Беггров Александр Карлович (1841–1914)

Как морской офицер стал художником и почему закончил жизнь выстрелом в сердце: Александр Беггров
Беггров Александр Карлович — морской офицер, выдающийся русский живописец-маринист, передвижник, один из крупнейших мастеров морского пейзажа второй половины XIX — начала XX века.Александр Беггров (1841–1914) родился в Санкт-Петербурге в семье известного петербургского акварелиста и литографа Карла Иоахима Беггрова, академика Петербургской Академии художеств. Дар к рисованию у мальчишки проявились еще в раннем детстве. Да и как ему было не проявиться, когда жил он и воспитывался в творческой среде. Однако, когда подрос, отец распорядился будущим сына по своему усмотрению. Невзирая на сопротивление Александра, отец отдал юношу в Николаевское инженерное и артиллерийское училище Морского министерства.В 18 лет во время морского парада, посвященного открытию памятника императору Николаю I состоялось первое знакомство Александра с флотом. Увиденное настолько впечатлило парня, что он сделал несколько зарисовок на бумаге. Эти рисунки попали на глаза чиновникам из Военного ведомства и произвели на них хорошее впечатление. Это в будущем сыграет немалую роль карьере Беггрова.
Спустя три года его произвели в офицеры, и в 1863 году в чине прапорщика Корпуса инженер-механиков он поступил на службу на Императорский Балтийский флот и отправился в далекое плавание. Отплыв от берегов Балтики на броненосце «Ослябя», возвращался назад на фрегате «Александр Невский». Правда, по дороге домой в 1868 году «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Дании. Корабль ушел на дно, но большую часть команды удалось спасти. Будущий художник также оказался в числе спасенных.
Благодаря этой катастрофе состоялась судьбоносная встреча Александра Беггрова с известным маринистом Алексеем Боголюбовым, который использовал эскизы и зарисовки молодого офицера, для написания своих полотен, посвященных трагическому кораблекрушению «Александра Невского». Именно он подсказал тогда молодому человеку — «не закапывать свой талант в землю».
Сойдя на берег, Александр Беггров пару лет заведовал чертёжной мастерской в Адмиралтействе Санкт-Петербурга. А с 1870 по 1873 год в качестве вольнослушателя 30-летний офицер начал посещать Петербургскую Академию Художеств, где обучался в пейзажном классе профессора Михаила Клодта. Наставником Беггрова в Академии также был и, ранее знакомый — Алексей Боголюбов.ОдОднако уже в 1871 году начинающий художник был вынужден прервать занятия живописью в академии. Он был удостоен чести сопровождать Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании на винтовом фрегате «Светлана». Это путешествие позволило художнику создать много талантливых работ, за которые в 1873 году был награжден Малой серебряной медалью Императорской Академии художеств.
В 1874 году Александр Карлович Беггров вышел в отставку и уехал в Париж, где продолжил обучение у известного французского художника Леона Жозефа Флорантена Бонна. И именно там, в столице Франции, он сошелся с группой русских художников-передвижников: с Ильёй Репиным, Константином Савицким, и другими. Со временем, проникнувшись идеями передвижничества, Александр Карлович стал регулярно участвовать в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. А начиная с 1876 года он стал полноправным членом этого Товарищества.Любопытный факт: Беггров принимал участие во Всемирной выставке в Вене в 1873 году, в Париже в 1878 и 1900 годах, а за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» был удостоен в 1878 году высшей награды на Всемирной выставке в Париже.В 1878 году Александр Беггров высочайшим указом был назначен художником Морского министерства и остался в этой должности до конца жизни. Вскорости живописец стал одним из учредителей Общества русских акварелистов. А в 1899 году художник был удостоен звания академика Императорской Академии художеств, в 1912-м Александру Карловичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии художеств.Будучи отставным офицером он писал в основном морские пейзажи, на которых изображал корабли и эскадры. Боевую морскую технику он знал в совершенстве. Мачты, реи, паруса, все мельчайшие детали паровых судов для него были привычными вещами. Нередко, критикуя картины своих коллег, где были допущены малейшие неточности в изображении морских судов, ворчал: „Ну вот! Как этот парус поставили? Да разве так судно пойдет? Скажите, какой вздор!“Он также мастерски справлялся с рисунком и акварелью, изображая городские виды, на которых четко прослеживалась и хорошая композиция, и перспектива, и чувство ритма. Однако критики нередко писали, что некоторые работы Беггрова носят чисто иллюстративный характер, и что условная умелость художника является трафаретной, благодаря заученной манере письма, выработанной годами.
В 1892 году художник с супругой обосновался в Гатчине, под Санкт-Петербургом, где купил на пустыре участок, построил на нем дом и посадил небольшой сад. Начав устраивать свою землю, отовсюду свозил щепу, навоз для удобрения почвы. Развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. Причем сорта были необычные: по величине и вкусу в округе ни у кого не было подобных ягод. Мало того: выписал необыкновенные штамбовые розы, которые ревностно оберегал от морозов зимой, а летом жители Гатчины приходили любоваться ими в чудесном саду Беггрова, который еще и умудрялся выращивать в комнате и парниках самые ранние овощи, конкурировавшие с привозимыми с южных областей…
Он был великолепнейшим кулинаром. Нередко приглашал к себе в дом друзей и угощал их таким обедом, какой не мог приготовить даже лучший повар. Когда приезжали гости, хозяин дома предлагал им заняться чем-либо в его отсутствие — посмотреть альбомы, картины, почитать прессу, а сам отправившись на кухню, надевал передник и принимался за стряпню. Когда все усаживались за стол, он приносил суп, открывал крышку супника и молча стоял, ожидая реакцию гостей.
Один аромат приправленного различными кореньями и приправами супа приводил их в восторг. Гости едва воздерживались, чтобы не попросить добавки, потому как знали, что их ожидает впереди еще большее чудо кулинарного искусства. И действительно, хозяин выносил под большим колпаком второе блюдо, заставив сидящих за столом, замереть в восхищении только от его вида и запаха. Прием пищи чередовался с добротным вином, которое подбирал Беггров со знанием дела. После обеда Александр Карлович вел гостей в сад и угощал их необыкновенными ягодами со своего сада.
В доме художника еда доводилась до высшей степени искусства без количественного излишества. «Кулинарное искусство он приравнивал к другим искусствам, где не было идеи, а только погоня за внешним. Он говорил, что тешить глаз одними красками — все равно, что насыщать желудок вкусными блюдами. Зрение и чувство вкуса в этом случае равноценны… Побывавшие на его обеде впервые, на всю жизнь проникались почтением к его кулинарному таланту…»
Еще Александр Карлович развел в своем хозяйстве птичник, в котором держал необыкновенных кур, которые были очень опрятны, неслись в строго определенное время, выполняя с точностью свои обязанности. Злопыхатели уверяли, «что у Беггрова куры несут яйца не в гнездах, а на особые фарфоровые чашечки, подставляемые в нужную минуту хозяином», и что будто бы он много раз менял петухов, пока не нашел вполне отвечающего своему назначению.
И, что любопытно, все, что делал и применял в своем хозяйстве Александр Карлович, не было взято из книг или каких-либо других руководств, а придумано им самим и угадано тонким чутьем изобретателя с проверкой на собственном опыте. Во всех мелочах он проявлял твердый, как кремень, характер. И если уж упрется в чем-нибудь, даже в пустяке — ни за что его было не сдвинешь.
Однако в одночасье все рухнуло в жизни художника: умерла его жена, и у него совсем опустились руки. Он забросил свой чудо-сад, птичье хозяйство. Позже продал дом и снял квартиру. «В жизнь его вползла скука, безразличие к окружающему, что привело к упадку его душевных и физических сил. Он стал точно покрываться ржавчиной, опускался и не в силах был противостоять невзгодам и болезни».
От продажи дома он получил некоторую сумму. Вместе с прежними сбережениями она давала художнику возможность без нужды существовать. Но жизнь без какой-либо деятельности была ему абсолютно не в радость. Живопись? Но если и раньше она не заполняла его целиком, а точнее — не была содержанием всей его жизни, то теперь он к ней совсем остыл и ничего не писал к выставкам, даже сердито ворчал, когда его спрашивали, что он пишет. Последнюю свою работу художник еле закончил к выставке 1912 года и больше за кисть не брался. В том же году Беггров пожертвовал Императорской Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам».
Последние полтора года художник тяжело болел. Он стойко переносил сильнейшие боли, но, не желая поддаваться слабости, терпел молча, не жалуясь на мучения. А когда стало совсем невыносимо жить, Александр Беггров в ночь с 14 на 15 апреля 1914 года, в край измученный, покончил с собой выстрелом из револьвера в сердце. Был похоронен на городском кладбище рядом с женой Люсией Беггровой. Так, увы, трагически оборвалась жизнь талантливого человека.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?