Бехтерево. Церковь Петра и Павла.

Храм сооружён в 1800-1810 годы на средства купца Семёна Красильникова и прихожан. 23 января 1857 года в этом храме был крещён великий русский учёный Владимир Михайлович Бехтерев.

Трехпрестольный каменный храм построен в 1800-1810 гг., главный престол освящен в 1806 г., правый придел — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы — в 1808 г., левый — во имя Святого Василия Великого — в 1810 г. Отдельно стоящая колокольня возведена в 1810 г.

Церковь, построенная к стиле классицизма, находится в аварийном состоянии.

Храм построен на средства владельца соседнего Коринского медеплавильного завода Семена Красильникова, проживавшего в селе Сарали (в 1774 г. в его доме останавливался Пугачев). Колокольня поставлена прихожанами.

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

В начале 1700 года село называлось ясашным Введенским. Церковь назвалась Богородицкой и принадлежала к Казанской епархии вплоть до 1791 года. 30 марта 1743 года Казанской Епархией был выдан указ о построении теплого придела во имя Петра и Павла «в особливой теплой церкви того же наименования» (вместо имеющегося при Введенской церкви). Существовавший придел был настолько ветх, что службы в нем совершать было просто невозможно. 14 июня 1791 года была дана храмозданная грамота за № 1035 на построение «вместо обветшавшей теплой деревянной Введенской церкви вновь деревянной же Введенской». Новая деревянная церковь построена не была, а 12 июня 1800 года была выдана храмозданная грамота на построение «вместо деревянной холодной Введенской церкви и Петропавловской упраздненной — новой каменной церкви на три престола». В 1801 году разрешено деревянную холодную Введенскую церковь разобрать. Резолюцией Гедеона Вятского от 23 марта 1814 года старую деревянную теплую Петропавловскую церковь позволено также разобрать. В связи с постройкой каменного храма в 1800 году престолы были освящены. В холодной Петропавловской церкви 29 ноября 1806 года, в теплой церкви правый Введенский придел был освящен 29 июня 1808 года, а левый Васильевский — 29 июня 1810 года. В церкви хранились храмозданные грамоты с 1791 по 1800 г. и метрические книги с 1722 года.
Таким образом, каменный храм во имя апостолов Петра и Павла возник на месте двух церквей, имевшихся в селе Сарали до начала XIX века. А датой образования Петропавловского придела можно считать день выдачи храмозданной грамоты на его постройку – 30 марта 1743 года. Одним из первых священников, служивших в приходе, известен Алексей Никитин (1751-?), служивший в церкви в 1790 – 1827 годах.Из церковной ведомости 1881 года стало известно, что в 1877 году на пожертвованные сборы прихожан вокруг Петропавловского храма была воздвигнута каменная ограда с железными решетками. Священник пишет, что «холодная церковь прочна и устойчива, а теплая, от присоединения колокольни и наклонности ее назад от самого бута – с трещиной и разрывом связи. По сему случаю с 1850 года по 1858 г. она находилась под наблюдением строительной комиссии, а в 1858 году по освидетельствованию архитектора Галкина признана безопасной для священнослужения».По данным метрической книги за 1857 год при церкви значатся священник Алексей Мышкин, а обязанности дьякона и псаломщика выполнял дьячок Василий Кудрявцев. Именно в их бытность 23 января 1857 года был крещен сын станового пристава Владимир Бехтерев.
Настоятелем храма в 1881 году значится священник Симеон Александрович Сперанский, который родился 2 февраля 1842 года. Выпускник Вятской духовной семинарии. Рукоположен в священники 11 августа 1868 года. С 1869 по 1876 год был миссионером, за что получил Архипастырское одобрение. Из язычества обратил в православие двух черемисок, одного черемиса и башкирца. 6 января 1846 года за «благочестное служение и ревностное исполнение пастырских обязанностей» С. А. Сперанский был награжден «набедренником». В дальнейшем по собственному прошению указом Консистории от 8 января 1876 года был определен священником в село Сарали. С 1877 года был определен в должности законоучителя Саралинского земского училища.
В ведомости о Петропавловской церкви села Саралей за 1915 год указано, что храм был построен в 1808 году, здание «каменное, с таковою же колокольнею в одной связи, покрыта железом, прочна. Ограда такого же камня с железными решетками и вратами, построена в 1878 году на средства прихожан». Указывается, что в церкви имеется три престола. В холодном храме во имя Святых Петра и Павла, в правом приделе теплого храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в левом во имя Святого Василия Великого. Время освящения каждого престола не известно.
В штате при церкви положены: священник, дьякон, псаломщик и просфорница. Жалованье священника составляет 300 рублей в год, дьякону 150, псаломщику 100 рублей. При храме описываются церковные книги, «коих в количестве для чтения 802 штуки». В приходе имеется две смешанные школы: в селе Сарали с 1874 года и в деревне Полянке с 1897 года. В Саралинской школе обучается 57 мальчиков и 34 девочки, а в Полянской школе 53 мальчика и 17 девочек. При церкви старостой со 2 февраля 1909 года состоит крестьянин Григорий Павлович Матвеев. 19 сентября 1915 года приход посетил Преосвященный Епископ Сарапульский Амвросий. В 1897 году при храме было открыто церковно-приходское попечительство, в задачи которого входило заботиться об отоплении и благоустройстве храма.
Из послужного списка священно-церковнослужителей за 1915 год следовало, что в Петропавловском храме служил священник Петр Васильевич Чистосердов, который родился 15 января 1863 года в семье священника. В 1884 году он окончил курс Уфимской духовной семинарии. Работал учителем в Билярском земском училище. В 1888 году рукоположен в сан священника. Со 2 августа 1891 года по прошению определен в село Сарали Елабужского уезда. Как указано в послужном списке, состоял в 1892-1896 гг. следователем по 1-му округу Елабужского уезда, П. В. Чистосердов знает вотский язык, но говорить на нем свободно не может.
Петр Чистосердов был женат на дочери священника Ироиде Симеоновне, 1870 года рождения. У них в семье были дети: Николай, который к тому времени значится студентом Казанского университета, Людмила — обучается в Казани музыке. Сын Александр служил дьяконом в селе Александровском, Котельнического уезда, а Елизавета и Ольга учились в Стахеевском Епархиальном женском училище города Елабуги. Иоанн проходил курс наук в Уфимской духовной семинарии. Василий учился во 2-ом классе Елабужского духовного училища. Мария и Борис числились в Земском училище. А самая младшая дочь – Надежда — была при родителях.
В 1937 году в храме служил священник Николай Грахов, который в этом же году был расстрелян с застенках НКВД города Елабуги по обвинению в антисоветской деятельности
В дальнейшем храм был закрыт. Использовался под клуб и зернохранилище.Возвращен общине верующих в 2004 году.С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Архитектурное описание.
Церковь состоит из двух объемов:обширной трапезной прямоугольной в плане по двускатной крышей и собственно церкви — восьмерик на четверике с полукруглым куполом. Колокольня утрачена. Классицизм.
Из каталога-справочника: «Республика Татарстан:Памятники истории и культуры». г.Казань Издательство»Эйдос»-1993 г

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?