Архитектурная доминанта кремля, главный храм города — Спасо-Преображенский собор. Строительство его началось в 1668 году и продолжалось почти десять лет. А строился он «казною великого государя и подаянием всяких людей». Несмотря на время постройки—конец XVII века, храм выдержан в традициях соборного храма XVI века: массивный куб четверика, скорее горизонтальной, чем вертикальной ориентации, очень скупо декорирован — традиционные плоские лопатки членят плоскости стен на три прясла. Выделяются на этом фоне перспективные порталы, декорированные также в стиле XVI века. Чтобы впечатление было более полным и верным, постарайтесь представить себе на фасадах не нынешние большие окна с барочными наличниками, растёсанные и декорированные в XVIII веке, а узкие, щелевидные окна-бойницы, и ощущение XVI века будет полным. Дополняют его строгие, полуциркульные закомары, опирающиеся на импосты — основания на лопатках. Традиционного карниза под закомарами нет — прясла стен органично переходят в закомары.
Здесь мы опять-таки сталкиваемся с неясным пока моментом — каково было первоначальное покрытие храма? Некоторые исследователи считают, что оно было позакомарным и позднее переделано, причём пазухи между закомарами были заложены. Другие же (и их большинство) полагают, что покрытие собора изначально было более простым — четырёхскатным, что мы видим и сейчас. Здесь сходство с XVI веком кончается — стоит поднять взгляд на барабаны, и пышный декор выдаёт истинный возраст храма. Маленькие кокошники у основания, аркатурный пояс, пояса нишек, «пила» —это конечно же «узорочье», XVII век! Замечателен по форме центральный крест. Происхождение его неясно —точно известно только то, что он не «родной», привезён откуда-то в Белозерск (из Вологды?) и установлен уже в недавнее время. Известно также, что крест действительно старый, не «новодел». С западной стороны собор портит притвор XIX века в духе классицизма. Как все храмы города, да и вообще большинство храмов на Севере, Спасо -Преображенский собор поставлен на фундаменте из дикого камня. Как выяснилось в результате раскопок, фундамент уходит на очень большую глубину.
В 70-е год XX века была сделана безграмотная цементная отмостка вокруг храма, и это привело к тому, что здание не «дышит», вода скапливается под ним в фундаменте просачивается в стены. Храм мокнет, внутри сыро. Этому же способствует и подсыпка, поднятие уровня улицы. Отчасти помочь храму, выпустить воду из-под него, удалось во время археологических раскопок. Подойдя с востока к апсидам (алтарным полукруглым выступам), можно увидеть следы глубокой и широкой траншей идущей на восток от храма. Это один из многочисленных раскопов, оставленный не до конца засыпанным по уже упомянутой причине. Когда раскоп подошёл к апсидам и ушёл под отмостку, из фундамента вода хлынула потоком. Это затруднило раскопки — пришлось из траншеи отчерпывать воду, — но помогло зданию. Преображенский собор в настоящее время является филиалом музея. Здесь экспонируется часть собрания икон. В интерьере заслуживает внимания резной деревянный иконостас в стиле классицизма. Под центральным куполом на цепи висит красивое паникадило, к сожалению, не полностью сохранившееся — утрачены многие рожки.
Из книги Константин Козлов. Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей. — Москва.: Северный Паломник, 2007.
Сохранившийся до сего времени Спасо-Преображенский храм ХVII века не был первой соборной церковью Белозерска. До него город имел другой собор — деревянный, во имя святителя Василия Великого. Да и сам Белозерск в процессе своей истории менял местоположение. На теперешнем своём месте он живёт с конца ХIV века. О первом столетье жизни города на новом месте известно очень мало. Активное строительство в Белозерске началось в конце ХV века, когда его по приказу Ивана III окружили валами и глубоким рвом. По гребню валов шли деревянные стены с восемью башнями, а с «внешним миром» город соединялся посредством подъёмных мостов. Внутри городовых укреплений находился двор наместника, хранилась казна, стоял соборный храм — во имя святителя Василия Великого. О том, как он выглядел в ХV-ХVI веках, сведений не сохранилось. Лишь Дозорная книга 1617-1618 годов сообщает довольно скромно о его устройстве. Но в 1612 году Белозёрск разорили польско-литовские отряды. Так что, возможно, в Дозорной книге описывается уже новая соборная церковь. Была она, как видно из записей, «древяная клецки» и имела два придела — «Никола чюдотворец» и «Георгий страстотерпец Христов». Сообщается также о «колокольнице» с несколькими колоколами, крупнейший из которых весил «пуд без четверти». В этой же дозорной книге впервые упоминается о Преображенской церкви, чьё посвящение впоследствии отошло к новому соборному храму: «Церковь ружная (т.е. обеспечивается ругою — жалованьем) Преображение Господа нашего Исуса Христа, да придел Димитрия Солунского, другой придел Екатерины Христовы мученицы, древяна клетцки с трапезою… На колокольне 2 колокола, а в них весу полтретя пуда. Строение мирское».
В 1668 году в Белозерске началось строительство каменного соборного храма, растянувшееся на десять лет. Средства на его сооружение поступали из казны, однако их не хватало, и недостачу покрывали из «мирских пожертвований». Писцовая книга 1675-1676 годов сообщает, что «соборную ж церковь вновь строят каменную казною ж великого государя и подаянием же всяких чинов людей». При этом непонятно, какой именно из деревянных храмов являлся к тому моменту «действующим соборным» — то ли Васильевский, то ли Преображенский: «В городе соборная церковь во имя Преображения Господня, деревянная, шатровая, с трапезою, крыта тёсом… У церкви ж колокольня рубленая, на колокольне четыре колокола, по сказке протопопа 30 пуд…»
Спасо-Преображенский собор постройки 1660-1670-х годов не был первым каменным храмом Белозёрска. Ещё в ХVI столетии (1550-е гг.), на посаде выстроили Успенский пятиглавый храм. Очевидно, белозёры воспринимали Успенский храм как своего рода эталон каменной церкви вообще. И в облике Спасо-Преображенского собора это отразилось со всей отчётливостью. Возможно, одним из условий, поставленных заказчиками мастерам, как рах и было следование имевшемуся на посаде образцу. Мастера доверились вкусу горожан и выстроили несколько архаичный, но — с этим не поспоришь — внушительный собор. До конца ХVIII века Спасо-Преображенский собор пребывал в первоначальном виде. Затем его подвергли вполне стандартному переустройству — сделали новую кровлю (впрочем, вполне возможно, она с самой постройки собора была четырёхскатной), растесали окна, снабдив их новыми наличниками. Тогда же собор получил новое внутреннее убранство, от которого до наших дней дошёл удивительной работы резной иконостас, украшенный деревянной скульптурой. Работы завершились к 1801 году. Уже в ХIХ веке иконостас Преображенского собора представлялся диковинкой: путешественники высоко отзывались о нём, хотя и отмечали его несомненную «заимствованность» из западного церковного искусства (например, у С.П. Шевырёва в его «Поездке в Кирилло-Белозёрский монастырь в 1847 году»). Ещё ранее, в 1730-е годы, оформился общий ансамбль соборной площади. Деревянную церковь Василия Великого разобрали, заменив её каменной с тем же посвящением. Придел был один — во имя Николы Чудотворца. В Васильевской церкви служили зимой, в Преображенской — от Пасхи до Покрова. Между Васильевским храмом и собором высилась гранёная колокольня, увенчанная массивным шпилем. И её, и тёплый храм уничтожили в советские годы.
Спасо-Преображенский собор отняли у верующих и разграбили после Октябрьской революции. Особенно пострадал изысканный иконостас. Только в 1980-е годы памятником всерьёз занялись специалисты. Реставраторам, приглашённым из Новгорода, пришлось восстанавливать декор иконостаса буквально из обломков. К 1150-летнему юбилею Белозёрска его облик разительно переменился к лучшему. Реставрация храмов и гражданской застройки сообщила старинному городку даже некоторый туристический лоск. Не обошла стороной предпраздничная подготовка и Спасо-Преображенский собор. В 2011-2012 годах над ним хорошо потрудились вологодские реставраторы. Не осталось без внимания и его резное убранство: были проведены консервационные работы на алтарной сени, вот уже тридцать лет «выживавшей» без реставрации. Сейчас, в сущности, будущее Преображенского собора как памятника архитектуры видится в оптимистическом свете. Конечно, высокий уровень грунтовых вод, вообще характерный для Белоозёрска, никогда не даст спать спокойно реставраторам и музейным работникам. Но непосредственной угрозы существованию памятника теперь нет. Спасо-Преображенский собор относится к Белозёрскому областному краеведческому музею и открыт для осмотра с мая по октябрь. Как уже говорилось, объёмно-планировочное решение собора восходит к белозёрскому Успенскому храму ХVI века, а тот, свою очередь, ориентируется на новгородскую традицию (хотя в порядной записи поименованы ростовские мастера). В итоге мы получаем архаичный соборный храм с добропорядочной родословной. Архаична не только структура собора, но и его изначальный декор (весьма скупой) — плоские, сухого рисунка лопатки, задающие трёхчастное деление стен, и перспективные порталы южного и северного фасадов. Если представить себе на месте современных больших окон щелевидные окошки и мысленно убрать западный притвор, то собор вполне впишется в архитектурную парадигму ХVI века. Но оформление барабанов вполне характерно для ХVII века. Здесь и небольшие, «робкие» кокошники у оснований, и аркатурно-колончатый поясок, столь полюбившийся зодчим «узорчатой» эпохи, и характерный для Белозерья орнамент «пила», опоясывающий в верхней трети центральный барабан.
Исследователи спорят, имел ли Преображенский собор изначально четырёхскатную кровлю или был покрыт по закомарам, причём большинство исследователей склоняется к тому, что строители сразу пошли по упрощённому пути и сделали крышу такой, какой мы видим её сейчас. Массивный куб четверика крепко стоит на земле. Собор приземист, главы его округло-прочны, низкие апсиды «распространяются» далеко на восток, а из-за того, что здание окружено высокими крепостными валами, оно кажется ещё более заземлённым. Фундамент собора сложен из дикого камня, что характерно для храмов Русского Севера. При раскопках выяснилось, что уходит он на весьма значительную глубину. Серьёзный вред собору нанесла цементная отмостка, сделанная вокруг него в 1970-е годы без должных предварительных исследований. В результате этого «благоустройства» храм перестал «дышать», а скапливающаяся под ним вода начала «уходить» в стены. Выпустили воду из-под собора уже в новейшее время, во время очередных археологических исследований, причём, по свидетельству очевидцев, вода хлынула из раскопа потоком. Крест центральной главы имеет неместное происхождение (высказывается предположение, что он вологодский) и водружён на своё место сравнительно недавно, в начале ХХ века. Барабаны глав оформлены, сравнительно с плоскостями фасадов, довольно нарядно. Четыре меньших барабана украшены аркатурным пояском с колонками, а центральный — ещё и орнаментальным поясом, наиболее характерной частью которого является так называемая «пила» — зубчатая лента. Все окна собора были растёсаны при его переустройстве в конце ХVIII века. Одновременно они получили новые — очень скромные — наличники. Характерной деталью оформления для храмов данного периода являются перспективные порталы. Но, конечно, применительно к концу ХVII века они выглядят уже слишком «по-старинному». В ХIХ веке к западной стене пристроили притвор, испортивший сразу внешний облик храма.
Главную достопримечательность Спасо-Преображенского собора составляют его иконостас и сочетающиеся с ним по стилю киоты. Иконостас, установленный на рубеже ХVIII-ХIХ веков, резко отличается от традиционного тяблового иконостаса. Происхождение подобного типа иконостасов — столичное. В петербургских же храмах они появились под влиянием декора алтарей католических храмов. В отличие от тяблового «плоского» иконостаса, который направляет взгляд молящегося вверх, к куполу, иконостас Преображенского собора раскрывается ещё и «внутрь», в алтарь, — в чём, несомненно, также проявилось католическое влияние. Нам неизвестно имя мастера, создавшего белозёрский иконостас. Однако наиболее сходен он с проектами М.Ф. Казакова, считавшимися на протяжении некоторого периода образцовыми. Иконостас Спасо-Преображенского собора соединяет в себе классицисткую структуру и барочный декор; таких памятников сохранилось очень мало. Но уникальность его заключается не только в этом, а ещё и в его резной «программе», которая имеет отчётливую ориентацию на Откровение Иоанна Богослова, резная скульптура которого является его завершением. Подобное завершение иконостаса к настоящему времени известно только одно — в Ильинской церкви города Арзамаса.
В иконостасе Спасо-Преображенского собора с момента его постройки находилась икона Божией Матери, которая принадлежит к самым старым святыням Белозёрска. Сейчас она хранится в Русском музее (в Преображенском соборе — список), что, однако, не мешает жителям Белозёрска продолжать чтить её как свою святыню и именовать Белозёрской. Кроме этой иконы стоит упомянуть и две другие, правда, лет на пятьсот как минимум моложе выше упомянутой иконы. Это парные иконы, находящиеся по сторонам от царских врат, «Спас на Престоле» и «Богоматерь на престоле». На каждой из икон стоит одинаковая подпись: «Писан 1801-го Года. Писал Ярославской Андрей Денисов». Воспитанный «на лоне» ярославской иконописной школы, Денисов с равным искусством работал и как собственный иконописец, и как монументалист. Сложная конфигурация и стилистическая «определённость» иконостаса Спасо-Преображенского собора диктовала иконописцу свои условия. Так, писать он был вынужден на вогнутых досках. Но гораздо большую сложность представляло идеологическое включение традиционных по иконографии образов в «систему» рокайльно-ампирного иконостаса. Денисов уверенно справился со стоящей перед ним задачей. Особого внимания заслуживает сочетание традиционных иконописных приёмов с деталями, решёнными в рокайльном ключе и тем самым как бы связывающими образы Христа и Божией Матери с пышно-резной рамой алтарной преграды. Так, Спаситель изображён восседающим на престоле, формы которого вторят изгибам иконостаса. Их повторяют до некоторой степени крылья херувимов, окружающих престол. Та же «вовлечённость» в архитурное окружение свойственна и образу Пресвятой Богородицы. Эти иконы Денисова заставляют вспомнить лучшие времена, которое знавал до своего разграбления Спасо-Преображенский собор.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №48, 2013 г.
История Спасо-Преображенского храма, стоящего внутри кольца стен Белозерского кремля, началась задолго до появления каменного здания собора, которое сохранилось до наших дней и сегодня, как и три с половиной века назад, украшает Белозерское городище.
В Дозорной книге города Белоозера 1617/18 года «письма и дозору» Г.И. Квашнина и подьячего П. Дементьева (самом раннем из известных сохранившихся описаний города) на территории Белозерской крепости в числе трех храмов значится церковь Преображения Господня с приделами Димитрия Солунского и Великомученицы Екатерины. Это была деревянная клетская церковь с трапезною и колокольней с двумя колоколами («в них весу полтретя пуда»), возведенная «миром» – приходской общиной. Известно, что в 1617/18 году здесь служили священник Иван и пономарь Афонка Богданов сын Шашин.
В храме Преображения Господня хранилась местная икона «Преображение Господне» («болшая пядница на празелени»), в приделах – образы Димитрия Солунского («пядница на золоте и на краске») и мученицы Христовы Екатерины («болшая пядница на празелени»). В церкви были Царские врата, столбцы, сень, паникадило медное, перед образом Спаса – свеча местная; в алтаре на престоле – крест «благословящеи на золоте; Еваньелие напрестольное писмяное в полдесть; сосуды церковные, потир и блюдъца оловяные; покровца и белены крашенинные». Здесь хранились такие богослужебные книги, как «Псальтырь с следованием писмяная в полдесть, Апостол тетр писмянои в полдесть, Еванелие толковое печатное в десть, Треодь цветная писмяная в десть, 2 Трефолоя, Шестодневець в полдесть».
Судя по выписке 1677 года из Белозерских писцовых книг 1675/76 года, к середине 1670-х годов в Белозерском кремле на некоторое время остается только одно церковное здание – храм во имя Преображения Господня. Построена была эта соборная церковь «и в церкве образы и книги и всякая церковная утварь казною великого государя и подаянием всяких чинов людей». Собор был крыт тесом. При нем имелась трапезная и рубленая колокольня с четырьмя колоколами в 30 пудов. В это время здание соборной церкви Преображения Господня по-прежнему было деревянным, но в отличие от скромного клетского храма начала XVII века уже имело шатровое завершение. Исходя из различия в архитектуре церковных зданий и из того, что на территории крепости в той же писцовой книге на месте, где прежде стояла Преображенская церковь, отмечено наличие пустыря, можно полагать, что за время, прошедшие с 1617/18 года, на территории крепости был выстроен новый храм.
В Белозерских писцовых книг 1675/76 года детально описано внутреннее убранство собора во имя Преображения Господня и находившиеся в нем культовые предметы. Из этого описания следует, что Царские врата, сень и столбцы собора были деревянные, расписные. По сравнению с данными Дозорной книги города Белоозера 1617/18 года число икон в Преображенском соборе значительно выросло. На 1675/76 год приводится следующий их перечень и описание: «Деисус в красках; да месных образов образ Преображения Господня в киоте на золоте, у образа Спасова панагея в серебре, на ней образ живоначалние Троицы; у того же образа два креста каменные небольшие в серебре; образ Василия Великого с чудесы в киоте на красках, обложен серебром, золочен по басме венец серебряной сканной, золочен, в венце камение простые, другой венец низан жемчугом, цата низанная, крест на цате костяной в серебре; образ пречистые Богородицы, оклад и гривна медные, золочен, ожерелье и убрус шитые по тафте, четверы серги серебряные, пятнатцать крестов серебряных небольших; образ Воскресения Христова на красках, образ Распятия Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа резной на цке, венец серебряной золочен; образы Алексея человека Божия, Александра Свирского, Кирила Новозерского, Ферапонта и Мартинияна на одной цке писан на золоте; образ пречитые Богородицы Одигитрие на золоте, образ Чюдотворца Николая на красках, гривна серебряная золоченая; образ страстотерпца Христова Георгия». В трапезной находились местные образы Всемилостивого Спаса, Чудотворца Николая с чудесами («писан на красках»).
В соборе хранилось два Евангелия («одно печатное, другое писмяное в десть, евангелисты на одном серебряные золочены, на другом медные»), ряд печатных книг «в десть» («книга кормчая, Апостол, потребник, пролог во весь год, переплетен начетверо, два охтоя, книга Ефрема Сирина, пять Миней месечных») и «в полдесяти» («Минея общая Минея месечная, три служебника, Псалтырь, да в четверть дести Часослов»). Имелись в соборе и рукописные книги: «в десть евангелие толковое недельное, два Апостола, Устав, Пролог во весь год, переплетен надвое, две треоди посная да цветная, да в полдести Псалтырь сследованием тринатцать Миней месечных, две книги служб розных святых книга Иоанна Лествичника книга, Златоуст, две книги четьи жития разных святых, да в четверть дести книга часовник». Из предметов, использовавших при богослужении, особо выделяется крест «благословящей обложен серебром, золочен по чекану». Кроме того, в соборе были еще два креста – «благословящие же, да крест выносной, писаны на красках».
В середине 1670-х годов в соборе Преображения Господня имелся придел Василия Великого с деревянными расписными Царским вратами, сенью и столбцами. В алтаре на престоле – рукописное Евангелие «в четверть дести, евангелисты медные», 2 креста «благословящие, обложены медью». В пределе хранились два образа Василия Великого («один в киоте, венец серебреной, золочен по басме»).
В 1668 году началось строительство каменного здания собора, продолжавшееся много лет – в Переписной книге города Белоозера 1675/76 годов отмечается: «Да соборную ж церковь вновь строят каменную казною ж великого государя и подаянием же всяких чинов людей». Каменный храм строили там, где до этого стоял деревянный собор Василия Великого. Место же, где прежде «была церковь Преображения Господня с пределы, да таможня, и посадских, и всяких жилецких людей лавки и анбары, и хлебная площадь», в это время было «порозжим», то есть пустовало. Этот пустырь простирался от строящейся соборной церкви вдоль мостовой на 82 м, поперек мостовой – на 65 м. В «Историческом и географическом описании города Белозерска с его уездом», сделанном около 1781 года, сообщается, что в 1720 году на средства белозерского купца Ивана Галкина возводится шатровая соборная колокольня (шатер позднее был заменен куполом со шпилем).
Сохранившееся до наших дней кирпичное здание четырехстолпного трехапсидного собора по своей архитектуре статично и массивно. Новые веяния в архитектурных стилях приходили в Белозерье с некоторым запозданием. В связи с этим в облике Спасо-Преображенского собора сохранились архитектурные традиции, восходящие к XVI веку. Г.Бочаров и В.Выголов характеризуют его как «довольно типичный пример соборного храма второй половины XVII века, выдержанного в несколько архаизированных формах, довольно скупое декоративное убранство фасадов которого трактовано в духе традиций местной архитектурной школы предшествующего столетия. Особенно характерны в этом плане перспективные порталы с южной и северной сторон…»
Плоские лопатки членят фасады собора на три прясла, которые завершаются ложными закомарами. Храм увенчан пятью широко расставленными луковичными главами на крупных барабанах, несколько сдвинутых в сторону алтаря. Декор барабанов глав (маленькие округлые кокошники у основания барабанов глав, аркатурный пояс с колонками, традиционный орнаментальный пояс наверху центрального барабана) свидетельствует о влиянии «узорочья» XVII века. В стенах собора есть лестницы, ведущие к барабанам.
В ходе ремонта, производившегося на рубеже XVIII–XIX веков, с запада к собору был пристроен притвор в духе классицизма, скрывший выразительный перспективный портал. Тогда же были растесаны и украшены новыми наличниками оконные проемы.
Сегодня Спасо-Преображенский собор одиноко возвышается внутри кольца Белозерского вала, но до 60-х годов XX века здесь был ансамбль соборных храмов: летний Спасо-Преображенский собор, зимний храм Василия Великого и колокольня. Соборный комплекс был обнесен кирпичной стеной с небольшой башенкой в северо-восточном углу.
Сохранилось внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора. Это деревянный резной иконостас, надпрестольная сень, киоты, настенные и настолпные обрамления икон, декорированные золочением и росписью. В интерьере храма сочетается стиль барокко и классицизм.
Уникальный иконостас являет собой целое архитектурное сооружение в виде триумфальной арки с ротондами, колоннами, пилястрами, сложным карнизом, деревянной полихромной скульптурой, обилием позолоченных резных деталей. В 1884 году в Спасо-Преображенском соборе побывал Великий князь Владимир Александрович. Сопровождающий его Константин Константинович Случевский оставил следующее описание: «Собор имеет чрезвычайно оригинальный иконостас, вероятно конца прошлого века. На самом его верху, под куполом, высится большая раскрашенная деревянная фигура Спасителя и перед ним семь громадных деревянных светильников в лучах. Подле царских дверей, с обеих сторон, видны четыре меньшие, золоченые же, фигуры двух пророков и двух ангелов. На иконостасе есть еще фигура Спасителя, в конхе над дверями, тоже раскрашенная, но вместо светильников подле него ангел и символы Евангелистов. Этот иконостас сильно напоминает католические приемы искусства. В соборе было отслужено молебствие».
Рядом со столпами находятся царские ложа, в глубине которых на стене находились образы. На стенах и столпах в резных киотах, в картушах над киотами также размещались иконы. Некоторые отреставрированные иконы представлены в соборе: на северной стене – «Притча о мытаре и фарисее», «Притча о девах разумных и неразумных», «Апостол Петр и евангелист Иоанн», «Апостол Иоаков Алфеев на столпах», на южной – икона «Воскресение».
Указом Святейшего Синода от 31 августа 1866 г. за № 2002 под помещение причта собора был передан деревянный дом упраздненного Белозерского духовного правления. Штат соборного причта был утвержден 24 апреля 1876 года. На 1882 год в него входили: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика. На содержание священно- и церковнослужителей собора выделялось 690 рублей в год. Протоиерей и штатный диакон жили в казенных домах с согласия причта, первый помощник настоятеля и псаломщик – в наемной квартире. На 1882 год настоятелем собора был протоиерей и благочинный Гавриил Иванович Бриллиантов.
При соборе имелась деревянная сторожка. Во владении священнослужителей собора находились земельные угодья: пустоши Козловка (53 десятины 1852 сажени) и Бажановка (2 десятины 2385 сажен сенокосной земли).
К Спасо-Преображенскому храму была приписана церковь Всемилостивого Спаса, построенная в 1716 году. Богослужение в ней совершалось священно- и церковнослужителями собора. В 1753 году в Спасской церкви случился пожар, но уже к 1755 году она была восстановлена. По данным Н. Богословского, опубликованным в 1865 году, в приходе собора и приписной церкви числилось 455 жителей: мужского пола – 198, женского – 257.
В 1902 году при соборе была открыта Белозерская двухклассная женская церковноприходская школа, размещавшаяся поблизости (в здании, принадлежавшем Белозерской городской управе). Законоучителем в этой школе бы священник Покровской церкви Василий Парвов.
В советское время здание Спасо-Преображенского не было разрушено благодаря тому, что по результатам осмотра белозерских храмов «на предмет выявления их историко-архитектурного и художественного значения», произведенного в августе 1931 года научным сотрудником Государственного Русского музея и экспертом музейного сектора облоно, Спасо-Преображенский собор попал в число церковных зданий, представляющих художественную ценность. После закрытия собора здесь много лет размещался склад пиломатериалов.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Спасо-Преображенский собор поставлен на государственную охрану. Реставрация здания и иконостаса началась в 1975 году. В 1975–1976 годах силами Белозерского реставрационного участка был выполнен ряд ремонтно-реставрационных работ: противоаварийные работы по усилению фундамента, заделке и инъектированию трещин, ремонт барабанов, полная замена стропильной системы собора, заново покрыта кровля.
Восстановлением иконостаса занимались специалисты ГосНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации), в те времена – ВЦНИЛКР (Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации музейных ценностей). С 1986–1987 годов к реставрационным работам подключились сотрудники научно-производственных мастерских Великого Новгорода (ООО НРМ «Фреска», руководитель Т.И.Анисимова). В конце 1980 – начале 1990 годов над реставрацией Спасо-Преображенского собора работали художник-реставратор I категории Т.И.Анисимова, художники-реставраторы, резчики Е.П.Сидоров, Д.В.Швецов, А.В.Шорин (г. Великий Новгород).
В 2010 году за счёт средств областного бюджета (3,7 млн. рублей) ВЦП «Наследие Вологодчины» был разработан и согласован проект реставрации о-СпасПреображенского собора.
В 2011–2012 годах к юбилею города, отмечавшемуся по Указу Президента России от 29.03.2010 № 385, в числе комплекса других работ в Белозерском кремле были выполнены реставрационные работы собора. В 2011 году на их выполнение из федерального бюджета были выделены средства в размере 8,04 млн. рублей, что позволило произвести реставрацию внешнего облика храма. 21 ноября 2011 года был подписан акт приёмки работ. Кроме того, в 2011 году ООО «Образ Севера» были произведены консервационные работы на сени иконостаса. 2 мая 2012 года был заключён государственный контракт на сумму 4,0 млн. рублей с ООО «Симантика» на выполнение работ по реставрации интерьеров собора и благоустройству территории памятника. В 2011–2012 годах укреплением позолоты и консервационными работами в Спасо-Преображенском соборе занималась реставратор высшей категории Ольга Александровна Соколова (г. Вологда).
В 2013 году за счёт федерального бюджета по государственному контракту с ПТО «Строительная культура» выполнены работы по реставрации холста надалтарной сени, реставрации и восполнению утраченной резьбы иконостаса. Стоимость реставрационных работ 2013 года – 9 499 999,79 рублей.
Несмотря на большой объем произведенных реставрационных работ их необходимо продолжать, и в первую очередь речь идет о дальнейшей реставрации уникального резного иконостаса Спаса-Преображенского собора.
Ныне Спасо-Преображенский собор входит в число объектов культурного наследия федерального значения и находится в ведении Белозерского областного краеведческого музея. Собор открыт для посещений в летнее время. В праздник Преображения в августе здесь проходят молебны.
https://belozersk.org/spaso-preobrazhenskiy-sobor/