Белгород. Моленная Покрова Пресвятой Богородицы.

30 января 2001 г. в Белгороде на ул. Красина была зарегистрирована община староверов-поморцев. Белгородские староверы — это потомственные староверы, выходцы из старообрядческих деревень области, преимущественно из вышеупомянутого с. Кошлаково («кошлаки»). Белгородская община получила участок земли под строительство храма. Древлеправославный Поморский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен менее чем за один год силами общины. Попечителями строительства выступали братья Александр и Анатолий Васильевичи Тарасовы.
2 декабря 2006 г. состоялось торжественное открытие храма (малое освящение), 14 октября 2007 г. на праздник Покрова состоится великое освящение. Обязанности духовного наставника выполняет Александр Егорович Тарасов. Староверческий храм в Белгороде единственный поморский на территории всего Центрального Черноземья. В настоящее время в Белгородской области поморские общины имеются также в Валуйках, Зимовном, Шебекино, Старом Осколе.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Белгород

2 декабря 2006 г., на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича великия Индии, в городе Белгороде состоялось торжественное освящение нового старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Белгородской Поморской общины
Белгород впервые упоминается в летописях под 1237 г., а согласно археологическим данным, существует даже с X в. В XV–XVI вв. он был укреплен как пограничный пункт, став городом-крепостью на южных рубежах Русского государства, центром Белгородской засечной черты. В источниках говорится, что в 1593 г. благочестивый царь Феодор Иоаннович «видя от крымских людей войны многия и помысли поставить по саклям (дорогам) города, послал воевод своих со многими ратными людьми; они же, шедши, поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйку и иные города».
В конце XVI – начале XVII вв. в городе были основаны два монастыря – мужской Свято-Троицкий (1593) и женский Рожество-Богородицкий (1622). Последний, начиная с XVIII в., «неоднократно давал помещения для сосланных сюда на покаяние разных преступниц». В частности, в 1736 г., после первой выгонки Ветки, сюда были сосланы «раскольницы Ветковского согласия». Для них были выстроены новые дома, которые предписывалось «огородить острогом…». Огромную роль в распространении древлеправославной веры в Курской и Харьковской губерниях сыграли основанные в этих местах поморские монастыри – Чугуевский, Кошлаковский и Крапивенский, ставшие на долгое время значительными духовными центрами Староверия.
Первым в конце 1750-х – начале 1760-х гг. был основан монастырь в городе Чугуеве на месте бывшего скита стрельцов-старообрядцев. Его основателями были выходцы из Выговского монастыря схиинок Даниил (1710–1790), иноки Герасим и Герман. В первые же годы в созданное ими общежительство стали приходить местные жители, желавшие присоединиться к обители. В их числе была и Марина (Серикова), которую Даниил постриг в схиму и поставил во главе женской обители, созданной в 1765 г. После 1790 г. Чугуевский монастырь становится женским. Число насельниц обители в некоторые периоды доходило до 30-40 человек.
В 1806 г. монастырь был разгромлен властями, а его имущество передано в синодальную церковь. Усадьбу монастыря купил никонианский поп Жоданов. Инокини продолжали тайком молиться по домам. В начале 1820-х гг. старица Домника Сухинина (ум. 1870), происходившая из богатой дворянской семьи, вместе с чугуевской инокиней Варварой выкупили у вдовы Жоданова усадьбу монастыря и принялись за его восстановление. Они построили новую моленную, расширили кельи. На средства чугуевского купца Михаила Николаевича Черникова был выстроен большой дом с пристройками, другой купец, Даниил Фирсович Домрин, подарил обители 30 десятин земли за селом Осиповка, где была Калмыцкая слобода.
В конце XIX в. часть усадьбы монастыря была отторгнута для строительства железной дороги. В 1921 г. новыми властями была проведена ревизия, изъяты многие монастырские ценности, а сам монастырь вскоре и вовсе был закрыт. Некоторые из иночествующих, выгнанные из обители, разъехались, а некоторые ушли в подполье и тайно продолжали молиться по домам, соблюдая монастырский порядок. Подпольный монастырь арендовал дом у Екатерины Гридневой, позже Семен Маркович Бочаров купил для матушек дом по улице Петровского, 68. В 1956 г. монастырская обитель подверглась новому разорению: милицией было изъято 96 богослужебных книг и десяток лучших икон. В последующие годы обитель новыми насельницами не пополнялась, последняя старица Марфа Марковна Бочарова скончалась в 1994 г. Всего в синодике монастыря записано 580 душ, тела которых лежат на уничтоженном ныне старообрядческом кладбище. В настоящее время в стенах последнего пристанища поморских инокинь молятся староверы из Чугуева и окрестных сел. Обитель освящена в честь явления Тихвинской иконы Пресвятыя Богородицы.
Женский монастырь в селе Кошлаково был непосредственно связан с Чугуевской обителью. Здесь в мае 1927 г. проходил знаменитый Кошлаковский собор христиан-поморцев, на котором присутствовало свыше 200 человек местных жителей и приехавших из соседних старообрядческих обществ, а также из Поволжья, Украины, Московской области и других мест. На Соборе присутствовали и настоятельницы Чугуевского и Кошлаковского монастырей. Собор был созван для рассмотрения вопросов, выдвинутых церковной жизнью, а также ряда уставных вопросов. Председательствовал на Соборе Павел Васильевич Ершов, занявший пост Председателя Высшего Духовного Совета после кончины Терентия Акимовича Худошина.
В самом Белгороде старообрядческого храма раньше не было, отдельные староверы молились на дому. Белгородские староверы – это  преимущественно выходцы из многочисленных староверских деревень области, переселившиеся в город. Особенно много среди них уроженцев села Кошлаково (их здесь называют «кошлаки»), в котором есть поморский храм, а раньше был выше упомянутый монастырь. Поморские общины есть также в Валуйках, Зимовном, Шебекино, Старом Осколе.
Наконец, около десяти лет назад группа староверов-поморцев решила объединиться, чтобы зарегистрировать общину и построить храм. Община долго добивалась выделения земли под строительство. Наконец, после долгих мытарств и хождения по инстанциям был получен участок земли в центре города, в одном из городских скверов. После торжественной установки закладного Креста приступили к строительству. По мере того, как росло здание храма, росла и крепла Белгородская община. После Третьего Всероссийского Собора Древлеправославной Поморской Церкви, в мае 2006 г., избрали исполняющего обязанности духовного наставника – им стал Александр Егорович Тарасов.
Храм по имя Покрова Пресвятыя Богородицы был построен меньше чем за год и получился необыкновенно благолепным – когда осматриваешь его, просто не веришь своим глазам, что в наше время при наших скромных возможностях мы, староверы, можем такое создать. Поистине – «О, преславное чудо!» В этом, несомненно, и заслуга долготерпеливых прихожан, и заслуга местных властей, благосклонно отнесшихся к идее создания древлеправославного храма и помогавших в его строительстве, но главным образом, заслуга попечителей – братьев Александра и Анатолия Васильевичей Тарасовых. Как гласит табличка на храмовых воротах, «В память раба Божьего Афанасия Михайловича Тарасова и всех пострадавших за православную веру Христову, с Божьей помощью и попечительством внуков Александра, Анатолия и всех благодарных потомков построен сей Храм в лето 2006 декабря месяца от Рождества Христова».
И вот, 2 декабря 2006 г., на улице Курской состоялось торжественное открытие нового старообрядческого храма. Накануне прихожане тщательно готовились к этому событию: была проведена уборка храма, а также прихрамовой территории, привезены и расставлены пожертвованные христианами города и области иконы, добавлялись последние штрихи к внутреннему убранству храма… Вечером 1 декабря, с участием гостей из Санкт-Петербурга и Москвы, были отслужены вечерня и утреня Освящению Храма и Покрову Богородицы. А назавтра, на 11 часов утра, была назначена официальная церемония открытия храма. На нее прибыли губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, глава администрации города Белгорода В.Н. Потрясаев, сопровождающие их официальные лица, попечители братья Тарасовы, представители Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви А.А. Безгодов (Москва), С.Ю. Левин (Валуйки) и К.Я. Кожурин (Санкт-Петербург), гости из Харькова, Ростовской и Белгородской областей. Во множестве присутствовали представители прессы и телевидения. Гости были встречены радостным трезвоном колоколов, который мастерски исполнил молодой причетник Белгородской общины Алексей Лукьянчиков, обучавшийся на прошедших недавно в Невской обители Духовных курсах.
Официальную часть открыл настоятель Белгородской общины Александр Егорович Тарасов. С глубокой, прочувствованной речью обратился к собравшимся губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, который отметил неоценимый вклад старообрядцев в дело сохранения духовных традиций Древней Руси и в дело укрепления государства Российского: Днесь светло красуется славнейший град Белгород…
2 декабря 2006 г., на память преподобных отец наших Варлаама пустынника и Иоасафа, царевича великия Индии, в городе Белгороде состоялось торжественное освящение нового старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Белгородской Поморской общины.
К. Кожурин, А. Безгодов, Газета староверов Латвии «Меч духовный» №21-22 июль-декабрь 2006 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?