Белый. Собор Троицы Живоначальной.

На территории бывшей крепости в 1789 г. на средства купцов П.С. и Т.С. Пирожковых рядом со старым деревянным Троицким собором началось строительство нового одноименного ему каменного (завершен в 1804-06 гг., не сохр.). Пятиглавый храм был выдержан в характерных для своего времени переходных формах от барокко к классицизму. Фасады четверика храма, расчлененные вертикальными нишами и пилястрами, завершались треугольными фронтонами. Окна были оформлены наличниками с ушами, клинчатыми замками и сандриками-полочками. Стены прямоугольной апсиды были декорированы ленточным рустом. Соборы стояли в юго-восточном углу крепостной территории, которую с востока на запад пересекала улица. С южной ее стороны стояли три дома соборного причта, а с северной — деревянный дом городничего.
Собор существовал здесь в древности во имя Богоявления Господня. Неизвестно, к какому времени относится постройка его, известно только, что это было раньше царствования Алексея Михайловича. Так, в одном деле архива, духовенство рапортовало своему преосвященному: «в давнех годех, вскоре по взятии Смоленска Алексеем Михайловичем, из государева лесу, в то впемя, когда строился град Белая деревянный, построена внутри города соборная церковь во имя живоначальныя Троицы, с приделами: Успения Божией Матери да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; иконы и ризы и книги и всякая утварь присланы из Москвы». Настоящий собор каменный построен на том же месте, где была прежняя деревянная крепость в 1766 г.; в нем главный престол во имя живоначальной Троицы; приделы по правую сторону — в память Успения Божией Матери, по левую — Богоявления Господня. Строителями были частные лица: сенатор Петр Аршеневский, и купцы Савельевы и Пирожниковы.
По грамотам Алексея Михайловича, эта церковь состояла на царском жаловании: попу назначено было 6 четв. хлеба, столько же овса и деньгами 8 рублей и 26 алтын, дьякону: 4 четв. хлеба и овса, деньгами 7 р. 20 алтын и 4 деньги, дьячку: 3 р. и 20 алтын. Между иконами, украшающими этот собор, особенно замечательна чудотворная икона Божией Матери, называемая Черниговскою, древнего Византийского стиля, с следующей надписью: «изображение чудотворнаго образа пресвятой Богородицы к монастырю Свято-Троицкому, Глебовскому, Черниговскому». Подлинный образ, вероятно, находился в означенном монастыре. Эта икона пользуется особенным уважением не только городских, но и окрестных жителей, и ко дню празднования в честь её 16 апреля собираются весьма многие с разных мест для поклонения ей. Предание сохранило с самых отдаленных времён известие о необыкновенной помощи Божией, оказанной через эту икону жителям города. При одном нападении Литовцев, граждане не имея никаких средств к обороне, но сильные одною верою, вынесли из собора чудотворный образ Божией Матери на Поклонную гору в виду неприятелей, пораженные слепотою полки вражеские преклонились пред святой иконой, и пошли в обратный путь, не причинив никакого зла жителям. От этого происшествия и сама гора названа Поклонной. Следы присутствия Литовских полчищ сохранились до сих пор в полуразрушенных воинских станах и земляных укреплениях, на большом протяжении от города к границам Ржева и Торжца. Кроме иконы, есть в соборе замечательное по древности евангелие, напечатанное в 1688 г., в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, по благословению патриарха Иоакима. Кругом собора по валу устроен сад с 1838 г.
По материалам книг: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России /Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. — М.: Наука, 1997. Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 /отв. ред. Г.К. Смирнов. 2006. и Историко-статистическое описание Смоленской епархии. — СПб, 1864.
Троицкий Собор находится в западной стороне города, внутри крепости, на Соборной горе, на высоком месте. Первая церковь Пресвятой Троицы в Белом упоминается в привиллегии Владислава IV Льву Кревзе 1634 г. Вторая церковь Троицкая, деревянная, была здесь построена вское после возвращйия Белого от поляков. «В давнех годех, вскоре по взятии Смоленска Алексеем Михайловичем (1654 г.), говорится в документе Консистории 1769 г., из государева лесу, в то время, когда строился град Белая деревянный, построена внутри города Соборная церковь во имя Живоначальныя Троицы, с приделами Успения Божией Матери да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; иконы, и ризы, и книги, и всякая утварь прислана из Москвы, из казны его царскаго величества; и попы, и диаконы присланы из Москвы».
Церковь эта, действительно, упоминается в 1678 и 1679 гг. В 1678 г. поп этой церкви Дмитрий Петров, диакон Авдей Трофимов, дьячек Григорий Андреев и пономарь Матюшка Степанов подали челобитную царю Феодору Алексеевичу, с просьбой о выдаче им денежного и хлебного ружного жалованья на 1678 г. В следуюем же году помянутый диакон этой церкви Авдей Трофимов подал челобитную о прибавке ему жалованья в виду того, что поп Дмитрий в 1678 г. умер, и он служит в церкви один. По грамотам Алексея Михайловича причт этой церкви получал такое жалование: поп 6 чт. хлеба, б чт. овса и деньгами 8 р. 26 алтын; диакон — 4 чт. хлеба, 4 чт. овса и деньгами 7 р. 20 алтын 4 деньги; дьячек — 3 руб. 20 алтын. В 1762 г. церковь эта называется «прежде бывшею соборною ружною церковью»; Соборной же была в это время церковь Богоявленская.
Третья деревянная же Троицкая церковь, с приделом Успения Пр. Богородицы, устроена от добророхотных дателей в 1766 г. В 1774 г. она вновь называется соборной. Церковь эта, упоминаемая и в 1780 г., теперь уже не существует.
Теперешний каменный, с такой же колокольней, холодный Соборный храм во имя Пр. Троицы, с теплыми приделами — во имя Богоявления Господня и Успенмя Пр. Богородицы, устроен тшанием прихожан в 1804 г. Антиминс, выданный в Соборную Троицкую церковь в 180б г., хранится в ризнице Смоленского Архиерейского дома. В 1908 г. иконостасы в придельных храмах поновлены позолотой и живописью. Вокруг храма—каменная ограда съ железной решеткой.
Из икон храма замечательна икона Черниговской Божией Матери, древнего Византийского стиля, с надписью: «Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы к монастырю Свято-Троицкому, Глебовскому, Черниговскому». Икона эта пользуется особенным почитанием не только городских, но и окрестных жителей, и ко дню празднования в честь её, 16 апреля, собирается множество молящихся. По преданию, во время одного набега Литвы на Белый, когда в городе не осталось уже ни одного воина, жители вынесли навстречу неприятелю, на Поклонную гору, эту икону. Неприятели, мгновенно пораженные слепотой, пали ниц пред иконой, а затем обратились в бегство. В Соборе есть еще Евангелие, напечатанное в 1688 г., в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, по благословению патр. Иоакима. Кругом Собора, по валу, в 1838 г. устроен сад.
Здания, принадлежащие церкви: две деревянные избы с сенями — одна для богадельни, другая для сторожки (в избе для богадельни живет псаломщик); амбар и три повети для дров; деревянный дом с флигелем, завещанный церкви вдовой щтабс-капитана Анной Аристовой. Квартирный доход с дома поступает в пользу церкви.
Причт в 1762 г. состоял из священника и дьячка, а в 1767 г. в причте был еще пономарь (в это время церковь не была соборной). В 1774 г. причт состоял из протопопа, священника, двух дьячков и двух пономарей. В настоящее время причт состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и двух псаломщиков.
Невдалеке от Троицкой Соборной церкви находится приписная к ней Петропавловская церковь. В центре Соборного прихода, на Вяземском большаке, находится каменное здание Бельского Духовного училища. Открыто училище при епископе Гедеоне, но оно находилось в плохих условиях до 1849 г., когда на обширном месте, пожертвованном помещиком Александром Львовичем Коленовым, устроено настоящее здание училища. Под одной кровлей с училищем находится каменная училищная теплая церковь во имя св. благоверного Алессандра Невского, устроенная потомственным почетным гражданином Михаилом Феодоровичем Рыбниковым. Церковь эту посещают, кроме учеников, и многие прихожане Соборной Троицкой церкви, находящейся за городом, в отдалении от прихода.
Прихожан при Соборной церкви в 1774 г. было 184 двора. В 1898 г. было 885 мужчин и 979 женщин, из них в деревнях 263 мужчин и 279 женщин. В 1915 г. прихожан в Белом, в деревнях: Струеве, Кирилловщине (Димидки), Скворцове, Осташутине, Ельчине, Новой, в сельце Тимереве — 341 двор (894 мужчины, 959 женщин).
По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. — Смоленск, 1915. http://hram-tver.ru/belsk/beltroizsob.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?