., колокольни, 1804-1810, дома игуменьи, XIX века, келий, XIX века.
Соснер И.Ю. Белев в его прошлом и настоящем; Кавелин Л.А. Белёвский девичий Крестовоздвиженский монастырь. Репринтное издание книги 1863 г. Белов А. И связь времен восстановить //Белевская правда, Галкина Л. В богоспасаемом граде Белеве в пречестной обители Воздвижения//Белевская правда. 1995 г.

Церковь Жен Мироносиц в Крестовоздвиженском Белёвском монастыре. Новый домовый храм, устроенный в одном из корпусов келий в связи с невозможностью быстрого восстановления собора. Внешне выделен крестом.
http://svyatayarus.su/church/detail/38864/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?