БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТА В АТРИБУТИКЕ ТРАДИЦИОННОЙ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКОГО НАРОДА. Ч1

БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ЦВЕТА В АТРИБУТИКЕ ТРАДИЦИОННОЙ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
(автор статьи Бузин Владимир Серафимович — кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: «Восприятие этих цветов в современной традиции отражает бинарную оппозиционность: черного цвета, как траурного, предписываемого для одежды близких покойного, и белого — как похоронного, характерного для обряжения умершего. Однако обращение к различным вариантам русской погребальной обрядности, бытовавшим до недавнего времени, показывает в этом плане значительное разнообразие. Известны случаи, когда траурным был белый цвет, а черным — цвет одеяния покойника. В ряде локальных традиций для обоих видов одежды мог предписываться один и тот же цвет — черный в одних случаях и белый — в других. Кроме белого и черного, источники свидетельствуют о бытовании в русской погребальной обрядности хроматических цветов, главным образом, красного и синего.

К теме цветовой атрибутики, а это почти исключительно одежда, русской (и шире -восточнославянской) погребальной обрядности исследователи, конечно, обращались. В целом, их взгляды, при некоторых отличиях, сводятся к тому, что и похоронная, и траурная одежда первоначально имела белый цвет и «лишь недавно» для траурной он начал сменяться на черный. Кроме того, для обоих видов одежды, хотя и редко, известны другие цвета, преимущественно, красный и синий. Особое внимание придавалось цвету одежды умершей девушки — белому, как у невесты. Специфическим, хотя и не повсеместным, предметом обряжания покойника был саван, имевший, как правило, белый цвет. Отметим, что указанные предписания цвета относились главным образом к одежде женской и реже — к мужской.
Анализ семантики цвета атрибутов погребальной обрядности сталкивается с рядом проблем (что во многом характерны и для выявления цветовой символики русского свадебного костюма): не столь обширное количество источников, отсутствие указаний на знаковость цвета (цветов) в колористике атрибутов, вопроса о символичности расцветки данной, а не какого-либо другой части обрядовой одежды, отождествление восприятия синего и черного цветов, наконец, трансформация традиций колористики, ведущая к произвольности цвета используемых атрибутов.

Согласно современным общераспространенным представлениям, обязателен черный цвет, как траурный, и белый саван или покрывало на покойнике, как «оформление» его белого цвета. Это демонстрирует оппозицию: мертвое (белое)/живое (черное). Однако обращение к «этнографическим» материалам, т.е. русским народным представлениям, особенно, в их временной динамике и локальных проявлениях, показывает более сложную картину семантики этих цветов.
Белый цвет в качестве траурного мог быть характерен для всего или большей части комплекса одежды (обычно, подчеркивалось, что неукрашенной), по крайней мере, такой бытовал в Калужской губернии в начале XX в.: понева «без нарядок», белые рубаха и костолан, белый платок. В источнике 1919 г. по погребальной традиции Рязанского края сообщается: «Траурный костюм составляет белый чистый платок, серяк чистый, белые онучи и лапти». Серяком в Рязанской губернии называлась нагрудная женская одежда длиной до колен (и ниже) белого или серого цвета. Известная исследовательница края Н.И.Лебедева также отмечала, что местная одежда «по горю» была белая, без особых украшений (в качестве «печальной» одежды также была известна «синюшка» — покроя шушки синего цвета).
Но чаще о траурном состоянии свидетельствовал цвет только одного вида одежды: «Весь траур женщины состоит в белом платке, повязанном на голове» (Пензенская губ.). В качестве траурного он был известен и у других групп русских, так состав одежды невесты «вечеринки» кануна свадьбы конца XIX в., служившей и траурной, был следующий: белый платочек, старый кафтан и лапти. Белый платок в этом качестве мог сочетаться с платком пестрого цвета, хотя источник представляет невнятно каким образом: «Женщины-дочери и снохи покрывают головы белым платком и не снимают его до 40 дней, а по родимой матушке, батюшке и муже женщина носит пестрый платок во весь год… Взрослые женщины в знак печали по умершим родителям… носят пестрый платок и целый год». Белого цвета могли быть и другие траурные головные уборы, например, сорока — из белого холста с вышивкой белыми нитями (Рязанская, Тверская губ.).

В некоторых традициях этот цвет предписывался иным видам одежды: «гладко белая», т.е. без декора, рубаха (Тамбовская обл.), белая рубаха-«горемычка», одеваемая по случаю смерти отца (Орловская губ.). В каких-то случаях траурное состояние демонстрировала отдельная деталь одежды: белая прошва носимой «по печали» «горемычной» поневы (Рязанская, Тамбовская губ.).
Как можно заметить, белый цвет в качестве траурного очень часто маркировал головной убор женщины, преимущественно, платок. Мужчины, судя по отсутствию соответствующей информации, в трауре носили обычную одежду. Однако возможно, не всегда было так, о чем свидетельствует особенность похорон в Калужской губернии -сопровождавшие покойника повязывали головы белыми полотенцами, причем и мужчины, а иногда и духовенство. Не исключено, что это реликт общей для мужчин и женщин символизации траурного состояния — белым цветом головного убора.
Особо примечательно акцентирование белого цвета в лексическом определении траурной одежды. Так, в Тамбовской области и в наши дни про одежду родственников, у которых умерли родные, говорится «одеться по-черному», однако конкретизируется это сообщение так: «Надевают белокройку, это черный платок с белыми краями, ситцевый, юбку белокройку, они черные сами и меточки белые. Это если муж умирает или родители, то вот эти белокройки и одевали.. А у мужчин его называют кручиный костюм, печальный, траурный, похоронный — все это вот и есть белокройка». Черный с белыми краями платок «белокройку» в этом населенном пункте (с.Чернитово) вдова носила до года или всю жизнь. Называемая «белокройкой» юбка Тамбовщины носимая в качестве поминальной по мужу или родителям до 40-го дня, была черной в белый горошек. Итак, при хождении в знак траура «по-черному» с доминированием в одежде черного цвета, она называлась «белокройкой», т.е. в названии акцентировался белый цвет.

Он же акцентировался в определении «ходить по-белому» (то есть быть в траурной одежде), известному в ряде сел Тамбовской области. В одном случае это означало ношение белой рубахи, темной поневы в синеную белую клетку, бело-синего или синего запона (в декоре праздничного запона, наряду с синими и белыми, использовались красные нити) и белого платка (с.Ново-Юрьево), в другом: нижней юбки-«подставок», полосатой юбки (входила в комплекс и праздничной одежды) и платка белого цвета с орнаментом из черных и лиловых нитей (бывшие однодворческие селения Веселое, Поповка и др.). Анализ цветового оформления этих видов одежды показывает, что для первого комплекса определение «по-белому» относится только к цвету рубахи и платка, в то время как понева и запон, явно доминирующие в отношении «наглядности», имели другие цвета — «темный» и синий (отметим — «противостоящие» отделке праздничного запона, производимой красными нитями). И в другом комплексе, в противоречии с названием «ходить по-белому», этот цвет имела не вся одежда, а только отдельный вид ее — головной платок.
И тогда любопытным становится название тех же мест (д.Липовка) «белокладка» -платок белого цвета с черными «цветочками» и каемкой по краям в качестве головного убора умершей женщины среднего или пожилого возраста. Возникает предположение, что при несоответствии реального цвета одежды и ее колористического определения последнее сохранялось, как пережиток, и первоначально она, действительно, имела белый цвет. При смене же его на черный белый сохранялся в качестве остаточного явления, занимая в общем цветовом оформлении довольно скромное место. Возможно, это предположение подтверждается наблюдением над динамикой траурной одежды Рязанского края, где вместо прежней белой стала предписываться «печальная расцветка» — темных тонов, сначала с белым платком (но и тот с сер. XX в. стал сменяться черным).
В большинстве источников траурная одежда обычно характеризуется как некий единый комплекс предметов или один предмет, носимый от начала траура и до его конца. Однако, как показали недавние исследования В.М.Жигулевой и П.И.Кутенкова по погребальной обрядности запада Пензенской и севера Тамбовской областей, ношение траура могло представлять собой действия по смене комплексов одежды, определяемых, как «кручинная», иногда неоднократной, отражавших степень нахождения в этом состоянии, что определялось понятием «откручиниваться». Отличия этих комплексов проявлялись также в динамике ее расцветки.

В селах междуречья Выши и Вада (Ушинка, Вяземка, Кириллово и др.) Пензенской области П.И.Кутенковым выявлено четыре вида «кручинных» одежд в соответствии с этапами траура. На первом этапе это комплекс, состоящий из «сухой» рубахи белого цвета, лишь по краям материи декорированной нитями красной, редко других расцветок, и белых платка, шушпана и запона, темный цвет имела только понева. Одежда второго этапа тоже была белого цвета, но добавлялись черный и красный узоры на рубахе. Цветовой декор одежды третьего и четвертого этапов не охарактеризован, сообщается только об усложнении орнаментики рубахи. Однако из приведенного материала следует, что на начальном этапе траура в одежде доминировал белый цвет, который на последующих постепенно уступал место другим цветам (по крайней мере, указаны черный и красный). В.М.Жигулева на своих материалах выявила две начальные традиции траура: «белую» и «синюю», по приводимым ею данным прослеживается общая эволюция к красному. Эта динамика явно согласовывалась с логикой «откручинивания» — с переходом в колористистике к красному цвету, как семантически положительно окрашенному: от синего — как «оппозиционного» красному, и от белого, который, в таком случае, относился к негативно воспринимаемому.
Белый цвет в качестве похоронного известен, по крайней мере, с XVII века. Он фигурирует в описаниях погребальной обрядности, принадлежащих иностранным путешественникам в Московию. Одно было сделано А.Олеарием: «Труп моют, одевают в белую полотняную одежду, надевают ему башмаки из тонкой красной кожи, кладут руки крест-накрест и затем кладут его в гроб <...>, после чего накидывают на гроб покрывало, иногда — кафтан покойного». Другое принадлежит Я.Стрейсу: «Мертвое тело моют, одевают в белую одежду, обувают в красную обувь и укладывают со скрещенными руками в ящик, сделанный из выдолбленного дерева». Конечно, возникает вопрос, какой цвет маркировал мертвое состояние индивида: белый нательной одежды или красный — обуви, или и тот и другой? Источники не дают ответа на него, вероятно, оба цвета, поскольку в «обрядах перехода» обуви придавалось немалое значение: в свадебной -дарение обуви невесте, в погребальной — пошив калиг, как особого ее вида, для обряжания покойного. И при этом интереснейший факт — недавние исследования погребальной обрядности Тамбовщины выявили такую особенность лаптей, обуваемых на покойника, как крашение их путем выставления на солнце, отчего они приобретали розовый, т.е. близкий к красному, цвет. Маркирование красным цветом покойника, а иногда лиц, отождествляемых с ним в силу тех или иных причин, известно про ряду материалов восточнославянской обрядности.

Из более поздних материалов есть указание на белый цвет похоронной одежды в источнике 1883 г.: «Одевают покойника (независимо от пола) в белое белье, в новые лапти и в саван из белого холста». Женской погребальной одеждой у староверов северо-запада европейской части России конца XIX — начала XX в. был широкоплечник — типа сарафана из белого холста (являлся также частью моленного костюма). В описании похоронной обрядности Воронежской губернии 1920-х гг. отмечается: «Когда хоронят, то надевают поневу без украшений, белую рубаху и белую «полотнушку» (из миткаля) на голову».
Белый цвет явно акцентировался в приготовленной на смерть женской одежде Калужской губернии первых десятилетий XX в.: в одних местах — это белая рубаха с белыми поликами и белой обшивкой у кисти, сарафан белый (но мог быть и темным), сборник и два платка, у девушки — один, в других старух «на смерть» одевали в простую поневу, рубаху и белую сукню «без нарядок», умершую молодую женщину обряжали в ее венчальный наряд — не украшенную поневу, белую, лишенную красной отделки рубаху и белый платок. В Вятской губернии на покойницу одевались белые «смертный» сарафан и рубаха. Комплекс погребального костюма старообрядки Алтайского округа 1930-х гг. фондов Российского этнографического музея включает белые рубаху, сарафан (оба предмета со скромной красной обшивкой) и саван.
Акцентирование белого цвета в смертной одежде архаичного времени (о времени, близком к современности — ниже) выявляется по материалам Рязанщины. Мужчин обряжали в белые рубаху и штаны. На женщин одевалась белая рубаха, а поверх другие виды одежды, носимые в данной местности. Детальные материалы по их расцветкам отсутствуют, но известно, что пожилых женщин и девушек хоронили в белых шушунах (шушпанах) и шушках, причем у шушунов ластовицы были не кумачного, как при жизни, а белого цвета, а у шушек отсутствовали полики, как известно, имевшие вышивку красного цвета. На голову замужней женщины одевался белый платок.

По материалам, собранным в конце XX в., традиционная женская «смертная» одежда сел запада Пензенской области состояла из абсолютно белой рубахи, поневы (о ее цвете не сообщается), белых запона, шушунчика, двух платков на голову, она дополнялась саваном и материалом на покрывало (не указанного цвета, но исходя из аналогий по другим регионам, явно, белого). На территории Ульяновского Посурья в некоторых селах женщин хоронили только в белой одежде: «. бальшинство в белам кладут, красивея» (хотя в других селах она должна была быть темного цвета). Сайт «Народная культура Тамбовского края» утверждает, что в данном регионе одежда покойников-мужчин была представлена белой рубахой и штанами, а женщин — белой рубахой и принятыми в данной конкретной местности сарафаном, поневой или сподницей (без указания их цвета). Однако непонятно фигурирующее тут же положение, что «в отличие от других районов России, где цвет похоронной одежды чаще был белый, в Тамбовском крае доминировал черный цвет, особенно для престарелых». Белый цвет одежды предписывался для обряжания покойника у жителей поселений Кенозера юга Архангельской области (сейчас используется покупная одежда разных цветов). Наконец, отметим, что источником данных по данной тематике, в частности, применительно к белому цвету «смертной» одежды, могут служить материалы календарной обрядности: в святочных «играх с покойником» изображавший его мужчина был одет во все белое…»

ОКОНЧАНИЕ ВЕРОЯТНО БУДЕТ.
В качестве иллюстраций приведены похоронные фотографии разных народов Восточной Европы, а не только русских. Мне кажется, что так интереснее.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?