БЕЛОБОРОДОВ Андрей Яковлевич 16/28 декабря 1886 (Тула) – 24 февраля 1965 (Рим). Акварелист, график и архитектор.
Из старинного рода, внесенного в Дворянскую книгу Тульской губернии. Детство провел в Туле, где окончил гимназию. В 1905 поступил на архитектурное отделение ИАХ, учился у Л. Н. Бенуа и посещал академическую граверную мастерскую В. В. Матэ. Состоял членом кружка «Duodecim», в котором объединились 12 учеников Л. Н. Бенуа, чтобы бороться за возрождение классических традиций в архитектуре и развитие «имперского искусства». Глубоко изучал архитектурное наследие итальянского архитектора Дж. Кваренги, широко представленного в Петербурге; произвел обмеры и подробные планы дворца Завадского в Черниговской области работы Дж. Кваренги (летом 1911 и 1912). В апреле 1912, по окончании общего академического курса, получил право на производство построек.
В 1912–1915 исполнил интерьеры парадных залов в здании Кабинета Его Императорского Величества (Невский пр., 39), Аничкова дворца и особняка Г. Г. Черткова (Дворцовая наб., 22). Кн. Ф. Ф. Юсуповов пригласил его заняться переделкой нижнего этажа дворца на набережной Мойки, 94. Вместе с архитектором А. П. Вайтенсом, художниками Н. А. Тырсой, С. В. Чехониным и В. М. Конашевичем исполнил перепланировку и декор комнат нижнего этажа дворца.
В 1913–1915 занимался поиском памятников народного зодчества в Лужском и Гдовском уездах в составе экспедиции, организованной по инициативе петербургского генерал-губернатора. Описал исторические и художественные памятники архитекторов А. Н. Воронихина и Ж. Тома де Томона.
В июне 1915 получил звание художника-архитектора и четырехлетнее заграничное пенсионерство за проект здания университета в столичном городе, однако командировка была отложена из-за войны. В ноябре 1918 был назначен руководителем мастерской в ГСХМ. Исполнил росписи нескольких тарелок с архитектурными мотивами для Государственного фарфорового завода в Петрограде.
В феврале 1920 эмигрировал. Из Петрограда по льду Финского залива перебрался в Финляндию, а откуда выехал в Англию. В Лондоне по приглашению кн. Ф. Ф. Юсупова декорировал «Голубой бал» в пользу беженцев из России, состоявшийся в Альберт-Холле с участием Анны Павловой; и по заказу балерины построил открытый театр на берегу озера в ее резиденции в лондонском предместье Хемпстеде.
С осени 1920 по 1934 жил во Франции. Почти ежегодно по несколько месяцев проводил в Италии, где создавал серии пейзажей Рима, Венеции, Вероны, Флоренции, Сицилии. Провел персональные выставки в парижских галереях V. Girchman (май 1923, выставка «Италия», 90 работ) и J. Charpentier (1924, 1929 и 1934). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (Осенний салон, 1921; La Boёtie, 1921; V. Girchman, июль 1929 и апрель 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Амстердаме (1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930). Выставлялся в Осеннем салоне (1923, 1924).
Исполнил несколько архитектурных работ, самая значительная из которых – реконструкция и оформление интерьеров разрушенного в Первую мировую войну замка Коленкур (Château de Caulaincourt) в департаменте Эна (1932–1934).
Осенью 1934 переехал в Рим, где жил до конца дней. Принял католичество. В конце 1930-х – 1940-х создал цикл «La Nuova Roma monumentale» – «Новый монументальный Рим», изображающий новое строительство в древнем Риме, серии фантастических архитектурных пейзажей «Grande Isola» – «Великий остров» и «Un viaggio nel Paese del Sogno» – «Путешествие в страну снов», цикл «Luce di Roma» – «Фонари Рима».
В годы войны как сценограф принимал участие в создании двух итальянских фильмов: «Noi Vivi» – «Мы живые» (1942, по роману Айн Рид, реж. Г. Алессандрини) и «S. Elena, Piccola Isola» – «Св. Елена, маленький остров» (1943, реж. Р. Симони) и нескольких театральных постановок («Зимняя сказка» Шекспира и др.). Уже после войны оформил оперу «Мазепа» П. И. Чайковского для Большого музыкального театра Фьорентино – Teatro del Maggio Musicale Fiorentino (1954).
В 1948–1953 построил виллу в ренессансном стиле для швейцарского промышленника и мецената Мориса Сандоза близ Аврелиевой стены на Авентинском холме в Риме (проект создан в 1939). В 1957 сделал наброски проекта виллы для своего друга итальянского художника Джорджио ди Кирико (не осуществлен).
Автор иллюстраций для библиофильских книг: «Рим» с текстом Мориса Палеолога (1930), «Виды Солернского залива» с текстом Поля Валери (1951, гравюры на дереве), альбома «Рим» (24 литографии и гравюры, 1961).
Провел персональные выставки в Риме (палаццо Pecci Blunt, 120 работ, 1934; Музей Рима, цикл «Новый монументальный Рим», 60 работ, 1936; галерея di Roma, цикл «Великий остров», 1939; галерея San Marco, 40 работ, 1943; галерея La Finestra, циклы «Путешествие в страну снов» и «Великий остров», 1945; март 1947; цикл «Фонари Рима», май 1949), Милане (галерея Скопинич, 95 работ, декабрь 1934), Гааге (галерея P. Loujetzky, 1939), Неаполе (галерея Al Blu di Prussia, 1955).
Публиковал автобиографические заметки в эмигрантской прессе. Дружеские отношения связывали его с семейством Бенуа, М. В. Добужинского. В его квартире нашла приют З. Е. Серебрякова в первые месяцы своей эмиграции. В Италии в круг его друзей входили семьи Вяч. И. Иванова, П. П. Муратова, Э. Прена.
Похоронен на римском некатолическом кладбище Тестаччо (Testaccio). Личный архив А. Я. Белобородова с 1965 находится в ГРМ; фонд А. Я. Белобородова имеется также в Римском архиве Вяч. И. Иванова.