Над деревней возвышается изящная каменная церковь Казанской Богоматери. Каменная церковь была построена в 1856 году рядом с одноименной деревянной церковью. Сооружением этого храма деревня обязана Его Сиятельству, Господину бывшему Министру Уделов, графу Льву Александровичу Перовскому. При личном обозрении мраморных ломок, в 1853 году, Его Сиятельство нашел, что старая деревянная церковь недостаточна для такого числа прихожан, и вследствие его ходатайства было разрешено строительство нового каменного храма. По ходатайству Льва Алексеевича Перовского план и фасад храма разрабатывал известный архитектор Константин Тон.
Церковь выполнена в византийском стиле с куполом и колокольней, поражает своей простотой и в то же время своей величественностью. «Церковь была очень красивой и богатой, но в 1930-х годах использовалась как клуб. Здание сохранилось, но находится в очень плохом состоянии. Убранство разграблено, всё разрушается. Церковь видна даже из соседней деревни Тивдии и удивляет белизной полуразрушенных стен», – из интервью с жительницей Сеидовой В.Д. В процессе исследования было установлено, что присутствие месторождения в деревне оказало влияние на появление нетипичной для этих мест церкви. При осмотре церкви стало ясно, что частичка этого месторождения присутствует и здесь – фундамент её выполнен из мрамора.
Источник информации — исследование «История деревни Белая Гора», автор Скрипникова Наталья Дмитриевна
Церковь Казанской Богоматери была построена в 1856 году в Карельском поселка Белая Гора, в ту пору являвшимся на Руси основным центром производства мрамора. Сама церковь Казанской Богоматери была возведена в селе, по разным данным, в период между 1853 и 1956 годами по проекту архитектора Тона, для которого работа над церковью оказалась последней. Инициатором строительства являлся Его Сиятельство Господин бывший Министр Уделов Граф Лев Александрович Петровский. Изначально на месте церкви Казанской Богоматери находилась старая деревянная церквушка, и Граф нашел ее несолидной и недостаточной для количества прихожан того времени. И, как следствие, подал ходатайство на постройку нового каменного храма. Церковное здание полностью кирпичное, кроме его основания, оно сделано из мраморного лома, из которого строились дворцы в Санкт-Петербурге и окрестностях.Была закрыта в 1930-х годах, с тех пор не функционировала. В настоящее время церковь Казанской Богоматери разрушена и заброшена.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/
… храм во имя Казанской иконы Божией Матери в деревне Белая Гора. Эта деревня в прошлом была рабочей слободой, которая возникла в середине XVIII в. при начале разработок бело-розового Тивдийского мрамора в двух километрах от старинного одноименного карельского села Тивдия. Тивдийский мрамор имел богатую цветовую гамму (от почти белого до темно-вишневого) и сразу стал широко использоваться в отделке строящихся дворцов и храмов Петербурга. К середине XIX в. в Белой Горе стояла только одна деревянная церковь, перестроенная из часовни. В связи с большими государственными заказами на добычу мрамора Тивдию и Белую Гору периодически посещали высокопоставленные чиновники. Так в 1853 г. сюда приехал Министр уделов граф Л. А. Перовский. «При личном обозрении мраморных ломок, Его Сиятельство нашел, что старая белогорская деревянная церковь недостаточна для такого числа прихожан, и вследствие ходатайства графа Льва Алексеевича последовало Высочайшее соизволение на сооружение в Белой Горе нового каменного храма. План и фасад составлен действительным статским советником Тоном. Новопостроенный храм освящен в 1856 г. Величественная простота этого древняго стиля и гармония всех частей отличают его между другими храмами, построенными в последнее время в Олонецкой губернии».
Следует отметить, что в монографии Т. А. Славиной «Константин Тон» в приведенном перечне архитектурных проектов мастера за 1853 г. значится проект церкви при Тивдийской мраморной ломке Олонецкой губернии. Таким образом ― это единственный памятник в Карелии, созданный по индивидуальному проекту К. Тона. Казанская церковь представляет собой небольшой бесстолпный храм с колокольней над западным входом. Фасады решены лаконично, декоративных деталей не много, но они выразительны и подчеркивают в архитектурном объеме самое главное. Они очень характерны для Тона и выдают руку этого мастера: сдвоенные под одной аркой верхние окна над южным и северным входами, пилястры по углам главных объёмов, декоративное решение барабана под главой, аркатурный пояс и разработка профилей карнизов и цоколя. Стены храма выполнены из кирпича и оштукатурены. Использовался даже лекальный кирпич. Церковь имеет два кирпичных свода: купольный на парусах и полуцилиндрический над западной частью храма. На колокольню вела лестница, которая выходила на небольшой балкон для хора. У храма было три входа: западный вход ― главный и боковые ― северный и южный. По рассказам старожилов деревни, все три входа имели ступени из местного мрамора, которые теперь отсутствуют. Также и подоконники были сделаны из полированных мраморных плит. Сильно выступающие части карнизов были выполнены из шунгитовых плит, привезенных с нигозерского месторождения у Кондопоги. На данный момент оба свода в храме имеют протечки, так как кровля практически отсутствует. Балки перекрытия полов сохранились частично. Сохранилась только одна кованная решетка на окне. Верхняя часть колокольни снаружи обшита доской в советское время. Известно, что: «на сооружение храма было отпущено из кабинета Его Величества 3423 руб. 70,5 коп., оттуда же присланы иконостас и церковная утварь на 1450 руб… Иконостас и Царские врата резные, золотые; святые иконы писаны на холсте. Церковная утварь серебряная, позолоченная…». В советское время Казанскую церковь переделали под кинозал, но уже в 1970-е годы она становится бесхозной и начинает разрушаться.
Ю.Н. Кожевникова, https://refdb.ru/look/1169363-p13.html