Басманный. Колокольня церкви Екатерины.

Церковь Святой Екатерины (Никольско-Рогожской старообрядческой общины) в бывшем Девкином переулке
Церковь Святой Екатерины существовала в доме купца 2-й гильдии И.И.Карасёва с 1872 года на втором этаже. В 1915 году по проекту Н.Н. Благовещенского была построена отдельно стоящая колокольня. Церковь принадлежала Никольско-Рогожской старообрядческой общине (так называемой «беглопоповской»). Считается, что верхняя часть колокольни — это миниатюрная копия колокольни на Рогожском кладбище. В 1979 году дом Карасёва, где размещалась церковь Святой Екатерины, был снесен, а колокольня сохранилась. По распоряжению Правительства Москвы № 932-РП от 16 мая 2007 года «О принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы» Колокольня принята под государственную охрану как выявленный объект культурного наследия регионального значения. Однако сейчас, как и раньше, башня поросла кустарником и никем не охраняется.

Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX – начале ХХ вв. находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением.
Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. , на втором этаже здания, в пристройке к западной части дома. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского.
В нижнем ярусе сооружения находились проездные ворота во двор Карасева, средний уровень составляли три пролета звонницы — один крупный посередине и два меньше слева и справа — и сверху располагался еще один небольшой пролет, увенчанный главкой с крестом. Особое внимание привлекают маленькие зубцы-мерлоны в виде «ласточкиных хвостов», имитирующих кремлевскую стену, а также три восьмиконечных креста на центральной звоннице. По своей форме сооружение напоминает уменьшенный вариант колокольни на Рогожском кладбище.
После революции дом был национализирован, церковь в 1918 г. закрыта. Особняк Карасева сохранялся до апреля 1979 г., когда он был снесен ради создания ангара (сегодня его место и вовсе пустует). Колокольня, тем не менее, сохранилась, но с утратой дома она потеряла должную опору и начала стремительно разрушаться: исчезла керамика с первого яруса, пропали кресты со всех трех главок, разваливается лемеховая черепица, осыпается штукатурка.
В настоящее время решается вопрос о передаче колокольни в собственность Древлеправославной Церкви в соответствии с федеральным законом № 327-ФЗ от 30.11.2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
http://um.mos.ru/houses/7243/

Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины находилась в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. Старообрядцы в это время находились под бдительным надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла кирпичная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. В нижнем ярусе сооружения находились проездные ворота во двор Карасева, средний уровень составляли три пролета звонницы — один крупный посередине и два меньше слева и справа — и сверху располагался еще один небольшой пролет, увенчанный главкой с крестом. Особое внимание привлекают маленькие зубцы-мерлоны в виде «ласточкиных хвостов», имитирующих кремлевскую стену, а также три восьмиконечных креста на центральной звоннице. По своей форме сооружение напоминает уменьшенный вариант колокольни на Рогожском кладбище.
После революции дом был национализирован, церковь в 1918 г. закрыта. Особняк Карасева сохранялся до апреля 1979 г., когда он был снесен ради создания ангара (сегодня его место и вовсе пустует). Колокольня, тем не менее, сохранилась, но с утратой дома она потеряла должную опору и начала стремительно разрушаться: исчезла керамика с первого яруса, пропали кресты со всех трех главок, разваливается лемеховая черепица, осыпается штукатурка, сооружение в целом приобрело неряшливый вид. Фактически колокольня оказалась «ничья», она никем и никак не используется, быстро разрушаясь, несмотря на статус объекта культурного наследия регионального значения. Служить при ней невозможно, так как храмовое пространство уничтожено, вешать колокола небезопасно в силу ее сильной ветхости.
Источник: http://altertravel.ru/view.php?id=10068

Колокольня в бывшем Девкином переулке – всё, что осталось от старообрядческой моленной Святой Екатерины во владении жестянщика Карпова. Построена по образу колокольни Рогожского посёлка в 1915 году. Со стороны двора имеет проломы от снятых большевиками колоколов. «Церковь в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва существовала с 1872 г. на втором этаже здания в Девкином переулке, в пристройке к западной части дома. В 1915 г. арх. Н.Н. Благовещенский построил отдельно стоящую колокольню. Принадлежала Никольско-Рогожской общине (старообрядцы-«беглопоповцы»). Не действовала с 1918 г.
В последние годы колокольня стремительно разрушается: исчезли кресты всех главок и керамика в оформлении первого яруса, разваливается лемеховая черепица, осыпается штукатурка. В марте 2016 года постройка передана Русской древлеправославной церкви, которая в течение трех лет предполагает ее отреставрировать. Дело осложняется отсутствием помещения для богослужений, поскольку дом Карасева снесен в 1979 году. Приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 4 июля 2016 г. утверждено охранное обязательство.
Источник: П.Г. Паламарчук: «Сорок сороков». М., «Астрель», 2005.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?