Белый Городок. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Построена в 1825 г. Возвращена РПЦ в 1990 г. Богослужения возобновились в 2003 г.

Церковь Ирусалимской Божией Матери расположена в селе Белый Городок Кимрского района, на берегу Волги и Хотчи. Раньше здесь находилось городище. При Иване Грозном Бел-Городок причислили к опричнине. Церковь Иерусалимской Божией Матери была возведена в Бел-Городке в 1825 г. Церковь – каменная, имеет три престола: Иерусалимской Божией Матери, Архистратина Михаила, великомученика Георгия. В 1901 г. в ней служил Иоанн Андреевич Клобуков и псаломщик Павел Алексеевич Никольский. Прихожанами Иерусалимской церкви были жители деревень: Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцово, Шурманка, Пелагеинская, Сенькино, Азарово, Юминская, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино.
Храм построен в стиле классицизма и имеет довольно удачно найденные архитектурные пропорции и тщательную проработку деталей. Белокаменные элементы декора, стройная колокольня с высоким шпилем и изящная луковка храма, удачное расположение на самом берегу делают эту сельскую церковь удивительно красивой. История этого храма тесно связана с иконой Иерусалимской Божией Матери, являющейся чудотворной. Икона, по легенде, была написана евангелистом Лукой через некоторое время после Вознесения Господа. Раньше она располагалась в особом киоте у правого клироса, в позлащенной серебряной ризе. Перед иконой стоял подсвечник и пять металлических лампад. Иконостас храма был пятиярусным, а в приделах имел три яруса. В главном храме находилось посеребренное медное паникадило, а в приделах церкви – два малых. На колокольне имелось шесть колоколов.
Когда начались гонения на церковь, белогородскому храму «повезло»: его не взорвали, а только закрыли и осквернили. Последним настоятелем храма до его закрытия был Леонид Никитин. В 1930 г. его репрессировали, но потом он вернулся в Бел-Городок, где и был похоронен. На протяжении почти шести десятков лет храм был в запустении. Но по инициативе группы верующих при участии настоятеля Преображенского собора (Кимры) протоиерея Иоанна Басюка в Белом Городке была создана православная община. Первый молебен в храме прошел в 1990 г., священником был назначен иерей Александр Казанцев. После этого в Иерусалимской церкви начались регулярные богослужения.
http://www.whitetownchurch.ru
В издании Тверской Ученой Архивной Комиссии «Об остатках древности и старины в Тверской губернии», В.А. Плетневао селе Белгородке собраны следующия сведения: «На месте нынешняго села Бел-Городка, как видно из летописей и из духовной Твер. кн. Михаила Александровича, был городок этого имени. Диомид Карманов говорит, что здесь есть городище. По словам Преображенскаго, земляныя укрепления 6ывшаго здесь вдавности города видны и теперь под сельскою церковью и ея оградою. Об этом городке упоминается в истории Тверскаго княжества Борзаковскаго по поводу раззорения его московскими войсками и взятия в 1375 году Дмитрием Донским, во время войны с кн. Тверским Мих. Александровичем. При Иоанне Грозном Бел-Городок был причислен к опричине и назывался тогда Белгород в Кашине… По словам свящ. И. Белюстина «на правом берегу Волги, при самом впадении в нее р. Хотчи, против села Белгородка, в 40 верстах от Калязина, в том месте, где имение, называемое Пречистенка или Медведево, как передают старожилы, был монастырь, называвшийся «Пречистенская — Медведева пустынь».
В Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 1501 (№ 738) написано: «Село Белгородок на реке на Волге усть речки Хотчи а в нем церковь во имя Великомученика Егорьгия Стростотерпца древян клецки а церковь и в церкве образа и книги и ризы и всякое церковное строение мирское. А на церковной земле во дворе понамарь Ортюшка Семенов келья просфирницына Марьицы.
Деревня Отхожая поповская на реке на Волге усть речки Хотчи а в ней во дворе поп Микита Иванов. Пашни паханые церковные земли и перелогом и лесом поросло середние земли пятнадцать четей в поле, а вдву потомуж сена по реке по Хотче и меж поль двадцать копен».
В клировой ведомости 1796 г. о селе Белгородке сказано: «Церковь Георгиевская, деревянная, построена 1693 года. Священник Даниил Иванов, 66 л., из богословии, посвящен в 1759 году. Церковной земли З5 десятин 15 деревень, 87 прих. дворов; душ муж. пола 318, ж. п. 343». В исповедной росписи 1739 г. показано 2 церкви: 1) Георгиевская, 2) Казанская. В 1739 г. по Георгиевской ц. свящ. Федор Семенов, 67 л.; в прих. 35 дв., 388 душ об. п. По Казанской ц. — свящ. место празднл; в прих. 16 двор., 215 душ об. пола. В 1755 г.: 1) по Георг. ц. свящ. Иван Федоров, 52 л.; 2) по Казан. ц. — свящ. Иван Матвеев (он же Ив. Матв., и в 1766 г.), а до него с 1740 по 1748 г. был свящ. Матвей Иванов».
Церковь Иерусалимской Божией Матери, построена в 1825 году, каменная, престолов 3: в настоящем Иерусалимской Божией Матери, в приделах: Архистратина Михаила и Великомученика Георгия.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Андреевич Клобуков 55-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1867 года, награждён в 1899 году камилавкой. Псаломщик Павел Алексеевич Никольский 27-ми лет, в должности с 1891 года.
Прихожан в селе Белгородок, в деревнях: Юркине, Башарине, Звереве, Шепелихе, Кочневе, Бурцове, Шурманке, Пелагеинской, Сенькине, Озарове, Юминской, Жуковке, Турове, Лукашине, Шипухине — 188 дворов (756 мужчин, 793 женщины).
По материалам официального сайта Тверской епархии и изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. — Калязин, 1908. и Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901.
 

Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами Михаила Архангела и Георгия Победоносца расположена на правом берегу живописной реки Волга при впадении в нее реки Хотча в городском поселке Белый Городок Кимрского района Тверской области. Ядром храма является двусветный четверик, несущий массивный световой восьмерик, завершенный куполообразной кровлей и главкой на декоративном барабанчике. С востока к нему примыкает полукружие алтарной апсиды, с запада — небольшая трапезная и трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Фасад основного объема украшен четырехколонными портиками, увенчанными треугольным фронтоном.Храм закрыт во времена советской власти. Верующим возвращен в 1990-х годах. Богослужения возобновлены с 2003 года. В настоящее время церковь Иерусалимской иконы Божией Матери действует, является памятником архитектуры XIX столетия.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?