Белый Омут (Подмонастырская слобода, Столбище). Покровский собор Николо-Столпенской пустыни
Основание монастыря относится, вероятно, к началу 1540-х гг.: в писцовой книге 1545 года он назван новым, тогда в нем стояла деревянная Покровская церковь. Первую каменную постройку монастыря — Покровский собор с приделами Николая Чудотворца и Архангела Михаила — возвели в 1766-67 гг. экономические крестьяне села Валдай во главе с каменщиком Стефаном Никифоровичем Валуевым.
В 1885 г. гражданским инженером В. Радивановским был выполнен проект нового каменного Покровского собора. Крестообразный в плане пятиглавый храм в русском стиле был выдержан в духе московского зодчества сер. — 2-й пол. 17 в. Утвержденный в том же году проект, однако, был несколько изменен в 1887 г. тверским инженером-архитектором Василием Ильичом Кузьминым. Из-за слабости грунта были уменьшены внутренние пролеты, а место строительства было отодвинуто немного к северу от первоначально задуманного (по оси Никольской церкви). Пятиглавый четверик при этом остался без изменений относительно прежнего проекта, но окружающие его более низкие объемы получили иной декор в духе эклектики. Сооружение холодного собора с приделами Архангела Михаила и Иоанна Предтечи завершилось в 1890 г.
Разбирать Покровский храм начали около 1935-1937 гг. Во время разборки свод рухнул и погибло трое рабочих, разбиравших стену храма: Алевсей Тихонов, Волнухин и ещё один фамилия которого не сохранилась. Когда рушили храм, повредили резную икону Николая Чудотворца. Её отреставрировали и вместе с другими ценными иконами и ризами увезли в Федово. А все остальные иконы свезли в баню, которая почему-то почти сразу же сгорела. Немного погодя Покровский храм разобрали весь, кирпич увезли в город.
По материалам изданий: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. — М.: «Индрик», 2013. Ступкин Е.И. Встал монастырек ново… Из истории вышневолоцких монастырей. — Вышний Волочёк: Ванчакова линия, 2009. http://hram-tver.ru/vyshvolok.html
Белый Омут (Подмонастырская слобода, Столбище). Часовня в трапезной Николо-Столобенской пустыни. В настоящее время в бывшем монастыре проводятся ремонтные работы, ведущиеся, правда, хозспособом, с довольно туманными перспективами, отремонтирована трапезная, где устроена небольшая часовня.
По материалам сайта Тверские своды
Монастырь св. Николая на столпе, в десяти верстах от Вышнего Волочка, на р. Тверце.
Монастырь, сложившийся в основном в период позднего классицизма, органично включает в свой комплекс церковь в русско-византийском стиле. Пустынь расположена на левом берегу реки Тверца. Предание связывает возникновение обители с Иваном Грозным, но документально это не подтверждено. Наиболее ранними из сохранившихся кирпичных построек являются надвратная колокольня конца ХVIII — начала XIX в., а также братский и настоятельский корпуса, выстроенные в первой половине XIX в. Кирпичная ограда по периметру прямоугольной в плане территории с четырьмя угловыми башнями, возможно, также относится к первой половине XIX в., но завершения башен переделывались во второй половине этого столетия (ограда и башни полностью разрушены).
В 1878 г. на средства вышневолоцкой купчихи А.Н. Жабинской с северной стороны надвратной колокольни была построена теплая Никольскаяи церковь, а с южной — трапезная. В 1890 г. в центральной части монастыря возвели каменный холодный Покровский собор (не сохранился). Во второй половине XIX в. за монастырской оградой сооружены хозяйственные постройки (не сохранились). В существующем архитектурном комплексе наиболее эффектно выглядит западный фронт застройки, обращённый к Тверце, с надвратной колокольней, Никольской церковью и трапезной. Южную линию застройки вдоль бывшей ограды составляют настоятельский и братский корпуса.
Своеобразная композиция двухъярусной надвратной колокольни сочетает архитектурные формы классицизма и мотивы барокко. Нижний, почти квадратный в плане двухэтажный ярус прорезан проездной аркой. На него поставлен двусветный цилиндрический ярус звона, увенчанный купольной кровлей. Стены нижнего четверика завершены треугольными фронтонами. Во втором ярусе над высокими арочными проемами звона помещены круглые окнарезонаторы. Простенки обработаны пилястрами. Арка ворот и проемы звона украшены замковыми камнями в форме трилистника. Пространство ворот перекрыто коробовым сводом. На второй этаж четверика ведет каменная внутристенная лестница, на второй ярус деревянная. Ярус звона перекрыт куполом.
Никольская церковь выстроена в руссковизантийском стиле. Основная композиция здания складывается из двух четвериков — нижнего, вытянутого с севера на юг, и меньшего по площади верхнего четверика со сложной вспученной кровлей. С востока примыкает трехлопастная апсида, с юга и севера — два небольших притвора, а с запада крытое крыльцо. Основной декор сосредоточен на стенах верхней части храма; Средние части его граней выделены ризалитами, завершенными полуглавиями. В кирпичном декоре широко использованы разнообразные зубцы, образующие орнаментальные пояса. Дополняют убранство кресты, круглые и арочные ниши. Значительно скромнее решён нижний объем. Его углы обработаны лопатками. Гладкие плоскости стен прорезаны арочными окнами со штукатурными наличниками. Венчающие карнизы усложнены ступенчатыми зубцами. Внутри все помещения имеют деревянные перекрытия. В верхнем четверике храма перекрытие имитирует зеркальный свод. В интерьере сохранилась масляная живопись и цельнотянутые штукатурные карнизы. Прямоугольная в плане трапезная — небольшое одноэтажное сооружение. Главный (западный) фасад делится широкой лопаткой на две половины. Каждая из них прорезана арочным окном. Венчающий карниз усложнён зубцами.
Квадратный в плане одноэтажный настоятельский корпус выстроен в стиле позднего классицизма. Невысокий объем завершён недавно сделанной заново двускатной кровлей. Фасады имеют скупой декор. Гладкие стены прорезаны прямоугольными окнами, некогда заглублёнными в ниши, а в настоящее время растёсанными. В завершении стен сохранился небольшого выноса профилированный венчающий карниз. Прямоугольный в плане, сильно вытянутый с востока на запад одноэтажный братский корпус в стиле позднего классицизма сохранился в руинированном виде. Выломана часть восточной торцовой стены, не сохранились перекрытия. Основным композиционным мотивом фасадов является четкий ритм прямоугольных оконных проемов, заглубленных в арочные ниши. Стены завершены неполным антаблементом с гладким фризом и карнизом небольшого выноса. Внутренняя планировка характерна для сооружений этого типа: в центре расположен продольный коридор, по обе стороны которого размещались кельи в одно окно (в настоящее время большая часть поперечных стен выломана).Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Книга 2 /Сост. Г.К. Смирнов — Тверь: Книжно-издательский отдел ОАО «Тверское княжество», 2002.
Столпенская-Николаевская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Тверской губ., Вышневолоцкого у., в 10 вер. к вост.-юго-вост. от Вышнего Волочка, на лев. берегу р. Тверцы. Когда основана неизвество, но ей произведена опись в 1581 г.: „Погостъ на реке на Тверце на Вышнем Волочке Никола Чюдотворец у Столпа. А на погосте церковь Покров Св. Богород. теплая, древяная в верх. A у образа Николы Чюдотворца Государева прикладу три золотых, да венец серебрян золочен, а в нем камень хрусталь, да два червьца. Да в церкви ж сосуды оловяные, да ризы миткалные, ердан бархат зелен на золоте, потрахель бархат зелен золотной, поручи бархат зелен золотной. Да в монастыре 8 келий, а в них живут черной священ. Исай, да 7 братов, а питаютца о церкви Божьи». В 1699 г. приписана к Могилевской Твер. пустыни; в 1764 г. оставлена за штатом.
По материалам: Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. — С.-Петербург: Типография В. Безобразова и Комп., 1892. http://hram-tver.ru/nikolostolpm.html