Храм с главным престолом, освященным во имя Василия Великого, появился в старом городе Белоозеро ориентировочно в X–XI веках. С ним связано историческое сказание о строительстве первого христианского храма в Белоозерье. Принято считать, что впоследствии этот древний престол был перенесен внутрь крепостных стен нового города.
До тех пор, пока не был выстроен каменный собор Василия Великого, сменился целый ряд деревянных церковных зданий. Так, по сведениям, зафиксированным в Дозорной книге города Белоозера 1617/18 года «письма и дозору» Г.И. Квашнина и подьячего П. Дементьева, в это время собор Василия Кесарийского был деревянный клетский с приделами во имя Николая Чудотворца и Георгия страстотерпца Христова и колокольней. На колокольне колокола: «13 пуд без четверти весу, колокол 5 пуд, да 2 колокола в обеих полтретя пуда, 8 пуд меди». Храм Василия Кесарийского был «ружным», т.е. его священнослужители получали «ругу» – содержание от государственной казны. Служили в соборе протоиерей Михаил, иереи Василиск, Меркулеи Прохоров, дьяконы Денис и Иосиф.
В дозорной книге 1617/18 года детально описано убранство собора. На тябле в соборе – Деисус «на красках» с 15-ю образами: образ Спасов, Пречистые Богородицы, Иван Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Петр и Алексей, страстотерпцы Георгий и Димитрий Селунский, преподобные отцы Сергии и Кирилл, столпники Семион и Даниил; хоругвь с образом «Спас Нерукотворный»; образ святого Василия Кесарийского («венец сканнои, обнизан жемъчюгом, в венцах 2 камешка черьвцы да вставка жемчюжная, у него гривна низана жемчюгом»). В киоте – местный образ Пречистые Богородицы Умиление корсунского письма; образ Воскресение Христово («большая пядница на золоте»); местный образ Распятие Господа нашего Иисуса Христа («на краске, на рези»). В алтаре за престолом – образ Пречистые Богородицы Умиление на золоте. В киоте на престоле: «крест благословящеи на золоте; Евангелие напрестольное тетр печатное в десть, евангилисты медные; сосуды церковные, потир и блюдца, оловяные; покровцы и пелены киндячные».
В Никольском приделе хранились два образа Николая Чудотворца в киоте с деянием на золоте и «большая пядница на краске», а в алтаре на престоле – Евангелие напрестолное «писмяное в десть». В Георгиевском приделе – образ страстотерпца Христова Георгия.
В соборе хранились книги: «Псальтырь с следованием писмяная в полдесть, 2 Апостола тетры писмяные в десть, Евангелие толковое писмяное в десть, 2 Соборника писмяные в полдесть, Лествица писмяная в полдесть, 11 Минеи месечных в полдесть, 2 Треоди писмяные в десть, Часословец в четверть, 2 Пролога в десть, Служебник писмянои в чет; ризы миткалинные, оплече отлас узоръчат; да трои ризы полотняные, оплечья выбойчатые; 2 стихаря полотняные, оплечья выбойчатые; трои поручи, 2 уларя выбойчатые». Царские врата и сень были только в главном храме.
В Переписной книге церквей и причта Белозерского уезда и Чарондской округи, датируемой концом XVII века, отмечается, что в Белозерской крепости была «церков соборная Вселенскаго учителя Василия Великого, в приделах великомученика Георгия да святого Николая Чудотворца. Служит протопоп Аврамей Варфоломиев; детей у него два сына, Ануфрий, Иоанн; грамоте оба учены. Да поп Василей Корнилиив; детей у нево 1 сын Василей; грамоте учен. Да поп Михаил Иванов, детей у нево 1 сын Данил; грамоте учен. Да поп Алексей Алексеив; детей у него 3 сына, Михаил, Иелесей, Андреян; грамоте все учены. Да диякон Елисей Яковлев; детей (л. 59 об.) у нево нет. Да диякон Феофан Назарьив; детей у него нет».
Строительство каменного храма Василия Великого на месте сгоревшего деревянного началось по благословенной грамоте епископа Вологодского и Белозерского Амвросия, данной 4 июля 1736 года. В 1785 году к собору Василия Великого был пристроен придел Николая Чудотворца, примкнувший к колокольне.
П.И. Челищев, побывавший в Белозерске в 1791 году, отмечал, что внутри крепостных валов находились «две казеннаго построения каменных церкви: 1-я для летней службы холодная – Преображению Господню; 2-я для зимней службы теплая – Василию Великому и Николаю Чудотворцу». В другом описании Белозерска, оставленном примерно в это же время, в числе строений крепости также указаны две соборные каменные церкви, из которых «одна, большая, – во имя Преображения Господня, а другая – во имя Василия Великого, с немалою колокольнею – окружены каменною оградою, и вблизости – архиерейский дом с надлежащими службами, а для учения малолетних священно- и церковнослужительских детей – семинария, и духовное правление».
К сожалению, собор Василия Великого в советское время не был признан памятником истории и культуры (хотя, конечно же, это надо было сделать хотя бы ради сохранения архитектурного соборного ансамбля Белозерска и исторической среды на территории бывшей Белозерской крепости). Это привело к тому, что в 1960-е годы в связи с планами строительства в северо-западной части кремля школьного здания, которое ныне занято детским садом, были разрушены более двух веков украшавшие территорию Белозерского кремля, но к этому времени уже давно не действующие, собор Василия Великого и соборная колокольня.
В 1989–2000 годах археологами С.А. Шаровым и Е.Л. Хворостовой на территории Белозерского кремля были проведены архитектурно-археологические исследования в ходе которых (в числе прочего) изучались фундаменты снесенного собора Василия Великого с колокольней.
В 2014 году на месте разрушенного храма Василия Великого был поставлен поклонный крест.
По материалам: https://belozersk.org/