В 1918 году Бессарабия стала составной частью Румынии. Местная церковь перешла под юрисдикцию Священного Синода в Бухаресте, поэтому было изменено и её устройство. В 1923 году весь север Бессарабии был включён в состав воссозданной Хотинской епархии (она существовала на этих землях ещё до включения Бессарабии в состав Российской империи в 1812 г.) с резиденцией в Бельцах. Главой фактически нового церковного округа был назначен епископ Виссарион Пую — человек высокообразованный и весьма деятельный.Едва только приехав в Бельцы, епископ Виссарион начал думать о том, какой храм станет кафедральным собором. В городе в то время функционировала лишь одна православная церковь — собор Святого Николая (и не менее 20 синагог!). Храм этот новому епископу не понравился, и он решил, что в Бельцах должен появиться новый, более красивый собор.Летом 1923 года Виссарион Пую начал активную переписку с местными и центральными властями с целью воплощения в жизнь своего плана. И уже осенью 1923 года ему удалось добиться первого успеха — Хотинской епархии для строительства кафедрального собора был выделен земельный участок площадью почти 7,6 тыс. кв. м, расположенный между улицами короля Фердинанда (ныне Индепенденцей) и генерала Бертело (ныне 31 Августа). Следующим этапом стало создание проекта нового здания.
Первоначальный план строительства храма был составлен в соответствии с проектом кафедрального собора в Астрахани, премированным, кстати, Петроградской академией архитектуры. Однако проект этот был несколько модифицирован зодчим из Бухареста Адрианом Габриелеску (он и стал главным архитектором собора в Бельцах). В таком виде план был утверждён, а осенью 1924 года министерство по делам культов выделило первый транш на возведение храма. Но строительные работы нельзя было начинать без церемонии закладки фундамента будущего собора. Виссарион Пую хотел придать этому мероприятию особую торжественность и смог добиться, чтобы на нём присутствовал сын короля Фердинанда, наследный принц Кароль (династия Гогенцоллернов). Более того, на церемонию в провинциальном бессарабском городке согласился приехать Патриарх Иерусалимский Дамиан.
Торжества, связанные с закладкой фундамента, прошли 28 октября 1924 года. На месте, где должен был разместиться алтарь будущего храма, священнослужители установили крест. В фундамент собора была помещена капсула со свитком — актом основания церкви, под которым стояли подписи принца Кароля, патриарха Дамиана, нескольких митрополитов и епископов, министров просвещения и культов, руководителей областных администраций Бессарабии и Буковины и др. Его Высочество Кароль собственноручно залил цементом краеугольный камень, а патриарх Дамиан окропил это место святой водой. Сразу после освящения работы по сооружению собора пошли полным ходом. Однако тогда Виссарион Пую предположить не мог, с какими трудностями ему придётся столкнуться при возведении этого храма. Некоторые из них были связаны с ссорой между владыкой Виссарионом и архитектором Габриелеску. Церковный иерарх считал, что бухарестский зодчий с безразличием относится к своей работе. Габриелеску обвиняли в том, что он практически не появляется на строительной площадке и что составляет неверные сметы. В итоге был назначен новый архитектор.Но самой главной проблемой при возведении собора Святых Константина и Елены было отсутствие средств. Министерство культов годами не выделяло средств, из-за чего строительство затянулось на 9 лет. Среди бельчан даже поползли слухи, что румынские власти в Бессарабии ненадолго, скоро здесь будут новые хозяева и поэтому правительство в Бухаресте не торопится вкладывать сюда деньги. Существовала опасность того, что недостроенное здание начнёт разрушаться под воздействием осадков и ветра. Виссарион Пую не мог этого допустить. В июне 1932 года был созван съезд епархиальных священников. На нём было принято решение о том, что все церкви Хотинской епархии пожертвуют на строительство собора в Бельцах 10% своих доходов. Позднее церковные власти постановили: 1) собирать по лею с каждой души в епархии; 2) при каждом крещении на сооружение храма с верующих взимать по 5 леев при крещении и по 10 — при венчании; 3) все клирики должны пожертвовать на это дело свой месячный доход.
Строительство собора Святых Константина и Елены с огромным трудом удалось завершить к осени 1933 года. Владыка Виссарион очень хотел, чтобы освящение прошло сразу же после завершения строительных работ. На церемонию обещал приехать сам король Кароль II. Однако осень 1933 года выдалась ненастной, и монарх пожелал, чтобы торжества перенесли на октябрь следующего года. В сентябре 1934 года в Бельцы приехал министр по делам культов Александру Лепэдату. Он должен быть проверить, насколько собор готов к приёму короля. Состоянием дел министр остался доволен. Епископ Виссарион начал рассылать приглашения иностранным гостям. Но в это время в Марселе застрелили короля Югославии Александр I. В королевский семье Гогенцоллернов был объявлен траур. Освящение собора в Бельцах вновь перенесли, теперь уже на весну 1935 года.В субботу, 1 июня 1935 года, в Бельцы стали приезжать первые гости. 2 июня ровно в 10.00 на железнодорожную станцию Пэмынтены (Западный вокзал) прибыл поезд, на котором приехал король Кароль с сыном Михаем. На перроне коронованных особ ждали: премьер министр Румынии Георге Тэтэреску, министры по делам культов, образования, внутренних дел, префект Бельцкого уезда и примар города и др. Примар Бельц преподнёс королю хлеб с солью, а военный оркестр исполнил монарший гимн. По словам очевидцев, монарх был одет в белую форму королевских гвардейцев, а наследный принц, Великий Воевода Михай — в форму курсантов лётного училища. Затем королевский кортеж направился к собору. Кароль II с Михаем ехали в открытой машине. Впереди и сзади следовали два эскадрона рошиоров (кавалеристов). На протяжении всего пути монарха приветствовали горожане и жители близлежащих сёл.
У храма собралось огромное количество людей. Со стороны улицы Фердинанда на специальной трибуне разместились женщины в национальных костюмах и белых праздничных нарядах. С других сторон — солдаты и ученики бельцких школ и лицеев. У входа в собор короля ждали более 100 священников в белых одеждах. У главных ворот собора Кароля II встречал епископ Виссарион и попечители храма. Монарх поцеловал Евангелие и крест, которые держал в руках владыка. После этого военный трубач исполнил королевский гимн. Его одновременно пели все присутствовавшие на церемонии. Затем настало время церковного ритуала освящения. Хор 100 клириков пропел «Христос воскресе», и начался крестный ход. Священники с королём и принцем трижды обошли собор. Затем у входа все преклонили колени и прослушали молитву, прочитанную одним из иерархов. Король, поднявшись с колен, разрезал символическую трехцветную ленту. В храм внесли мощи святых, и клирики освятили алтарь. Продолжили церемонию речь епископа Виссариона и подписание акта освящения храма. Затем Кароль II взошёл на специальную трибуну во дворе храма и принял парад бельцкого военного гарнизона. На этом торжества по освящению собора Святых Константина и Елены были завершены, поскольку в программе королевского визита в Бельцы было ещё несколько пунктов…
Бомбардировки времён Второй мировой войны не отразились на внешнем облике храма. Гораздо больший вред собору нанесли коммунистические власти — в 1959 году церковь закрыли, колокола сняли, а кресты спилили. В 1961 году горисполком принял решение разместить в этом здании краеведческий музей. Своеобразным символом «новой эры» стал пулемёт времён гражданской войны, который установили прямо на месте алтаря — святая святых собора.
В начале 1990-х годов храм возвратили церкви, а в 1995 году отреставрированный собор был вновь освящён. Собор Святых Константина и Елены — самое высокое одноэтажное здание в городе. Его высота составляет 46 м.
http://www.baltigraphia.me/2009/08/70.html
Расположен в глубине озелененного двора на пересечении улиц Ленина и 28 июня. Массивный объем, увенчанный большим параболическим куполом (высотой до 35 м), служит доминантой в малоэтажной исторической застройке данного жилого района, что соответствовало его назначению.
Собор сооружен в 1924-1936 гг. по проекту архитектора Черкеза?. Беседка перед входом построена по проекту архитектора В. Войцеховского. В послевоенные годы в здании расположен Бельцкий зональный историко-краеведческий музей. Высокий двусветный объем вытянут по продольной оси трехчастного плана. Первый этаж решен в виде квадрата с глубокой алтарной апсидой с двойными стенами, между которыми устроены подсобные помещения, и прямоугольным притвором. Во втором этаже появляются боковые полуцилиндрические апсиды и обходная галерея над притвором. Перекрытие представляет крестовый свод, форму которого повторяет покрытие из листов оцинкованного железа. Параболический купол поднят на высокий, с узкими световыми проемами барабан, опорой которому служат четыре массивных столба в интерьере.
Сложная конструкция ограждающих стен, использование мелкомасштабных «витых» колонн и аркад нижней и верхней галерей притвора и крылец в сочетании с массивностью всего объема выражают эклектичность сооружения.
С.П. Апостол, Из неопубликованной книги «Свод памятников истории и культуры Молдавской ССР» Кишинев, 1987, издательство «Штиинца»