БЕЛОРУССКАЯ СЯБРЫНА

БЕЛОРУССКАЯ СЯБРЫНА
(ПО МАТЕРИАЛАМ СЛУЦКОГО УЕЗДА МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ:
КОНЕЦ XIX в.)

Будучи местным уроженцем и в течение многих лет проживая в разных местах Белоруссии, мне приходилось наблюдать среди ее жителей обычай своеобразного духовного родства, называемого «сябрыною». Сябрына, устанавливается как между родственниками, так и между чужими независимо от родства и свойства. Возникает она, например, следующим образом. Рой пчел вылетает из улья одного хозяина и входит в улей другого на дереве. С этого момента данные два хозяина становятся сябрами, а рой пчел вместе с ульем считается собственностью обоих в равных долях. Это самая близкая сябрына: она почитается Богом данной, священной, т.к. пчелы вошли в тот или иной улей по воле Божьей. Кстати сказать, пчелы почитаются у белорусов священными потому что дают воск, из которого делают церковные свечи.

Иначе сябрына наступает еще так: во время свадьбы при дележе каравая молодой чете дарят «палавину пчуол» и тем становятся совместными владельцами подаренного улья и сябрами. Когда от подаренных во время свадьбы кобылы, коровы или овцы рождается приплод, то и тут устанавливается сябрына.
Хотя при установлении подобных отношений никаких специальных обрядов не бывает, но с этого момента сябры начинают обращаться друг к другу на «вы», что вообще не принято между чужими простолюдинами. На «вы» обращаются только с самыми близкими друзьями, родителями, старшими родственниками.

Сябрына играет среди белорусов огромную роль. Каждый простолюдин считает для себя священным долгом помочь сябру в беде. По народным воззрениям, почитается великим грехом, если кто обидит сябра или сделает ему зло. Ссора между сябрами – большой позор для обоих. Во время гостьбы, на семейных торжествах, храмовых праздниках сябров сажают на почетном месте, усиленного угощают и вообще относятся к ним с особенным уважением. Сябры нередко играют роль советчиков, защитников перед миром. Недаром белорусы говорят: «коли сябер не поможэ, тай нихто небожэ». Сябер считается лучше родственника: от него скорее можно получить помощь: «мнуого сваих, да чорт на их, а сябер – божий сваяк».
Предусмотрительный белорус старается при всяком удобном случае завести сябров и в своем селении, и в соседних. Сябер поможет в трудную минуту жизни; он пустит переночевать и примет как лучшего гостя. Старики до сих пор говорят: «не май осьмакуоу (денег), а май мнуого сяброу, — вiек пражывешь и з голаду не помрэшь».

Поскольку в каждом селении посредством браков почти все крестьяне состоят в том или ином родстве или свойстве, то и сябрына, как правило, возникает между родственниками, но это зависит только от условий данного селения, а не является преимуществом родственных связей. Среди сябров можно встретить кроме родни – кумовьев, сватов, побратимов и т.д. но это все отдельные самостоятельные институты, не влияющие на появление сябрыны.

Источник:
Сержпутовский А. Очерки Белоруссии // «Живая старина». Кн. 63. 1907. Вып. III.

Витебские и могилевские белорусы. XIX в.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?