Белгород. Собор Иоасафа Белгородского и Николая Чудотворца.

В 1799 году на Новом городском кладбище г. Белгорода на средства прихожан была построена Свято-Никольская кладбищенская часовня. В 1867 году в часовне был расширен алтарь и устроены приделы. Престолов в церкви тогда было четыре: главный — во имя святителя Николая; в южном приделе — во имя св. муч. Харлампия; в северном приделе — во имя св. преподобного Иоанна Многострадального, затворника Печерского; в трапезе с южной стороны — в честь Рождества Иоанна Предтечи.
В 1962 году в Белгороде был закрыт Преображенский собор, старинный иконостас XIII века из Преображенского собора был перенесён в кладбищенский храм, где и пребывает по сей день. С этого времени до 1990 года храм получил статус кафедрального Иоасафовского собора г. Белгорода. В 1990 году кафедра перешла во вновь открывшийся для прихожан Преображенский собор, а Иоасафовский собор стал именоваться Николо-Иоасафовским.  В настоящее время в соборе имеется два престола: главный — во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских; в южном приделе — во имя святителя Иоасафа Белгородского.
http://bel1-2.cerkov.ru/

В 1799 гoду на средства прихoжан на Нoвoм гoрoдскoм кладбище вoзведен Никoльский храм. В 1837 гoду усердием купца, церкoвнoгo старoсты Василия Кирпичникoва к храму пристрoена трапезная. Стараниями церкoвнoгo старoсты Cемёна Васильевича Пешкoва и прихoжан в 1867 гoду расширен алтарь и приделы главнoй церкви. В храме устрoенo четыре престoла: вo имя святителя Никoлая, священнoмученика Харалампия, препoдoбнoгo Иoанна Печерскoгo и Рoждества прoрoка Иoанна Предтечи. Икoнoстас сoбoра изгoтoвлен в XIX веке.В кoнце сoрoкoвых гoдoв XX века верхний ярус oтдельнo стoящей кoлoкoльни разoбран, вoсстанoвлен в 1990 гoду. Пoсле закрытия Преoбраженскoгo сoбoра в 1962 гoду, Никoльский храм пoлучил статус кафедральнoгo сoбoра. В настoящее время в сoбoре имеется два престoла: вo имя святителя и чудoтвoрца Никoлая, архиепискoпа Мир Ликийских, в честь святителя Иoасафа Белгoрoдскoгo.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/nikolo-ioasafovskiy-sobor.html

Николаевская кладбищенская церковь (с 1962 г. — Иоасафовский собор) построена в 1799 г. на средства прихожан. В 1837 г. к ней пристроена трапеза, а в 1867 г. расширен алтарь и приделы. Иконостас собора — один из немногих сохранившихся иконостасов XIX в. (ранее он находился в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода). В начале XX в. место ее расположения — Новое городское кладбище.
А.Н. Крупенков. Белгородский некрополь. — Белгород, 1993. http://eparhia.narod.ru/churches/belg_1.html

Николо-Иоасафовский собор расположен на городском кладбище, в западной его части. В XVIII веке кладбище находилось за городской чертой. Сегодня это центр города. Небольшая территория собора с востока и юга ограничена захоронениями, севера и запада домами причтами. На продольной оси собора в 10 метрах от него расположена колокольня, западным фасадом выходящая на ул. Попова. Стены собора и колокольни кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. В настоящее время храм двухпрестольный. Главный престол во имя святителя Николая, второй во имя святителя Иоасафа Белгородского. Первоначальный объем, возведенный в 1799 году, был построен «кораблем» и разделен на зимнюю церковь с храмовой частью, апсидой, вероятно, одночастной, и короткой трапезной. И летнюю церковь, которая включала в себя объем современной трапезной. Об этом свидетельствует и толщина стен – в летней трапезной стены меньшей толщины. В 1837 году к зимней церкви были пристроены северный и южный приделы и расширена апсида. О том, что апсида была перестроена в это же время свидетельствует композиционно-архитектурное решение ее фасада, идентичное архитектуре приделов. После возведения приделов в церкви разместились четыре престола: главный во имя святителя Николая, второй – во имя сщмч. Харлампия, третий – преподобного Иоанна Многострадального и четвертый – Иоанна Предтечи.
До 1962 года это была Николаевская кладбищенская церковь. После закрытия в 1962 году Преображенского собора церковь была переименована и получила статус собора. Стилистика первоначального объема собора характерна для раннего классицизма. Композиционные приемы этого периода хорошо сохранены в экстерьере трапезной. В более поздних пристройках прослеживаются также классические приемы, но здесь элементы оконных обрамлений носят отдаленный намек на барочные наличники с ушами. И, наконец, оригинальная, отдельно стоящая колокольня, время постройки которой пришлось на переходный период, отразила черты как позднего барокко, так и приемы классицизма.
Объемная композиция крестообразного в плане собора состоит из одночастной полукруглой апсиды, узкой и длинной трапезной с четырехколонным тосканским портиком. Боковыми одноэтажными рукавами креста и массивным световым восьмериком, поставленным над средокрестием храма. Восьмерик завершен восьмигранной крышей со световым барабаном, несущим купол в форме маковицы с яблоком и крестом над ним. Над западным входом и приделами поставлены пять небольших барабанчиков, завершенных шатрами с яблоками и крестами над ними. Невысокий цоколь выделен большой толщиной стены, фасады приделов и апсиды завершены фризом, декорированным лежащими нишками и ступенчатым карнизом; трапезной – раскрепованным фризом с частыми зубчиками и плоским карнизом. Простенки трапезной закреплены пилястрами, приделов и апсиды – лопатками. Лучковые окна в апсиде и приделах обрамлены ленточными наличниками (двойными в верхней части), над лучковыми окнами трапезной размещены круглые нишки с ликами святых. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах, апсида – конхой, боковые ячейки приделов перекрыты парусными сводами, средние ячейки – крестовыми, с распалубками над всеми окнами в приделах. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Помещения сообщаются через арочные проемы. Деревянный резной позолоченный иконостас с выдвинутой вперед центральной частью имеет по два яруса икон в боковых частях и четыре яруса в центральной части. Верхний ярус представлен одной иконой. В пышном декоративном решении иконостаса использованы древнерусские и барочные формы. Нижние ярусы разделены раскрепованным антаблементом. Иконы первого яруса, вставленные в рельефные рамы с полукруглым завершением, фланкированы фигурными полуколоннами.
Резные царские врата имеют килевидные завершения, над ними в уровне второго яруса размещена арочная дуга. Трехчастная центральная часть иконостаса фланкирована резными башенками и завершена ажурной резьбой растительного характера. Главная вертикальная ось увенчана крестом. Все стены и плафоны расписаны ковровым рисунком из растительного орнамента с обилием цветочных мотивов, среди которых изображены пророки, праотцы и вновь причисленные к лику святых. Отдельно стоящая надвратная колокольня во время военных действий была частично разрушена. В 1990 году первоначальный облик колокольни восстановили по сохранившимся старинным фотографиям. Ее объемная композиция состоит из четверика со скругленными углами и арочным проходом ориентированным по оси запад-восток, и верхнего яруса в форме барабана, немного расширяющегося к верху. Завершена колокольня куполом и высоким шпилем с яблоком и крестом. Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света. В уровне импостов на обоих ярусах пропущена профилированная горизонтальная тяга. Фасады завершены гладким фризом, ограниченным полочкой и профилированным карнизом. Уровень пола верхнего яруса выделен таким же профилем, что и импосты.
Автор: Колесникова Л.И.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?