Был освящён в 1813 г. как церковь Преображения Господня. В конце 1920-х гг. в связи с закрытием Троицкого собора получил статус кафедрального собора Спаса Преображения. В 1962 г. закрыт. С 1973 по 1990 гг. здесь находился краеведческий музей, затем здание вернулось церкви. Здесь сохранилась икона, которой 500 лет.
Преoбраженский кафедральный сoбoр является главным храмoм Белгoрoдскoй и Старooскoльскoй епархии.В Писцoвых книгах В.А. Керекрейскoгo 1626 гoда впервые встречается упoминание o деревяннoй Преoбраженскoй церкви Белгoрoда. В церкoвных книгах Белгoрoдскoгo Никoлаевскoгo мужскoгo мoнастыря, пoсле перенoса гoрoда на правый берег Северскoгo Дoнца, также гoвoрится o Преoбраженскoй церкви. В 1813 гoду на деньги прихoжан на месте oбветшавшегo деревяннoгo храма вoзведен каменный Преoбраженский храм в стиле русскoгo классицизма пo прoекту архитектoра Е.А. Васильева. В 1925 гoду пoсле закрытия стариннoгo Трoицкoгo сoбoра Преoбраженская церкoвь пoлучила статус кафедральнoгo сoбoра.Преoбраженский сoбoр закрыт в 1962 гoду, здание переданo краеведчекoму музею. В 1973 гoду пoсле ремoнта и перепланирoвки пoмещений oткрыт для пoсещений. Пoэтапная передача сoбoра Русскoй Правoславнoй Церкви началась в сентябре 1990 гoда. 17 сентября 1991 гoда при участии Святейшегo Патриарха Мoскoвскoгo и всея Руси Алексия II в Преoбраженский сoбoр тoржественнo перенесены мoщи святителя Иoасафа.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/preobrazhenskiy-kafedralniy.html
Освящённый в 1813 году в Белгороде — как считается, в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне — каменный Преображенский храм наследовал сразу двум пришедшим к тому времени в ветхость городским церквям. Спасо-Преображенский и Ильинский приделы имеются в соборе и сейчас. К началу ХIХ века эти церкви находились в аварийном состоянии. В 1805 году возникла идея упразднить эти храмы, заменив их новым — каменным, вместительным, выстроенным в новейшем архитектурном вкусе. Проект нового храма заказывали архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву — он работал и для Курска, и для Воронежа, создав в этих городах около двух десятков разнообразных построек: как церковных, так и светских. Был он выпускником Петербургской Академии художеств и стажёром Дж. Кваренги. Он, как и знаменитый архитектор, работал в стилистике модного тогда классицизма. Сохранилось письмо Владыки Феоктиста к Евгению Васильеву, в котором архипастырь настоятельно советует построить и «колокольню великолепную с часами и курантами для красы и славы всего города». Место для храма выбрали видное — на Базарной площади, «между присутственными местами и красными рядами». Его закладка состоялась в 1897 году. Деньги на строительство, продлившееся шесть лет, собирали всем миром — иные купцы даже жертвовали по несколько тысяч рублей. В августе 1813 года на волне патриотического подъёма, вызванного изгнанием французов из России, новый Преображенский собор был освящён. Изначально Преображенский храм был трёхпрестольным — главный престол в нём освятили в честь Преображения Господня, придельные — во имя Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского. С устройством в 1833 году второго (тёплого) этажа над трапезной добавились ещё два придела; при этом Александро-Невский придел переосвятили во имя Жён Мироносиц, наверху же были Богоявленский и Знаменский приделы. В конце 1880-х годов последние оказались упразднены, а второй этаж переоборудовали в хоры. В ХIХ веке Преображенский храм вёл тихую жизнь приходской церкви — все громкие события, запечатленные во многих печатных документах, вершились вокруг уничтоженного в советские годы Свято-Троицкого монастыря, в который, после переноса кафедры в 1830-х годах в Курск, была превращена бывшая архирейская резиденция.
Вот что писал приходской протоиерей Иоанн Софронов в феврале 1887 года: «Иконостас — нового устройства, резной, деревянный. Резьба помещена на зелёном фоне и представляет орнаменты в стиле ренессанса. В иконостасе четыре яруса. Царские двери — из двух створов, резные, без фольги. По обеим сторонам царских дверей имеются колонки с коринфскими капителями. Форма верхушек царских дверей обыкновенная, а над ним сияние с изображением в середине резного голубя. Средняя часть иконостаса заканчивается вверху фронтоном, средина которого украшена довольно большим резным изображением Распятия, по обе стороны его расположены такие же резные стоящие фигуры… Стены церковные не расписаны, а выбелены по штукатурке мелом. На стенах, кроме икон, в киотах большого размера позади клиросов, у столбов, стоят с правой стороны образ распятого Спасителя, а с левой — Скорбящей Божией Матери, других изображений нет… На колокольне всех колоколов девять. Все они позднейшего производства; на двух из них, самых больших, в надписи, не представляющей интереса ни в историческом, ни в археологическом, ни в художественном отношении, значится 1852 год, завод Рыжова и жертвователь Чумичёв…»
Грабить Преображенский храм начали уже вскоре после революции — «изъятия церковных ценностей» происходили в 1922 году (в ходе общероссийской кампании «помощи голодающим «). В условиях непрекращающейся агрессии безбожников церковь протянула до 1934 года, когда всё-таки были закрыта и передана под полковой клуб. Восемь лет она простояла «без пения», а в 1942 году немецкое командование разрешило возобновить в нём богослужения. Во время боёв в Белгороде церковное здание было повреждено угодившими в него снарядами, что не помешало храму, отремонтированному силами верующих, остаться действующим и после освобождения Белгорода от фашистов. В пору потепления отношений между Церковью и государством так происходило повсеместно — храмы, открытые при немцах, продолжали функционировать после их изгнания. Продолжали — до поры до времени, а точнее — до хрущёвских гонений. В 1961 году белгородский горисполком подготовил справку, в которой возмущался тем, что «во время служения в Преображенской церкви пение доносится в аудитории пединститута, в квартиры жильцов и т.д.», и утверждал, что «церковь по своему расположению несовместима с требованиями воспитания строителей коммунизма». Последствия не заставили себя ждать — в 1962 году здание вновь упразднённого Преображенского собора передали краеведческому музею, который, после десятилетней реконструкции, и открылся в нём в 1973 году. В перестроечные годы всё громче и громче зазвучали голоса, требовавшие вернуть собор верующим. На волне перемен власти их услышали.
С сентября 1990 года возобновились богослужения в возвращённом Церкви Ильинском приделе. Весь храм планировалось освободить к началу 1993 года, однако музейщики покинули его раньше — в августе 1991 года. Этой датой открывается новейшая эпоха в истории Преображенского собора. Вскоре после возвращения Преображенского собора Церкви, 16 сентября 1991 года в него были перенесены вновь обретённые мощи святителя Иоасафа Белгородского. В дни этого торжества Литургию в храме служил Патриарх Алексий II. Об этом событии напоминает мемориальная табличка на стене собора. Белгородский Преображенский собор трудно отнести к безусловным шедеврам, но то, что это постройка «изрядная», — на наш взгляд, совершенно очевидно. Дорогого стоят уже сама попытка «гармонически» поиграть» архитектурными объёмами, отказ от традиционных барабанов в основании боковых глав, разумные вариации на тему оконных форм, некая ненарочитая скромность и «непоказушность»… Наконец, умение — при отсутсвии внешней грандиозности — создать один из самых вместительных храмов в городе. Сделано это всё по-настоящему мастерски. Завершением собора является пятиглавие, выполненное при всей своей традиционности весьма своеобразно. Если центральный купол покоится на хорошо знакомом нам круглом световом барабане, то роль барабанов для боковых глав выполняют квадратные в сечении надстройки с полукруглыми окнами, заимствованными зодчими эпохи Ренессанса у их античных предшественников (Антонио Палладио и его последователи).
Декор Преображенского собора ненавязчив и абсолютно «классичен». Главная его составляющая — оформление пилястр и трёхчетвертных колонн, выгодно подчёркнутых белым цветом. Под профилированным карнизом тянется декоративный фризовый пояс, состоящий из повторяющихся полукруглых деталей с «кистями» в местах их соединения. Наличники окон отличаются классической строгостью. Четырёхколонными портиками на высоком цоколе, завершёнными трегольными фронтонами, оформлены южный и северный входы в собор. Западный фасад с главным входом тоже снабжён портиком, но ложным — колонны здесь имитируются пилястрами. Намечающуюся симметрию нарушает восточный фасад — правда, несильно: прямоугольный алтарный выступ тоже завершается фронтоном; есть у него и угловые пилястры, нет лишь центральных. Колокольня Преображенского собора несколько несоразмерна относительно всего церковного здания — ей явно не хватает по крайней мере ещё одного яруса. Возможно, это стало следствием нехватки средств — известно, что епископ Феоктист советовал архитектору Е. Васильеву изыскать деньги на строительство колокольни путём экономии на колоннах. С другой стороны, в такой колокольне звучит хорошая нота скромности, вообще характерная для собора. В остальном — чистейший классицизм: античную тему, заданную окружающими колокольню портиками, продолжают тройные трёхчетвертные колонны дорического ордера, акцетирующие углы постройки. Главный вход в Преображенский собор, как и в большинстве храмов, устроен с запада — через паперть под колокольней. В сответствии с традиционным планом храмового здания, далее следунт трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом. Она необширна (её ширина вдвое уступает ширине основной части храма), но очень светла. Основная часть в плане представляет собой неравноконечный крест с мощным куполом на световом барабане, соединённом со столпами с помощью парусов. Слева (к северу) от центрального иконостаса устроен придел, освящённый во имя Илии Пророка; справа (к югу) — придел, освящённый в честь иконы Божией Матери «Знамение». У столпа, отделяющего центральный придел от южного, помещена украшенная резная сенью рака, в которой почивают мощи святителя Иоасафа Белгородского. Придельные иконостасы — весьма просты, они имеют один ярус. Двухъярусный позолоченный центральный иконостас смотрится торжественнее и богаче, что, вообще говоря, вполне логично. Его выполнили в пору возрождения Преображенского собора, в начале 1990-х годов, одесские скульпторы и бригада под руководством местного скульптора А.И. Серпухова. Иконы, написанные для иконостаса, — тоже творение коллективное; среди их авторов — как белгородские художники, так и иконописцы Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К западной стене основной храмовой части, на высоте второго этажа, примыкают хоры. На создание торжественного настроения внутри собора работает абсолютно всё: и многочисленные святыни, и тяжёлая барочная резьба «под золото» киотов, и плавность арочных пролётов, и, может быть более всего, сплошная роспись храма.
В 1999 году артель мастеров под руководством тогда ещё кемеровского художника А.С. Работнова расписала купол. Росписи стен выполнялись позже и были завершены в 2005 году. Можно как угодно относиться к современным иконописным стилизациям, но то, что роспись пошла Преображенскому собору во благо, для нас несомненно. Примерные размеры Преображенского собора: высота — без малого 40 метров, общая длина — около 48 метров, ширина трапезной — более десяти метров, ширина центральной части храма — около 22 метров.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №178, 2016 г.
Храм Преображения Господня был построен в 1813 г. на средства прихожан на месте обветшавшей деревянной церкви по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева. В клировой ведомости 1870 г. сообщается: «Преображенская церковь — двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный — в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе — во имя пророка Илии; в северном — во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже — во славу Богоявления Господня; в южном приделе — к западу — в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския». В конце 1920-х г.г., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.
Летопись собора
Первое упоминание о Преображенской церкви г. Белгорода находим в самом раннем источнике по истории Белгорода — Писцовых книгах В. А. Керекрейского, датированных 1626 годом: «в Стрелецкой слободе церковь Преображения Господня да придел Дмитрея Солунскаго». Точное место расположения этой церкви определить трудно. С полной уверенностью можно только сказать, что находилась она в Остроге, на «ногайской стороне», то есть на территории современного Старого города. Сохранилось краткое описание древней Преображенской церкви: «…древян клецки; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение…» Преображенскому причту принадлежали земли и угодия, — «пашни паханые добрые церковные земли за рекою за Северским Донцом на Крымской стороне, по конец стрелецкие пашни, к лихому ярку дикого поля пятнадцать чети в поле, а в дву потомуж; сена девяносто копен».
Существовала Преображенская церковь и после переноса Белгорода на правый берег Северского Донца. В более поздних источниках — церковных книгах Белгородского Николаевского мужского монастыря упоминается как сама Преображенская церковь, так и некоторые её священнослужители: в 1767 г. — «диакон белоградской Преображенской церкви Иоанн Свешников», в 1772-ом упоминается о «дьячке Преображенской церкви Сергии Васильев», в метриках Тихвинской церкви за 11 февраля 1785 г. называется Преображенский приход. В 1790-1792 гг. называется «пономарь Преображенской церкви Федор Павлов Лавринов». К 1792 г. относится последнее упоминание о несохранившейся деревянной Преображенской церкви. По исследованиям профессора А. И. Ильина, находилась эта церковь ниже нынешнего Государственного академического театра им. М. С. Щепкина со стороны современной улицы Попова.
В начале XIX века начался обсуждаться вопрос о строительстве в Белгороде нового каменного храма. Интересные документы, связанные о его строительством, обнаружил в начале XX века курский историк А. А. Танков. Это было «Дело о постройке в Белгороде вместо двух церквей — Преображенской и Пророко-Ильинской одной каменной трехпрестолъной: Преображения Господня, Св. Пророка Ильи и Св. Благоверного князя Александра Невского».
Приведем некоторые сведения о другой белгородской церкви — Ильинской, придел которой должен был перенесен в новый храм. Деревянная Ильинская церковь в начале XVII века располагалась в Посаде, её земли — «на Ногайской стороне реки Донца под Разумницким лесом». После переноса Белгорода в 1650 г. на новое место перенесли и Ильинскую церковь. В ХVIII веке она была уже каменная, но к началу XIX столетия сильно обветшала и имела неприглядный вид. В связи с этим архиепископ Белгородский и Обоянский Феоктист Мочульский обратился к благочинному протоиерею Иоанну Ильинскому с предписанием следующего содержания: «Ведомства вашего Преображенская церковь и Ильинская находятся не в дальнем расстоянии. Первая — деревянная, приходит в ветхость и малоприходна; на место ея устроить каменную прихожане не в состоянии. Вторая хотя и каменная, но для прихожан невместителъная и стоит не у места. О сем Курский губернатор П. И. Протасов и в бытность свою в Белгороде, и в бытность мою прошлого года в Курске, напоминал мне с таким предположением, чтобы вместо двух устроить одну церковь на приличном и по общему желанию граждан месте. Я изъявил на это согласие; потребно к этому согласие прихожан. Предлагаю возыметь с кем следует сношение и спросить прихожан, пожелают ли они того и о последствиях представить мне. Июля 6-го 1805 года».
Отец Иоанн в своем представлении подтвердил, что «Ильинская церковь — старинная, без всякой архитектуры и не к месту, чем много отнимает красу у города и вид планный…» Белгородский городничий И. П. Леонтьев предложил место для нового храма: «наиприличнейшее место быть церкви на Базарной площади, близ Курской улицы (улица Попова), по плану, сделанному Харьковским господином архитектором». Подготовить проект и возглавить строительство храма в Белгороде было поручено молодому, но перспективному харьковскому архитектору Е. А. Васильеву.
Евгений Алексеевич родился в 1779 г. в Петербурге. Обучался в Петербургском училище под руководством Д. Кварнеги и в студии Порто. С 1803 г. он уже адъюнкт университета в Харькове, с 1817-го — экстраординарный профессор, архитектор университета. Евгений Алексеевич стал автором проектов и руководителем строительства многих зданий города Харькова. В числе сохранившихся до наших дней — несколько бывших университетских корпусов на Университетской улице, колокольня Успенского собора, Николаевская церковь на Цементной улице. Деньги и строительные материалы для нового храма собирали, как принято было издавна на Руси, всем миром. Священник старой Преображенской церкви Шумов доносил, что прихожане обещают доставить «потребное количество материалов из собственного их кошту». Крупную сумму в 2 тысячи рублей жертвовала на строительство церкви вдова белгородского купца Стефанида Тамбовцева со своим семейством. Двое неизвестных прихожан Ильинской церкви передали на строительство 1000 и 200 рублей, «прочие же прихожане и сограждане доброхотным подаянием обещаются тогда, когда онаго храма основание утвердится». Жители слободы Красной «обещались на первый случай доставить извести 300 четвертей или из их общественной суммы 100 р.». Для начала строительных работ этих средств было достаточно. В письме Е. А. Васильеву преосвященный Феоктист предлагал часть денег, предназначенных для строительства колонн, «употребить на построение колокольни великолепной, с часами и курантами для красы и славы всего города, поелику сия церковь будет между присутственными местами и красными рядами…»
В 1813 г. двухэтажная церковь, построенная, как принято считать, в честь победы русских войск над Наполеоном, была открыта и освящена. В первые два десятилетия своего существования она называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церковью, так как в ней было три придела, два: Преображения Господня и пророка Ильи, перешедшие от старых церквей, и один новый — в честь св. благоверного князя Александра Невского. Впоследствии последний был упразднен, а вместо него созданы три новых придела: в честь жен Мироносиц, Богоявления Господня и иконы Божией Матери «Знамение». Прихожанами новой церкви стали жители Белгорода: купцы, мещане, крестьяне, а также малороссияне пригородной слободы Красной.
Документальных источников XIX века о Преображенской церкви имеется крайне мало. Тем ценнее представляется для нашего современника хранящийся в Белгородском областном государственном архиве документ под заглавием «Ведомость о церкви Преображенской города Белгорода за 1872 год». В этом документе сообщается:
«1. Настоящая построена 1813-го года тщанием прихожан и разных благотворителей; между колокольнею и главною, на втором этаже, находится теплая, иждивением разных благотворителей устроенная.2. Зданием каменная, имеет повреждение, и свидетельствована архитектором.3. Престолов в ней пять, в настоящей три: 1-й — во имя Преображения Господня; 2-й — во имя Св. Пророка Ильи и 3-й — во имя Св. жен Мироносиц; в теплой, на втором этаже, — два: 1-й во имя Богоявления Господня и 2-й — в честь Знамения Божией Матери.4. Утварью достаточна.5. Причта при ней: два священника, дьякон и причетник.6. Земли при сей церкви писцовой 56 десятин, на каковую и межевая книга имеется и хранится в церкви; владеют ею священноцерковнослужители.7. Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на купленных усадьбах устроенные.8. На священноцерковнослужителей жалованья и постоянного оклада не получается, содержание их посредственно.9. Здания при сей церкви суть: девять каменных лавок, с коих в пользу церкви получается до 400 рублей в год.10. Расстоянием церковь сия от консистории в 150 верстах, а от местного благочинного в 1/4 версты.11. Ближайшая к ней Тихвинская в 100 саженях.12. Приписной к сей церкви пять.13. Домовой в приходе сем тоже пять.14. Опись церковному имуществу есть, составлена 1857 года, свидетельствована, скреплена и утверждена печать консистории, за подписью члена и секретаря оной 1858 года февраля 13 дня.15. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной с 1808 года по настоящий, прошнурованные и припечатанные, ведутся исправно и хранятся в целости.16. Копии с метрических книг с 1810 по настоящий имеются.17. Исповедные росписи с 1811 тоже имеются.18. В обнской книге, за шнуром и печатью консистории, выданной 1845 года февраля 2 дня, писанных 169, неписанных 108 листов остается.19. Тетради для записи доходов священноцерковнослужителей за исправление треб, на основании указного по сему предписания, ведутся исправно и раздел их между причтом производится по надлежащему.20. Кружка на бедных духовного звания есть и ежемесячно высыпаемые из оной деньги, в тетрадь, за скрепою благочинного, вносятся исправно.21. Ведомость для прихода и расхода разносортных венчиков и листов разрешительной молитвы, за скрепою благочинного, есть, ведется исправно и хранится в целости.22. Кружка для улучшения быта для православных паломнников в Палестине имеется и высыпаемые из оной деньги, в скрепленную книгу, вносятся исправно.23. Кружка для сбора денег в пользу Иерусалимской церкви гроба Господня есть и высыпаемые из оной деньги в скрепленную книгу исправно вносятся.24. Кружка на восстановление православного христианства на Кавказе имеется и деньги из оной в книгу, скрепленную благочинным, вносятся надлежащим порядком.25. Кружка на сооружение церквей и школ в западных губерниях есть и деньги, из оной высыпаемые, в скрепленную благочинным книгу вносятся исправно.26. Кружка на распространение православия между язычниками империи и при ней записная книга за скрепою имеется.27. Катихизическое учение, быв учреждено в 1838 году, продолжается и ныне.28. Церковные суммы находятся в церкви и каждомесячно свидетельствуются причтом и старостою.29. Имущество церковное, на основании указного предписания, в сем 1872 году свидетельствовано причтом и старостою и оказалось в наличности и целости.30. В церкви сей хранятся четыре государственных 4-х процентных билета непрерывнодоходных, внесенных в кассу 1 ноября 1860 года, 1-й — в 7262 рубля за № 19595; 2-й — в 1139 рублей за № 19596; 3-й — в 1000 рублей за № 19597 и 4-й — в 250 рублей за №1 9598; одно свидетельство Московской конторы Государственного банка по разряду 3-х процентных вкладов в 1000 рублей, 18 октября 1861 года за № 7026 записанные.31. Дети священнослужителей женского пола обучаются чтению, письму и Закону Божию».
По данным на 1872 г., Преображенская церковь насчитывала 360 прихожан (170 мужчин и 190 женщин) из 69 дворов, проживавших в разных концах города. Из них статских людей насчитывалось 24 человека, купеческого сословия — 114, мещанского — 148 и крестьян — 74 человека. Немалый вклад в просвещение и воспитание белгородцев в духе православной морали внесли священнослужители Преображенского храма.
В августе 1925 г. был закрыт старинный Троицкий собор и Преображенская церковь получила статус кафедрального собора. Чтобы спасти от уничтожения одну из главных святынь земли Белгородской — икону Николая Ратного, верующие тайно взяли ее из Троицкого собора и перенесли в Преображенский. Директор вновь открытого в Белгороде музея краеведения П. И. Барышников докладывал в 1925 г. своему руководству: «В Преображенской церкви находится древняя икона Николая Ратного, имеющая до 400 лет, взятая самовольно из мужского монастыря для крестных ходов в Устинку и подлежащая согласно ст. 5 декрета 7/1, 1924 г. отобранию в музей, как значащаяся в описях».
В конце 1920-х гг. в Белгороде началась кампания по подготовке общественности к закрытию других храмов. В трудовых коллективах по инициативе местного отделения Союза безбожников начали организовываться письма в газеты с требованием закрыть оставшиеся в городе действующие церкви, в том числе и Преображенскую. 20 октября 1929 г. газета «Белгородская правда» поместила на своих страницах гневное письмо воинствующих атеистов: «Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны помещения. Надо немедленно не «поднять вопрос» — он уже поднят давно, а попросту закрыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, поблизости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба».
И всё же местные власти не решились закрыть главный храм города. Преображенский кафедральный собор действовал в годы советской власти без малого полвека. В нем проповедовалось слово Божие и в тяжелые годы гонения на церковь, и в Великую Отечественную войну, и в послевоенное лихолетье. Закрыли собор в 1962 г. После затянувшегося на целое десятилетие ремонта и перепланировки, существенно изменивших его интерьер, по имевшейся в то время традиции Преображенский кафедральный собор передали «по просьбе трудящихся» под областной краеведческий музей.
В Белгородском областном государственном архиве хранится интересный документ — протокол заседания Белгородского горисполкома от 11 января 1962 г., на котором решалась судьба Преображенского собора. Вот содержание этого документа: «Рассмотрев решение общих собраний педагогического института, асбо-шиферного комбината, завода железобетонных конструкций, котлостроительного, консервного заводов и принимая во внимание, что при наличии в Белгороде трех церквей закрытие Преображенской церкви не лишает верующих возможности удовлетворять свои религиозные потребности, исполком горсовета решил: а) расторгнуть договор от 10 августа 1945 г. на передачу религиозной общине помещения Преображенской церкви; б) изъять помещение церкви у религиозной общины и передать его областному управлению культуры для переоборудования под музей и планетарий, согласно генерального плана реконструкции города; в) взамен собора предоставить общине помещение Кладбищенской церкви, занимаемой под складом Облкниготорга; г) областному управлению культуры до 1 февраля 1962 г. освободить помещение Кладбищенской церкви, предоставив возможность общине произвести необходимый ремонт и переоборудование под культовые цели; д) просить исполком Белгородского облсовета депутатов трудящихся утвердить настоящее решение».
Переоборудование храма шло не так просто, как представлялось. С самого начала стало ясно, что, несмотря на впечатляющие размеры, полезная площадь собора недостаточна, поэтому от первоначальной задумки, кроме музея создать ещё и планетарий, пришлось отказаться. Музей был открыт 22 октября 1973 г. В его шестнадцати залах, занимавших площадь 1116 кв. м на двух этажах, разместилось около четырех с половиной тысяч экспонатов и исторических документов с древнейших времен до начала 1970-х гг. У входа в православный храм, ставший музеем, были установлены каменной изваяние языческой «бабы» и пушка времен Полтавской битвы. С северной стороны храма, по улице Коммунистической, поставили на «вечную» стоянку танк Т-34 и пушку времен Великой Отечественной войны, а с восточной, по улице Попова, — трактор 1930-х гг. и огромную глыбу руды. Семнадцать лет в Преображенском соборе размещался музей. Вряд ди кто из белгородцвв в те годы мог предположить, что пройдет время, и собор снова вернут верующим. Ведь когда в 1973 г. в здании собора торжественно открывался областной краеведческий музей, все полагали, что переселяется он сюда навсегда.
Но вот во второй половине 1980-х гг. начало меняться отношение к церкви. Повсеместно в стране стали раздаваться сначала робкие, а потом всё более настойчивые требования о передаче храмов верующим. В Белгороде в то время часто можно было видеть в самых оживленных местах города группу молодых людей, собиравших подписи с требованием перенести музей из Преображенского собора и вернуть храм верующим. Многие поддерживали этих молодых людей и охотно ставил свои подписи.
19 августа 1990 г., в престольный праздник Преображения Господня, в сослужении архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия, у стен Преображенского собора состоялась первая после почти тридцатилетнего перерыва Божественная Литургия. В сентябре 1990 г. собору была передана первая часть Ильинского предела. К сентябрю 1991 г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
Преображенскому собору требовался срочный ремонт. В 1992-94 г.г. были укреплены стены храма, установлены новые купола, сооружена ограда. Изменилось и внутреннее оформление собора. Группой скульпторов из Одессы (центральная) и бригадой во главе со скульптором А. И. Серпуховым из Белгорода (боковые части) изготовлен новый двухъярусный, трехчастный гипсовый позолоченный иконостас. Иконы для иконостаса написаны белгородскими художниками и мастерами иконописи из Троице-Сергиевой Лавры.
В правом углу храмовой части, возле иконостаса, размещается рака с мощами Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Резная сень над ракой выполнена резчиком И. В. Олейником. Им же выполнена резная сень над Плащаницей в левом углу храмовой части. В 1999 г. группой художников под руководством Работного А. С. был расписан купол храма. Работы по росписи стен храма продолжались и 2000-2004 г.г.
С сокращениями, http://www.belfavor.ru/history/