Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова – стал одной из самых знаменитых сцен в России и за ее пределами. Созданный в числе первых после Октябрьской революции он быстро завоевал популярность. Это случилось во многом благодаря участию художника Александра Бенуа, Максима Горького и других видных деятелей искусства. Сегодня это одна из самых популярных театральных площадок с актуальными и острыми постановками.
Зарождение
Историческое здание театра было построено во второй половине XIX в. на набережной реки Фонтанки по распоряжению известного мецената Антона Апраксина. В те времена графу принадлежал знаменитый Апраксин двор, на территории которого в 1876–78 гг. и выстроили здание будущего театра. Проект для него разработал известный швейцарский архитектор Людвиг Фонтана.
Вплоть до 1917 г. здесь находился Суворинский или Малый театр. Открылся он в 1895 г. знаменитой пьесой Островского «Гроза». В репертуар включили и другие известные произведения таких популярных драматургов как Г. Ибсен, И. Тургенев, Э. Ростан. В 1917 г. театр национализировали, а уже в 1920 г. здесь начал свою работу БДТ.
История создания
Инициаторами создания Большого драматического стали три известных человека: писатель Максим Горький, поэт Александр Блок и актриса Мария Андреева. Блок впоследствии стал и первым художественным руководителем театра. В августе 1918 г. был официально подписан декрет о создании БДТ. Открытие состоялось 15 февраля 1919 г. постановкой «Дон Карлос» по одноименной поэме Шиллера. Премьера прошла в помещении Большого зала консерватории, а уже в 1920 г. драматический театр получил здание на Фонтанке, где находится и сегодня.
Первые годы
БДТ сразу завоевал любовь публики. На его сцене ставили лучшие произведения мировых драматургов: Шекспира, Гюго, Шиллера, а также ряда отечественных писателей. Особой атмосферой, так полюбившейся зрителям, театр обязан художнику Владимиру Щуко. Именно он создавал декорации к первым постановкам, используя не только уникальные художественные приемы, но и подлинный реквизит: настоящую мебель, костюмы и аксессуары, изъятые в годы революции.
Отдельного внимания заслуживает и музыкальное оформление спектаклей того времени. Над звуковым сопровождением в театре трудились знаменитые композиторы: Борис Асафьев, Юрий Шапорин и другие именитые мастера.
После отъезда из страны Горького и смерти Блока в театре началась смена режиссеров. До 1922 г. там успели поработать театральный постановщик и преподаватель Николай Петров и советский актер Константин Хохлов. А на смену Бенуа пришли Николай Акимов и Юрий Анненков.
Репертуар постепенно пополнился новыми постановками, в том числе двумя пьесами Горького. В 1932 г. драматический театр получил его имя.
Непростое время
30-е годы XX в. оказались сложными как для всей страны, так и для театра. Началась нескончаемая смена режиссеров. Кто-то покидал БДТ по собственной инициативе, кто-то попал под репрессии.
Так, Константин Тверской, возглавлявший театр с 1929 по 1935 гг., был вначале арестован и выслан из Ленинграда в связи с делом об убийстве Кирова. Позже в 1937 г. он вновь арестован, а 10 декабря – расстрелян. При нем БДТ окончательно перешел на современные постановки. На сцене все чаще появлялись спектакли молодых драматургов, часто никому неизвестных. С 1922 г Тверской активно занимался преподаванием актерского мастерства в школе при театре.
Пришедший ему на смену в 1936 г. Алексей Дикий прослужил в БДТ всего год. Уже в 1937 г. он был арестован и осужден. До 1955 г. Большой драматический поменял пятерых руководителей, последним из которых стал Константин Хохлов. Столь частая смена руководства негативно сказалась на атмосфере в театре.
К началу 1940-х годов популярность БДТ значительно упала, снизилось качество постановок. Наиболее отчетливо кризис проявил себя в военные годы, когда труппу эвакуировали в Киров, а также в послевоенный период.
Частая смена руководства, отсутствие генеральной линии и единого плана развития привели к тому, что из театра ушли многие яркие и талантливые актеры. Часть оставшихся были задвинуты инициативной группой на вторые роли либо замкнулись в одном амплуа.
Страдали и режиссеры. Неугодных труппа просто выживала из театра, невзирая на талант и управленческие навыки. Посетителей становилось все меньше, росли долги. БДТ оказался на грани закрытия.
Руководство Товстоногова
В 1956 г. предложение возглавить погибающий БДТ поступило Георгию Товстоногову. На тот момент он уже зарекомендовал себя как яркий талантливый постановщик. Решение о новом назначении принималось руководством партии. И немаловажную роль здесь сыграл оглушительный успех последней постановки Товстоногова в Ленинградском драмтеатре имени Пушкина.
Зная сложную ситуацию в первом пролетарском драматическом театре, Товстоногов потребовал расширенных полномочий. Свою работу режиссер начал с массовых увольнений. Театр пришлось покинуть более чем 30 актерам. Однако столь радикальный подход помог оздоровить атмосферу в коллективе БДТ и создать необходимые условия для напряженной и плодотворной работы.
Товстоногов начал с пересмотра репертуара и привлечения зрителей. На сцене серьезные трагические постановки чередовались с комедийными. К 1957 г. посетители стали снова заполнять залы Большого драматического театра.
БДТ обрел популярность не только в Петербурге и Москве, о нем с удовольствием писала зарубежная пресса. Режиссеру удалось тонко прочувствовать новые веяния времени и вывести на сцену актуальные постановки, о которых потом еще долго говорила публика.
Была здесь и обратная сторона. Вся деятельность Товстоногова контролировалась партийными органами и подвергалась серьезной цензуре. Некоторые спектакли стали просто запрещать к показу в театре. При этом отказать в постановке могли по любому поводу. Вплоть до некорректных высказываний автора о внешней политике СССР и генеральной линии партии. Так произошло с «Ценой» по произведению Артура Миллера. С огромным трудом удалось отстоять спектакль, имевший широкий успех у публики, и вновь вывести его на сцену театра БДТ.
Мировое признание
Не только в России БДТ получил общее признание зрителей. Его хвалили и ругали, но мало кто мог остаться равнодушным к уникальным постановкам Товстоногова. Не прекращались и зарубежные гастроли Большого.
Театр с успехом объездил всю Европу, побывал в Японии и Израиле, посетил южноамериканский континент и выступал на Тайване.
Труппа
Под руководством Товстоногова в театре сложилась «золотая труппа» – звездный актерский состав. По многочисленным отзывам критиков их мастерство и умение играть как в коллективе, так и индивидуально превосходило всех известных театральных деятелей того времени.
Факт
При отборе актеров Товстоногов обращал внимание на интеллектуальный уровень артистов, безукоризненное умение импровизировать и жажду творческого поиска. Все это позволило ему собрать под крышей драматического театра уникальный состав, способный легко и непринужденно сыграть в сложнейшей постановке.
В труппу Большого в разные годы входили такие знаменитости как Н. Ольхина, Т. Доронина, С. Крючкова, А. Фрейндлих, О. Басилашвили, К. Лавров, В. Полицеймако и другие. Роль князя Мышкина в спектакле «Идиот», поставленном в БДТ, принесла известность молодому Иннокентию Смоктуновскому.
Золотое время театра длилось вплоть до самой смерти Товстоногова. Свой пост он занимал на протяжении тридцати трех лет. Скончался в 1989 г. В 1992 г. Большой драматический театр получил имя Георгия Товстоногова.
Кризис
Оставшись без руководителя, драматический театр снова оказался на грани закрытия. Ситуация усугублялась сложной обстановкой в стране. На общем собрании новым художественным руководителем выбрали Кирилла Лаврова. Именно на его плечи лег поиск режиссеров и сценаристов, финансовое обеспечение, подбор новых актеров в труппу. Значительную часть спектаклей в театре приходилось ставить с приглашенными режиссерами. Нестабильной ситуация оставалась вплоть до 2004 г., когда должность главного постановщика занял Темур Чхеидзе – лауреат народных премий Грузии и России, известный актер и режиссер.
На этой должности он находился до 2013 г. Свою добровольную отставку он объяснил необходимостью перемен в театре, на которые лично он пойти не может.
Новое время
С 29 марта 2013 г. театр имени Товстоногова возглавил Андрей Могучий – авангардный режиссер и педагог. Должность главного художника с 1972 г. по-прежнему занимает Эдуард Кочергин.
Сегодня театр активно развивается, в его спектаклях задействованы актеры всех поколений, а в постановках поднимаются актуальные для общества темы. Благодаря этому БДТ заслужил многочисленные высокие оценки критиков, отмечающих возрождение театра впервые после смерти Товстоногова.
За эти годы он стал лауреатом множества престижных наград и премий. С 2013 г. на базе театра действует уникальная программа «Эпоха просвещения», в рамках которой организуются лекции, выставки и другие культурные мероприятия, проводятся встречи с интересными людьми, ведутся обсуждения актуальных творческих вопросов.
С 2015 г. в репертуар театра включен спектакль «Язык птиц» по мотивам поэмы Фарида ад-Дина Аттара. Это совместная работа известного режиссера Бориса Павловича и одного из проектов фонда «Выход», помогающего людям с аутизмом.
С 2020 г. театром представлена онлайн-платформа «БДТ Digital», где транслируются радиоспектакли, интервью, различные мастер-классы и музыкальные номера с участием артистов труппы.
Дом для театра
Историческое здание БДТ находится на наб. Фонтанки 65. Изначально там располагалась Основная сцена, а с 1975 г. открылась и Малая. Выстроенное в стиле необарокко оно включает элементы ренессанса. Изящную отделку можно увидеть только на фасаде театра, выходящего на набережную. Прочие стороны здания выглядят более скромно, сообразно окружающей торговой застройке.
Первая реставрация прошла здесь после пожара 1901 г., практически уничтожившего помещения театра. В короткие сроки удалось провести полную реконструкцию и восстановить отделку залов.
За более чем вековую эксплуатацию здание снова пришло в упадок. И в целях безопасной работы потребовало новой реставрации. Его восстановление началось в 2011 г. и продолжалось по 2014 г. В результате удалось сохранить исторический облик театра имени Товстоногова и при этом полностью обновить коммуникации, установить новейшую световую и звуковую аппаратуру, а также современные сценические механизмы. Сегодня по уровню технического оснащения Большой театр ничем не уступает мировым площадкам.
Сохранились в неприкосновенности кабинет Товстоногова и раритетные автографы на стенах гримерок, оставленные знаменитыми артистами труппы. При реставрации под слоями штукатурки удалось найти, а позже восстановить, уникальные настенные росписи и лепнину.
В 2005 г. БДТ получил вторую сцену в помещениях Каменноостровского театра. Построенный в 1872 г. по проекту Смарагда Шустова в стиле классицизма он стал единственным сохранившимся деревянным театром в России.
В разное время он принадлежал дирекции Ленгостеатров и городскому управлению домами отдыха. Во время войны здесь разместили госпиталь. До 1997 года помещения принадлежали ГТРК «Петербург — Пятый канал», позже здесь находились залы танцевальной студии.
Переживший множество реконструкций, он был полностью восстановлен к 2012 г. Сегодня театр оснащен современным оборудованием, практически полностью сохранил исторический облик и носит название Второй сцены Большого драматического.