КАК ДЕЛАЛИ ШОПИНГ НАШИ ПРЕДКИ 150 ЛЕТ НАЗАД

БЕЛОРУСЫ ОПАСАЛИСЬ НАЛИЧНЫХ И ЛЮБИЛИ ПОКУПКИ «ВСЁ ПО КОПЕЙКЕ»: КАК ДЕЛАЛИ ШОПИНГ НАШИ ПРЕДКИ 150 ЛЕТ НАЗАД

Узнали у эксперта, почему раньше белорусы не могли попасть в лавки по субботам, какой оборот был у самого крупного белорусского кирмаша и для чего корову продавали только с веревкой

— Крестьяне в XIX веке предпочитали трате денег натуральный обмен, — рассказывают кандидаты исторических наук, старшие научные сотрудники Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Татьяна Кухаронак и Сергей Грунтов. — Благо, в основе их хозяйства были земледелие, животноводство, промыслы — охота, рыбалка, пчеловодство, сбор грибов и ягод. А еще ремесла: наши предки сами создавали необходимое в быту — от одежды и обуви до хозинвентаря и транспорта. Вдобавок мужчины столярничали — делали окна, двери, простую мебель, деревянную посуду, игрушки. Женщины же ткали, обшивали семью повседневной одеждой. У портных заказывали только праздничное, а еще кожухи и долговечную обувь. А сосед-кузнец мог и коня подковать, и сделать шило или пуговицы.

«Покупали прагматично: то, что нельзя произвести самому и без чего не обойтись»

— А когда нужного товара не достать у соседей?

— За пределы деревни выбирались редко — только на ярмарки пару раз в год. Зато по деревням ходили коробейники — торговцы вразнос в поныне популярном формате «все по одной цене», по копейке, если в тех деньгах. Кто-то странствовал на своих двоих, а иные с целыми возами добра — тут к месту сравнение с современной автолавкой. Кстати, этнограф Чеслав Петкевич описал такой короб из липовой коры. Он имел размеры 60х60 см и 80 см в глубину, внутри 6 — 7 плоских коробок, в каждой свой товар: платки, ленты, тесемки, стеклянные бусы, дешевые зеркала, гребни из рога, иголки, пуговицы, лубочные произведения, печатная светская и религиозная продукция, камфора, популярная среди женщин как лекарство, сера, селитра, мирро для кадила, перец… Такие покупки считались мелочью — как и товары для красоты и рукоделия или сладости для детей: дешевые конфеты из расплавленного сахара, позже карамельки, пряники и сдобная выпечка.

— А какие серьезные покупки мог позволить себе крестьянин?

— Если удавалось поднакопить, например, съездив на заработки в Америку, деньги тратили на покупку земли. На ярмарки ездили за конями и коровами. В остальном покупки определялись прагматикой: это были те вещи, которые не произвести самому и без которых не обойтись. Например, серпы и косы, сложные столярные изделия, соль, табак, стекло. Впрочем, уже в межвоенной Западной Беларуси зажиточные крестьяне покупали себе сельхозмашины, велосипеды и книги — прогресс в ХХ веке шел очень быстро во многом благодаря торговле.

— За чем предки выбирались в городские магазины и лавки?

— Лавки обычно специализировались на чем-то одном: мясные, бакалейные, скобяных изделий, сладостей и деликатесов… Держали их чаще всего евреи. Потому и ритм работы подчинялся иудейскому календарю с выходными субботами. Но это было удобно, ведь крестьяне выбирались в местечко по воскресеньям на службу в храме, а вдобавок — за покупками. Магазин же — это изначально феномен большого города, где ремесленник за заработанные деньги может купить себе то, на производство чего у него нет времени и возможностей. Только в ХХ веке с ростом значения денежных отношений в деревне крестьяне включаются в эту логику потребления. Те же хлеб, одежда, посуда стали объектами покупки.

«За день продавали грибов на 20 тысяч царских рублей»

— Но главной формой торговли у белорусов были ярмарки?

— Да, и они известны с раннего средневековья, когда их часто проводили монастыри, а патронами были великие князья и крупные магнаты. А 100 — 150 лет назад на нынешней территории Беларуси проводилось под 200 ярмарок. Только в Гродненской губернии — 43, а оборот самой крупной — Зельвенского кирмаша — превышал миллион рублей за месяц, который тот длился. Крупными были Любавицкая ярмарка в Могилевской губернии и Минские контракты, в XVII — начале XIX века славились кирмаши в Свислочи, Несвиже, Гомеле, Бешенковичах, Новогрудке, Игумене, Мире, Бресте, Кобрине, Пинске. Некоторые шли две недели — месяц, а торговцы переезжали с одного кирмаша на другой.

— Как была организована торговля?

— Продажи всегда шли на большой площади — прямо с возов, в балаганах и вразнос. Не обходилось без рекламы в виде демонстрации товаров, нахваливания их, привлечения внимания игрой на дудке. На одних ярмарках торговали продуктами, на других — промтоварами, третьи были скотными или конными. В Минске, Пинске и Новогрудке проводили контрактные ярмарки — тут речь шла о крупных поставках. А в Паричах (нынче Светлогорщина) за день уходило грибов на 20 тысяч царских рублей. На крупные торги из Польши привозили предметы быта и галантерею, ковры, зеркала, инструменты. С балтийских земель — изделия из железа, краску, готовую одежду, заморские чай, кофе, вино. Торговали украинскими солью, табаком, сахаром, хлебом, а порой — скотом. Тканями из хлопка и шелка славилась Москва, изделиями из кожи и коврами — Казань, фарфором и фаянсом — Смоленск, предметами из железа и меди — тульские заводы.

— Прямо гипермаркеты своего времени…

— Скорее, торгово-развлекательные комплексы. Тем более ярмарки приурочивали к религиозным и народным праздникам — Юрье, Троица, Илья, Спас, Покрова, Микола. Потому и воспринимали их наравне с праздниками — народ веселился вовсю. «На Спаса, 19 аўгуста, у нас была ярмалка: хто — купляя, хто — прадае: і парасят прадаюць, і бальшых сьвіней прадаюць, і кароў прыводзяць, і цёлак. Вязуць са ўсёй акругі туда, у Ветку, мёд прадаваць. Мы шлі на ярмалку, мама купляла нам мёд. Стакан купя мёду, дак я яго п’ю, п’ю, ён жа жыдкі, і ўвесь сап’ю… А на ярмалке там жа ўсё на сьвеце: столькі гармошак, наігрываюць, ужо падапь’юць і танцуюць, і пяюць», — рассказывали на Ветковщине.

Этнограф Чеслав Петкевич так писал об атмосфере ярмарок: «Ніводнага з кірмашоў паляшук не прапускае, абавязкова едзе ці ідзе, хоць і не заўсёды маючы патрэбу купіць ці прадаць. Робіць ён гэта па звычцы, па прыкладзе іншых, а часцей — адчуваючы патрэбу ў новай кампаніі. Не падлягае сумненню, што да гэтай вылазкі цягне яго таксама перспектыва выпіўкі ў новым акружэнні. Такіх на кірмашы бывае найболей; тых, якія купляюць і займаюцца абменным гандлем, значна меней, а яшчэ меней тых, хто прадае за наяўныя грошы».

Вообще, людей ведь привлекала и культпрограмма — игры, зрелища, турниры, танцы, аттракционы, дрессировщики с медведями, местные и иностранные передвижные и даже крепостные театры (как при маентках Сапег в Зельве, Ружанах и Деречине). Тут же — цыгане, которые ворожили публике, азартные игры, выпивка за сделки в корчмах и шинках. Правда, фольклор полон историями о незадачливых крестьянах, которые, продав корову, ненароком отдают деньги мошеннику или пропивают в корчме. И в этом ощущается страх перед наличными у предков.

— На ярмарки ведь съезжались не только крестьяне?
— Крупная шляхта проводила ассамблеи: выбирали предводителей-маршалков, заключали контракты, нанимали экономов и писарей в именья. А мелкие и безземельные шляхтичи предлагали свои услуги и шпагу магнатам, подписывали договоры на аренду, куплю-продажу недвижимости, рассчитывались с кредиторами и ростовщиками. Вдобавок шляхта проводила время в застольях и забавах. Для светских персон, как, например в 1816-м на Свислочской ярмарке, могли устроить плавание по пруду, где на островках показывали изящные театральные представления — о битве под Оршей или сцены из «Дон Кихота», Библии.

— А были какие-то нормы торговли для продавцов и покупателей?
— Для торговли выбирали места, где с торговцев не драли лишние пошлины и поборы, а еще надежно защищенные от грабежа, произвола местных панов. Но хватало верований и неписаных правил. Чтобы хозяину товара сопутствовала удача, его родные закрывали печь заслонкой до его выезда со двора. Считалось, что если первым покупателем будет мужчина, торговля пойдет успешно, если женщина — наоборот. Белорусы считали: продавать корову надо с веревкой, а коня с уздой, чтобы не вернулись к прежнему хозяину. А еще верили: если посадить поросенка в мешок головой вперед, держа за задние ноги, у продавца эти животные переведутся, а у покупателя — расплодятся.

— Когда закончилась история ярмарок в прежнем виде?
— Кое-где в Беларуси ярмарки шли еще и в первые послевоенные годы. Но и сегодня кое-какие из ярмарочных традиций остались. Скажем, в некоторых деревнях и райцентрах есть современные рынки, но настоящая торговля там идет только в определенные дни и часы.

КСТАТИ
Во второй половине XIX века в городах появляются торговые ряды — длинные сооружения, где под одной крышей находится система лавок с отдельными входами.

— Фактически, это прототипы первых торговых павильонов, — говорит Сергей Грунтов. — Строили их посреди центральных площадей, где собирались ярмарки и уже была развита торговля. Плюс земля там обычно не имела частного собственника, и потому легко выделялась под такое строительство.

Наиболее интересны в архитектурном плане торговые ряды в Пружанах, известные как “Белые лавки”.

— Длинное здание, примерно 90х20 метров, окруженное по периметру аркадой из 64 колонн. Оно и сегодня используется как торговый объект, — отмечает ученый.

Также перепрофилированные под общепит торговые ряды есть и на минской плошади Свободы.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?