Древнейший памятник храмовой архитектуры — Успенская церковь расположена вне кремля, на посаде, чуть в стороне от центра. Построена она была к 1553 году. Чудом сохранилась «порыдная» (договор на строительство церкви), которую заключили с причтом и прихожанами деревянного предшественника Успенского храма ростовские мастера. В ней, в частности, говорится: «Се аз, Горяин Григорьев сын Царев, да аз, Третьяк Борисов сын Ростовка, порядилися есми на Белеозере церковь ставить Успения Пресвятыя Богородицы каменную… А церковь ставить, как в Кирилове монастыре церковь Успения Пресвятыя Богородицы, гладким делом, и в стене нам доспети место колоколам болшим и меншим, и часовню нам поставить на церкве. И взяти нам от того дела за стенщики и за мастерство девяносто рублев…»
В качестве образца, как мы видим, была выбрана возведённая за полвека до этого Успенская церковь Кирилло-Белозерского монастыря, но близнецами эти два храма назвать трудно, они «сходятся» лишь в размерах; по своей же структуре белозерский храм более ориентирован на новгородскую архитектуру. В чём тут дело — загадка, не разгаданная исследователями до сих пор. Остальные пункты договора ростовские зодчие скрупулёзно выполнили — вплоть до возведения необычной часозвони в северо-западном углу храма. Заказчиками этого первого каменного храма города были прихожане, что свидетельствует о большой роли посада в жизни Белозёрска. Мастера, как обычно, использовали только некоторые общие архитектурно-конструктивные элементы и отдельные формы прототипа, придав им большей частью иную трактовку. При той же кубичности объёма Успенская церковь совершенно статична, полностью лишена какой-либо динамичности. Изящные пилястры заменены упрощёнными лопатками, которые хотя и членят фасады на три прясла, но придают храму большую массивность. На северо-западном углу мощная лопатка даже преобладает над узким полем прясла. Стены здесь так же увенчаны килевидными закомарами, однако дополнительные ярусы кокошников, образующие пирамидальную кровлю. отсутствуют. Пять крупных глав на приземистых, массивных барабанах ещё более утяжеляют здание. В северо-западном углу, в стене есть внутренняя лестница. ведущая в крохотное помещение почти под самыми сводами собора. За этой коморкой укоренилось название «келья столпника». В ней, действительно, есть каменная лежанка, а в восточной стене — киот для икон. В полу этой коморы есть небольшое отверстие, переходящее в узкий каменный колодец до самой земли. Есть предположение, что это комора могла быть служебным помещением для обслуживания механизма часов.
Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от пояков, которые держали в нём лошадей и разводили огонь. Следами такого варварства остаются оттиск конской подковы на местной иконе Тихвинской Божией Матери, на правой руке (теперь, впрочем, заделанный краской и практически неразличимый), также в алтаре кусок обгоревшей балки, торчащей из стены под потолком. Дозорная книга 1617-1618 годов подробно описывает иконостас, который находился в храме в то время: «Церков Успение Пречистые Богородицы да придел Алексеи митрополит, другой предел вверху Вход во Иеросалим Господа нашего Исуса Христа о пяти верхах, каменная. А в церкве на тябле деисус, а в нём 12 образов на золоте; на другом тябле 20 образов, а на них писаны праздники; на тябле 18 образов, а на них писаны пророки; двери царьские и столпцы, и сени на золоте…» Первоначальный иконостас заменили в ХVIII столетии новым, барочным, но при этом авторы последнего сработали очень бережно и умно, отказавшись от чрезмерной пышности, которая бы вступила в конфликт с простым и суровым «образом» древней церкви. Этот иконостас, в отличие от иконостаса Спасо-Преображенского собора относится к традиционному типу русских иконостасов. В иконостасе находилось 60 икон. Судя по отдельным расчищенным иконам, они созданы артелью местных мастеров, что в те годы писали иконы для иконостаса церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозёрском монастыре. Значительная часть старых икон, ровесниц Успенского храма, «перешла» в новый иконостас и дожила до новейшего времени. Увы, в 2004 году иконостас остался без уникальных царских врат, украденных злоумышленниками и так до сих пор не найденных. В 1784 году рядом с холодным Успенским храмом выросла тёплая Богоявленская церковь, выстроенная в несколько архаизированном стиле. На её колокольню ныне поднят замечательный колокол, долго стоявший на паперти Успенского храма.
В первой половине 1990-х годов колокол решили отремонтировать — заварить большую трещину по новейшим технологиям лазерной сваркой. На ремонт колокол возили в Санкт-Петербург, а по возвращении водружили его на колокольню Богоявленского храма. По краю его «юбки» тянется надпись: «Божию милостью и Пресвятые Его Богоматере заступлением и помощию и всех святых молитвами в лето 7053 (1545) месяца ноября 21 день… в богоспасаемом и преименитом и славном граде Пскове лит был сии колокол ко храму святых чудотворец Козмы и Демьяна на Запсковье… А мастер преименита и славна града Пскова Андреев сын псковитин Михаиле». Как этот колокол, созданный в Пскове за семь лет до начала строительства белозерского Успенского собора, оказался на Белом озере, — ещё одна загадка.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №48, 2013 г.