Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь, что первая деревянная церковь во имя святителя Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад шёл от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, ещё не было.
Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоанна Иоаким. К концу XV века обитель пришла в упадок, и храм Иоанна Златоуста был перенесён в Покровский монастырь. Восстановление, возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшие земли, разбил великолепные сады с фруктовыми деревьями которые запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка. Великий князь обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель, основанную во имя его небесного покровителя, и принял немалое участие в её благоустоении. По его приказу в 1478 году старый деревянный храм был разобран. Приглашённые псковские мастера за год возвели новый пятиглавый собор во имя святого Иоанна Златоуста, освящённый по дню ангела великого князя, 27 января, и ещё маленькую придельную церковь во имя святого апостола Тимофея — по дню рождения Ивана III, 22 января.
Более года стоял неосвящённым главный собор, ибо великий князь и митрополит Геронтий спорили — как ходить на крестном ходу, посолонь или же против солнца. Когда в 1482 году митрополит наконец дозволил исполнить волю государя и освятил храм, великий князь учредил здесь игуменство и дал настоятелю монастыря «право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских», как писал один старинный историк Москвы.
В 1571 году во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея Златоустовский монастырь был сожжён, а в 1611 году разграблен поляками, но уже в 1613 году возобновлён. В 1663 году главный собор выстроен заново тщанием князя Фёдора Барятинского.
Монастырь обустраивали и украшали многие государи и знаменитые люди и в новом времени. Так, знаменитый сподвижник Петра I, генерал-адмирала Фёдор Матвеевич Апраксин, был, как и его предки, ревностным покровителем монастыря. В Златоустовском монастыре до революции 1917 года хранилось большое медное паникадило с надписями на шведском и латинском языке, подаренное им в память о своем участии в Северной войне. Апраксин испросил у царя разрешение учредить в полюбившейся ему обители архимандрию и погребать на монастырском погосте знатных людей. Петр в то время был в Киеве и велел митрополиту Стефану (Яворскому) в своем присутствии в Киево-Печерской Лавре 15 августа 1706 года посвятить Златоустовского игумена Антония в архимандрита. Тогда же царь назначил монастырю жалование, так как постоянных средств к содержанию монастырь не имел. В 1713 году в монастыре появилась Благовещенская церковь, построенная старанием Апраксина и освящённая митрополитом Стефаном (Яворским) взамен сгоревшей в 1660 году Покровской церкви, также возведённой дворянами Апраксиными. Подклет Благовещенской церкви стал усыпальницей Апраксиных — здесь Фёдор Матвеевич похоронил своего отца, убитого в 1667 году калмыками и башкирами, а потом и сам обрел последнее пристанище в 1728 году.
В 1710 году монастырь получил в свое ведение вотчины. 29 мая 1737 года «от копеечной свечки» монастырь сгорел, но был возобновлён пожертвованиями императрицы Анны Иоанновны и частных вкладчиков. Его восстановлением занималась императрица Елизавета Петровна. В 1740 году, посетив обитель, она пожертвовала ему 2000 рублей на строительство церкви во имя соименной ей святой. С этого времени средства монастыря значительно увеличиваются. Надвратный храм во имя Захария и Елисаветы — в воспоминание дня тезоименитства императрицы — был окончен в 1742 году по проекту известного архитектора И.Ф. Мичурина. В 1746 году императрица заказала Мичурину постройку красивой монастырской колокольни взамен прежней, относящейся к 1712-1714 годам.
В 1757-1761 годах здесь была выстроена новая Троицкая церковь, основанная ещё в конце XVI века думным дворянином Василием Зюзиным. Изначально её придел был освящён во имя Нерукотворного Спаса. Однако при елизаветинской перестройке храмовый придел переосвятили во имя святителя Димитрия Ростовского, незадолго до того канонизированного. Это был первый престол, освящённый во имя святителя.
При секуляризационной реформе в 1764 году по новым монастырским штатам обитель была отнесена к штатным третьеклассным. В 1775 году в обители подтверждена архимандрия. При императоре Павле I содержание монастыря увеличено до 1460 рублей.
В 1812 году Златоустовский монастырь не пострадал от пожара, но был разграблен. Главные ценности и ризница были спасены потому, что архимандрит Лаврентий перед нашествием Наполеона в Москву увез их в Вологду. Братия же, отслужив литургию, скрылись из монастыря и скитались по разным приютам, пока не смогли вновь вернуться в стены родной обители, возобновившейся в 1816 году. В 1821 году после сильных дождей обитель была затоплена вышедшими из берегов прудами и подземными ключами и только в 1824 году приведена в порядок.
В 1821 году сибирские купцы, торговавшие в Москве, устроили в монастырской Троицкой церкви придел во имя Иннокентия Иркутского, сооружённый на средства Д.П. Шапошникова. В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря исцелился больной холерою — и с этого времени началось процветание монастыря, длившееся до революции.
В начале XX века при монастыре была церковно-приходская школа, а к 1917 году — 4 храма с 6 престолами.
Утверждение богоборческой власти сразу же выразилось в переименовании прилегавших к монастырю переулков — Большого и Малого Златоустинских — в Комсомольские. Зимой 1933 года монастырь подвергся закрытию и уничтожению. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведён жилой дом в революционном стиле конструктивизма, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. В бывших монастырских кельях, два корпуса которых вдоль северной границы основной территории монастыря уцелели до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались одно время разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.
Как наследие Златоустовского монастыря уцелела его икона святого Димитрия Солунского: в 1935 году она была передана в Антирелигиозный музей в Донском монастыре, а оттуда — в Третьяковскую галерею.
http://drevo-info.ru/
Иоанна Златоуста, святителя, в Златоустовском монастыре собор
Между современными улицами Мясницкой и Маросейкой проходит Большой Златоустовский переулок. Это название было дано по древнему монастырю во имя архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из величайших отцов Церкви. Монастырь был поставлен на довольно плоском месте вдали от реки, но на развилке дорог, на границе города. Он располагался на дороге, идущей от Ильинских ворот Китай-города на северо-восток к Сретенским воротам и далее в Троице-Сергиеву лавру и на Ростов и Ярославль. Около обители дорога раздваивалась, второй путь вел к царским селам Красному и Преображенскому. Монастырь был основан московскими «гостями» (купцами), и впервые упоминается в 1412 г., когда в нем был погребен Иоаким, архидиакон новгородского митрополита Иоанна. Великий князь Иван III в 1479 г. построил в обители вместо деревянной каменную церковь во имя святого Иоанна Златоуста, своего небесного покровителя. Он же возобновил монастырь, приходивший к концу XV века в упадок. Его игумен был поставлен Иваном III «выше всех соборных попов», – говорится в летописи. Иван III построил здесь и вторую каменную церковь – святого Тимофея, в день памяти которого он родился. Работы производили псковские мастера, строившие в Кремле Благовещенский собор. Оба храма были соединены в один ансамбль.
В XVI веке монастырь уже стал городским и входил вместе Ивановским, Варсанофьевским, Георгиевским, Никитским, Воздвиженским и другими в ближнее полукольцо монастырей-сторожей, прикрывавших московский посад с востока, севера и запада. В 1571 г. при нашествии крымского хана Девлет-Гирея Златоустовская обитель, стоявшая в то время на посаде, была сожжена, а в 1611 г. она была осквернена и разорена поляками. В XVII веке монастырь становится богатым, в нем строится много каменных зданий, из которых до XX века дошел только пятиглавый Златоустовский собор.
При царе Алексее Михайловиче в 1660–1663 гг. велось строительство нового монастырского собора святителя Иоанна Златоуста на месте храма XV века. Это было большое пятиглавое крестовокупольное трехнефное церковное здание, окруженное с трех сторон галереей. В XVI–XVII веках сложилась традиция строительства подобных соборов в монастырях, прообразом всех этих сооружений был Успенский собор Московского Кремля. Но каждый храм имел свои неповторимые черты. В интерьере Златоустовского собора были круглые колонны, сделанные по образцу Успенского собора Кремля. Окна довольно большие, с наличниками, типичными для середины XVII века.
Известно, что к собору с севера примыкали шатровая колокольня с церковью Феодора Стратилата, а с юга церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Собор был самым монументальным сооружением монастыря.
В 1700 г. на средства князя Барятинского провели крупные ремонтные работы. Обновление было настолько капитальное, что во многих изданиях датой постройки указывается 1700 г. При переделках этого времени он получил новые главы на более тонких многогранных барабанах. Тогда же, по-видимому, его перекрыли на четыре ската, вместо сложного позакамарного покрытия. В середине XVIII века собор лишился пристроенных к нему Покровской церкви и колокольни. Они сильно пострадали от страшного пожара 1737 г. и были разобраны. В 1746 г. колокольню построили заново, но на новом месте, восточнее собора, ближе к трапезной Троицкой церкви, которая была зимним храмом монастыря. В 1848 г. икона Божией Матери «Знамение», находившаяся на паперти Троицкой церкви, явила чудотворную силу, исцелив больного холерой. Эту икону перенесли в собор, и она находилась в киоте на почетном месте.
После закрытия монастыря 1918 г., собор перешел к обновленцам. Он был снесен в 1933 г. вместе со всеми монастырскими постройками. На его месте построили жилой дом ОГПУ.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.