Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь. Не сохранился. Находился на месте нынешнего областного драматического театра им. М.С. Щепкина)
Монастырь основан в 1622 г. Аполлинарией Прытковой. Первое время монашествующие бедствовали; так в 1673 г. игумения просила у царя Алексея Михайловича соли и ей пожаловано было 5 пудов. В 1717 году митрополитом белгородским Иларионом монастырю была пожертвована лесная дача (теперь существует под названием «Лога» в 7 верстах от Б. на север), стали помогать горожане (граф Чернышев, купцы) — и монастырь оправился. В нем были в заключении ветковские раскольницы (в 1766 г.)?, с 1803 г. грузинская царица Мария с дочерью Тамарою.
Существующие в настоящее время церкви монастыря: внутри ограды (круглая) — сооружена горожанами в 1820 г. в честь Рождества Богородицы, с приделами: южным — в честь великомуч. Екатерины и северным — в честь св. Алексея; на с.-в. углу ограды теплая церковь во имя Зачатия св. Анны; построена в 1838 г. средствами купца Николая Чумичева; приделы в ней: с южной стороны — во имя Корсунской Божией Матери, а с сев. — во имя великомученицы Екатерины. Церкви разрушены в 1920-х годах, кельи и другие постройки служили для жилья рабочих («Рабочий городок») и окончательно снесены в 1950-х годах при реконструкции площади.
В «Логу» монастыря имеются две церкви (там около 10 келий с более чем 50 монашествующих): холодная во имя Корсунской Божией Матери, построенная в 1832 году, и теплая во имя Нерукотворного образа Спасителя, построенная в 1866 году на средства монастыря и благотворителей.
http://belstory.ru/mir-belogoryya/dostoprimetchatelynosti/hram-belgoroda.html).
Белгородский Рождество-Богородицкий женский монастырь основан в 1622 году в царствование Михаила Федоровича по его Указу. В царской грамоте 1627 года воеводе Белгорода Пожарскому говорится: «…били нам челом из Белгорода Рождества Пресвятые Богородицы девичья монастыря старица Апполинария Прыткова с сестрами в прошлом де 1622 году по нашему указу дано им под церковь и под келий место в Белгороде у посаду и они де на том месте церковь воздвигнули Рождества Пресвятой Богородицы и кельи поставили». Монастырь царским повелением получил в свое пользование рыбные ловы, пашни, покосы, но обрабатывать их было некому — не было крестьян.
В 1636 году земли разоренного татарами монастыря были заселены черкасами — беженцами от Унии, а монастырь стал получать казенное денежное содержание по 15 рублей в год на каждую монахиню. Обитель бедствовала, о чем свидетельствует челобитная игуменьи Ефросиньи, поданная царю Алексею Михайловичу в 1673 году», в которой говорится, что «сестры помирают без соли». В 1717 году старицы упросили митрополита Иллариона приписать к их монастырю скит и часовню с обретенной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Корсунской, хранимой в часовне Богородицкого лога недалеко от Белгорода. После этого Рождество-Богородицкий монастырь начинает богатеть.
В 1814 году игуменьей монастыря стала Магдалина, украинка по национальности, дворянка. Она увлекалась келейными искусствами — шитьем золотом и серебром, шелками, ткачеством и учила этому монахинь. В монастыре возникла школа златошвейного мастерства, вышивания и отделывания икон. Монастырские работы отличались добротностью и тщательностью исполнения. Впоследствии школа- мастерская переросла в хорошо организованное предприятие по изготовлению церковной утвари, а монастырь причислили к ставропигиальным.
Архитектурный ансамбль Рождества-Богородицкого монастыря складывался с начала XIX века. В 1817-1821 годах была построена каменная трехпрестольная Рождества-Богородицкая церковь с приделами Святой Екатерины и Митрополита Алексея. В 1838 году началось строительство теплой Всесвятской церкви.
В 1825 году монастырю были подарены 80 десятин земли слободы Черная поляна с часовней и колодезем чудотворной иконы Корсунской Богоматери. К 1832 году на этом месте возвели каменную однопрестольную церковь базиликальной формы, заключавшую источник, вода из которого через желоб заполняла неглубокий колодезь вне храма и зарыбленный пруд. Вокруг храма располагался скит и гостиница для богомольцев, где постоянно проживало 30-40 человек. В 1866 году в скиту была построена теплая деревянная церковь в честь образа Спаса Нерукотворного. В начале XX века монастырь владел 158 десятинами земли. В нем жили игуменья, 41 монахиня, 90 послушниц, 463 сестры на испытании.
В настоящее время монастырь восстанавливается.
Багалей Д.И. Очерки по истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. // ЧОИДР. кн. 2. — М.. 1887-1888. с.119. http://рустрана.рф/article.php?nid=15605