Шёл 1791 год. В самом сердце маленького торгового местечка Бельцы, на высоком живописном холме, кипели строительные работы. Каменщики, плотники, штукатуры, кровельщики трудились, не покладая рук, возводя монументальное каменное сооружение. Дивились бельчане: до сей поры не видывали они столь богатого, добротного здания. Боярин Георгий Панаите, владелец поселения, не скупился на расходы. Для строительства собора он пригласил известного австрийского архитектора Вейсмана.
Намереваясь оживить торговлю в городке, усилить коммерческий престиж бельцких купцов, боярин Панаите пригласил в Бельцы трёхсот торговцев — армян из Галиции. Одним из условий приезда коммерсантов было сооружение римско-католической церкви. В 1795 г. строительство храма было завершено. Однако приезд иноземных купцов не состоялся. Тогда боярин Панаите повелел освятить храм по православному обряду.
Суровая эпоха конца XVIII столетия нашла отражение в простоте и строгости форм храма. Архитектура церкви не поражает величием и монументальностью форм. Она привлекает другим: простотой и особым ритмом объёмных соотношений, гармоничной взаимосвязью всех элементов здания. Лаконично, скупо, без излишних прикрас найдено соотношение линий, света и тени, граней и овалов.
Собор Святого Николая имеет форму базилики — вытянутого прямоугольника. Это один из основных типов храма в византийской, готической и романской архитектуре. В переводе с греческого слово «базилика» означает «царский дом». И действительно, внутреннее пространство собора выгладит по-царски величественно и монументально. Оно разделено на несколько частей рядами мощных четырёхугольных колонн, которые поддерживают полукруглый потолок. Стены, колонны и потолок сплошь покрыты росписью. Прямоугольное здание на первый взгляд состоит из двух этажей. Но это всего лишь внешнее впечатление. Окна на двух уровнях расположены таким образом, чтобы равномерно освещать внутреннее пространство храма. Возвышенные части западного и восточного фасадов увенчаны двумя трёхметровыми позолоченными крестами.
О многом могут рассказать двухсотлетние стены старинного храма. Поведают они о том, как в первые дни войны центр города был почти полностью разрушен бомбовыми ударами фашистской авиации. Один из снарядов, пробив крышу собора, угодил внутрь, но не взорвался. Воины с величайшей осторожностью вынесли снаряд из церкви и обезвредили его на берегу Реута. В ночь с 23 на 24 января 1959 г. из-за небрежности пономаря в храме случился пожар. Обгорела часть иконостаса, были уничтожены ценные церковные книги. Выстоял собор и во время сильных землетрясений. В 1977 г. одна из стен собора дала трещину, которая, к счастью, оказалось неопасной: повредился лишь верхний слой штукатурки. Какие бы бурные события — войны, революции, стихийные бедствия не бушевали над храмом, он оставался целым и невредимым. Дует ли холодный осенний ветер, светил ли яркое весеннее солнце, падает ли снег — древние стены храма будто излучают внутренний свет, покой, защищённость. Они призваны сохранять священный порядок, установленный временем.
Собор Святого Николая и по сей день остаётся символом города, живым свидетелем стойкости духа, самоотверженности бельчан, незыблемости традиций, передающихся из поколения в поколение. Согласно преданию, в эпоху Александра Доброго на месте Свято-Николаевского собора стояла скромная деревянная церковь (остатки фундамента, престол были обнаружены во время строительства каменного здания). Во время одного из набегов татар церковь была дотла сожжена, и на её месте позднее была построена новая деревянная церковь. Когда началось строительство каменного здания, деревянная церковь была разобрана. Сейчас она находится в селе Старые Гечи.
Собор Св. Николая строили в 1791–1795 годах. Колокольню при нём возвели почти через век — в 1888-м. Первая колокольня была похожа на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, только меньших размеров. В начале Второй мировой войны Бельцы подверглись сильным бомбёжкам и артобстрелам. По рассказам священнослужителей, тогда снаряды попали и в колокольню, и в церковь Святого Николая. Верхние ярусы колокольни пришлось снести. Колокольню ещё во время войны восстановили. Она стала выше на несколько ярусов и приобрела почти сегодняшний вид. Единственное, чего не было, так это арки, которая служит сегодня и центральным входом во двор церкви. Пострадавшая и возродившаяся в войну звонница собора мирного времени не пережила. 5 апреля 1965 года местные власти снесли колокольню. Официальным мотивом было, по некоторым данным, расширение площади у Дома Советов. Колокольню удалось восстановить уже при независимой Молдове, в середине 1990-х годов. Строительство и изготовление колоколов оплатил бельцкий бизнесмен и политик Николай Кирильчук. Освятили колокольню 22 мая 1995 года при большом стечении верующих. На церемонии присутствовал митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир и тогдашний президент Мирча Снегур.
https://www.360cities.net/ru/image/catedrala-sfantul-nicolae-1795-beltsy-moldova-2009-11-17 https://esp.md/podrobnosti/2019/04/28/kak-snosili-i-vozrozhdali-kolokolnyu-sobora-sv-nikolaya-v-belcah
Размещен в ряду застройки центральной площади города. Рядом располагалась трехъярусная колокольня, служившая градостроительным акцентом. В поcлевоенное время была разрушена.
Собор возведен по проекту архитектора Вейсмана боярином Георгием Панаиотом для приглашенных в город армян-торговцев римско-католического вероисповедания. Роспись интерьера и иконостас были выполнены местным художником Евстафием. В XIX в. церковь горела, но была восстановлена в первоначальном виде. Сохранились иконостас и некоторые росписи. Часть росписи была реставрирована. Последняя реставрация интерьера относится к началу 80-х гг. XX в.
Уникальное здание представляет собой единственный образец архитектуры церкви такого типа на территории Молдавии. Оно сооружено по типу базилики: двусветные боковые нефы отделены от центрального нефа мощными столбами, на которых возведены стены верхнего среднего яруса. В углах размещены служебные помещения. Массивные каменные стены (1,4 м) прорезаны в верхних ярусах нефов прямоугольными проемами, некоторые из них заделаны наглухо. Продольные стены снаружи украшены плоскими лопатками, наличниками и развитыми карнизами с фризом, имитирующим зубчики. Торцевые фасады решены в виде богато декорированных фронтонов, выполненных с применением элементов барокко.
С.П. Апостол, Из неопубликованной книги «Свод памятников истории и культуры Молдавской ССР». — Кишинев, 1987, издательство «Штиинца»