Басманный. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове.

Во второй половине 15 в. Елохово было пригородным подмосковным селением с церковью Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 г. родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.
В 1717 г. на месте деревянного храма был построен каменный с приделом Благовещения. В этом храме в 1799 г. был крещен А.С. Пушкин. Старый храм простоял до 1837 г., когда по проекту Е.Тюрина стал строиться ныне существующий. Освящение было 18 октября 1853 г. Купол и аттик над трапезной были сделаны в 1889 г. архитектором П.П. Зыковым. Главный престол освящен в честь Богоявления, южный придел — Благовещения Пресвятой Богородицы, северный — святителя Николая. Святыня — Чудотворная Казанская икона Божией Матери.
В 1925 г. в Сретенье в храме служил литургию Патриах Тихон. Храм в годы советской власти не закрывался. После закрытия Богоявленского храма в Дорогомилове, бывшим патриаршим собором, в Елоховский храм была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя.

Церковь в селе Елох была построена в 1722–1731 гг. на средства царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы Петра I. В 1799 г. в этом храме был крещен А.С. Пушкин, о чем свидетельствует обнаруженная во второй половине XIX в. запись в метрической книге. Современное церковное здание на месте более древнего храма возвели в 1835–1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Внутренняя отделка продолжалась еще в течение нескольких лет, и полное освящение храма состоялось в 1853 г. Купол и аттик над трапезной соорудили в 1889 г. (архитектор П.П. Зыков). Огромный классицистический храм, вмещающий несколько тысяч молящихся, имеет кубическую форму и увенчан пятью главами. Колокольня первой половины XIX в. имеет четыре яруса. Главный престол храма – во имя Богоявления Господня; приделы – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя святителя Николая Чудотворца (северный; создан в 1912 г., стены расписаны известным иконописцем В.П. Гурьяновым). В соборе находится пятиярусный иконостас.
После Октябрьской революции храм не закрывался. К середине 1930-х годов, после уничтожения патриаршего храма Богоявления в Дорогомилове собор стал кафедральным. В нем часто проводил службы местоблюститель патриаршего престола и впоследствии патриарх Сергий (Страгородский). Богоявленский собор с этого времени стал центром церковной жизни Москвы и Советского Союза. Здесь происходили интронизации патриархов, юбилейные церковные торжества. В 1944 г. в Николаевском приделе был погребен патриах Сергий. В 1948 г. по просьбе патриарха Алексия I (Симанского) в собор из кремлевских музеев перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Среди святынь здесь также находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, чтимые образа Божией Матери «Взыскание погибших» и Тихвинская, чудотворная икона святителя Николая. В 1991 г. на стене около входа установили мемориальную доску с надписью, что здесь был крещен Александр Пушкин. 9 декабря 2008 г. в соборе был похоронен патриарх Алексий II (Ридигер).
М. Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»

В конце ХVII века село Елохово (Богоявленская слобода, что в Елохове) принадлежало соседнему дворцовому селу Покровскому-Рубцову. Царское село постепенно разрасталось, народ зеселял обширные пустующие территории к югу от ручья Ольховца и Красного села, к востоку от Басманной и северу от Немецкой слобод. В новой слободе решено было возвести Богоявленский храм, записав в его приходе 116 дворов. В книгах Патриаршего Казённого приказа 24 августа 1698 года его называют «новопостроенным». Каменную церковь с приделом Благовещения в этих местах заложили ещё до запрета Петра Первого на каменное строительство где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга. Правда, по одной из версий, церковь возводили в камне именно по приказу царя — в честь присоединения к России прикаспийских земель. Мол, даже кирпич государь лично выделил на строительство. Освятили храм в 1731 году, и к середине ХVIII столетия он оставался единственной каменной постройкой во всей слободе. К концу века началась капитальная реконструкция Богоявленской церкви. Была заново отстроена западная часть с колокольней, в 1793 году освятили придел Благовещения, новый придел — святого Николая — на год раньше. От того собора до наших дней сохранились первый ярус колокольни и трапезная. Напоминает о нём и мемориальная доска, сообщающая, что в 1799 году в этом храме крестили Александра Сергеевича Пушкина. Между прочим, через сто лет за богослужением в честь юбилея поэта в Елоховском Богоявленском соборе молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
В 1837 году старую «холодную» петровскую церковь разобрали — она уже не вмещала всех верующих, так как приход существенно увеличился. Да и в архитектуре появились новые веянья. Как отмечено в клировой ведомости, «сего же 1837 года мая 21 дня настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утверждённому». «План» был разработан известным московским архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Всего за семь лет в Елохове вырос современный пятикупольный собор. В нём, по мнению специалистов, проявились противоречия и признаки распада классической традиции. Е. Д. Тюрин хотел придать классицизму более современные черты, и в поисках вдохновения обратился к эпохе Возрождения. Так, центральный купол «перекликается» по форме с куполом римского собора святого Петра работы Микеланджело. Одновременно, стремясь добиться монументальности, зодчий специально утяжелил пропорции здания. Известно, что на строительство пошло 200 тысяч рублей — треть этой суммы внёс купец второй гильдии Василий Щапов.
18 октября 1853 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Богоявленский собор. В 1812 году, до нашествия наполеоновских войск, в приходе Елоховской церкви числилось 210 дворов, однако после пожара Москвы их осталось всего шесть. Число прихожан значительно увеличилось только после реформы 1861 года. Тогда этот район начал активно заселяться. К 1866 году в приходе было уже 187 дворов, почти 1800 мужчин и более двух тысяч женщин, что вполне сравнимо с населением небольшого уездного города. В предреволюционном 1916 году количество домов перевалило за две сотни. Кроме того, в границах прихода жило много семей старообрядцев, но их доля в общем населении со временем уменьшилась. Если в 1767 году там насчитывалось почти 300 таких дворов, то через сто лет осталось 66, а к 1916 году — всего 43. Старообрядцы уходиди всё дальше от центра — за Преображенскую и Рогожскую заставы; желавшие избежать суеты большого города часто переселялись в староверческие центры провинции — Боровск, Егорьевск, Богородск…
К Богоявленскому храму были приписаны несколько домовых церквей — например, церковь при свечном заводе в Посланниковом переулке, церковь при железнодорожном училище и др. В этих храмах службы совершал причт Елоховского собора. У прихода имелось немало земельной собственности и недвижимости. Кроме участков, отведённых под церковные постройки и кладбище, собор владел пятью домами на Басманной и в Лефортове. В 1871 году ктиторы Богоявленского собора основали братство для помощи бедным прихожанам. При соборе открылись женская богадельня и приют для мальчиков. Чуть позже организовали школу. Одними из самых щедрых жертвователей были, кстати, члены семьи уже упомянутого купца В. И. Щапова, завещавшего храму 26 тысяч рублей. Проценты от этого капитала шли на раздачу пособий перед двунадесятыми праздниками.
Так сложилось, что Богоявленский Елоховский собор всегда был «народным» храмом, его прихожанами являлись, главным образом, крестьяне, купцы, рабочие заводов и фабрик. И именно к Елоховскому приходу обращались архиереи, когда требовалось собрать средства на какие-либо благотворительные нужды. В Богоявленском храме служили многие известные иерархи. Например, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), Патриархи Тихон (Беллавин), Алексий I, Пимен (Извеков). Так, святитель Тихон за семь лет совершил в соборе 11 служб. Ждали его и на Благовещение 7 апреля 1925 года. Но пришло известие о его кончине. В то время, как после 1917 года, многие церкви либо закрывались, либо лишались своего имущества. Елоховскому соборному храму, можно сказать, везло. В 1919 году, вскоре после регистрации общины Богоявленского собора в Московском совете рабочих и крестьянских депутатов, ей было разрешено использовать здание и богослужебную утварь «исключительно для удовлетворения религиозных потребностей». Однако уже через три года имущество начали конфисковывать, изъяв церковные предметы общим весом более 50-ти пудов. Отдел Главнауки Наркомата просвещения позволил храму оставить лишь ценнейшие серебряные ризы ХVIII-ХIХ веков, дарохранительницу и Евангелие ХVIII века. Но вскоре в Богоявленский собор стали поступать иконы и другое имущество из закрываемых по соседству церквей. Число прихожан стремительно росло. Здание храма даже причислили к памятникам церковной архитектуры первой категории (аналог сегодняшнему «памятнику федерального значения»).
Когда же в начале 1930-х годов столичные власти всё же решили закрыть Елоховскую церковь, прихожане собрали почти 5 тысяч подписей в защиту своего храма и направили их во ВЦИК. Из Моссовета, в свою очередь, написали, что церковь «так называемого» Богоявления скорее всего будет вообще снесена «ввиду того, что указанная церковь расположена на середине Елоховской площади, в связи с реконструкцией этой площади». Но храм уцелел. Однако власти не прекращали атаковать собор — следующие попытки его закрытия предпринимались сначала под предлогом строительства метро, потом — под предлогом непременной необходимости открыть в помещении церкви то кинотеатр, то музей редких книг. 22 июня 1941 года после воскресной литургии ответственные лица готовились огласить окончательное решение о ликвидации собора как дома молитвы. Сделать это помешала война.
В военные годы митрополит Сергий (Страгородский) не раз обращался с амвона Богоявленского собора к «пастырям и пасомым» с призывом встать на защиту Родины, служил молебны о победе русского воинства, а у свечного ящика организовал сбор пожертвований на нужды обороны. Он же, кстати, первым внёс свою лепту — пожертвовал бриллиантовый крест со своего клобука и наперсный крест. Всего же верующие и священники Елоховского храма собрали для Красной Армии более миллиона рублей. А на колокольне дежурили в то время зенитчики, защищавшие Москву от вражеской авиации. В 1942 году, когда город находился на осадном положении, в храме разрешили провести пасхальную службу. Тогда в затемнённый и холодный Елоховский собор пришли шесть с половиной тысяч верующих. Любопытный факт: Патриарх Сергий позволил иностранцам — представителям дипломатических миссий союзных стран — присутствовать в алтаре во время заутрени и Пасхальной литургии в ночь с 14 на 15 апреля 1944 года.
Известные исследователи храма В. А. Любартович и Е. М. Юхименко в своей книге «Собор Богоявления в Елохове: история храма и прихода» пишут, что на службе присутствовали гости из США, Великобритании и Австралии. И далее: «Уже 17 апреля настоятель собора кафедральный протоиерей Николай Колчицкий получил от советника Американского посольства контрадмирала флота США С. Н. Ольсена благодарственное письмо такого содержания: «Разрешите мне поблагодарить Вас за Вашу чрезвычайную любезность по отношению ко мне и к моим офицерам, за данную нам возможность присутствовать в алтаре собора при богослужении в пасхальную ночь. Это богослужение произвело на меня неизгладимое впечатление и останется нам памятным надолго. Прошу Вас передать Его Святейшеству Патриарху Сергию поздравления с праздником Пасхи и пожелать ему здоровья и сил на многие годы».
В 1945 году Богоявленский собор получил статус патриаршего, а к 800-летию Москвы в 1947 году в него перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Богоявленский собор не только никогда не закрывался, но и его колокола не прекращали звонить даже в самые тяжёлые для Церкви годы. Когда советские власти ввели запрет на колокольный звон, в одном из алтарей Елоховского храма оборудовали небольшую звонницу. В более позднее время большой колокол Богоявленского собора треснул, и тогда его место занял колокол, который приобрели… у Большого театра. Отлитый в Москве в 1900 году пятитонный колокол, в свою очередь, достался театру из снесённой церкви Николая Чудотворца в Пыжах. В 80-е годы прошлого века — века технического прогресса — звонарей Елоховского собора попытались было заменить… звонарной машиной, но из этой идеи ничего не вышло: автомат постоянно выходил из строя, и в конце концов на колокольню вернулись звонари.
В 1965 году, во время проведения пасхального крестного хода вокруг Богоявленского собора, имели место быть провокационные действия против прихожан: выкрики пьяных хулиганов, неприличными пениями, игрой на гитаре и т. д., которые пытались заглушить пасхальные песнопения. Кроме того, на крестный ход обрушился град камней. Брошеным камнем была серьёзно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовашая при крестном ходе. Нескольким пьяным активистам удалось проникнуть в собор, где они пытались браниться и скандалить, но были оттуда выгнаны. Конная милиция, в общем, старалась поддержать порядок, охраняя крестный ход и не допускала массовых провокаций со стороны хулиганствующей молодёжи. Прошло то богоборческое время, и в конце мая 1988 года Музеи Московского Кремля передали Елоховскому собору несколько драгоценных святынь: частицы древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы Пресвятой Богородицы, а также мощей апостолов и других угодников Божиих. Это произошло буквально накануне празднования тясячелетия Крещения Руси. Великое празднование началось литургией именно в Богоявленском соборе в Елохове. 10 июня 1990 года в Елоховском храме проходила интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Вплоть до 1999 года именно в патриаршем Богоявленском соборе совершались главные Рождественские и Пасхальные службы страны. И здесь же, в Благовещенском приделе, пятнадцатый Патриарх был похоронен в 2008 году. Богоявленский собор по сей день остаётся Московской Патриаршей кафедрой (в отличие от храма Христа Спасителя, Всероссийской Патриаршей кафедры).
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №21, 2013 г.

Богоявленский собор — торжество позднего классицизма. Архитектор Тюрин сознательно пошёл на утяжеление пропрций здания именно для придания ему максимальной торжественности. Массивный основной объём оживлён богатым остеклением; при этом декоративное оформление стен лаконично до скупости. Автору явно хотелось не привлекать излишнего внимания к тяжёлому «кубу» и перенести зрительный центр композиции вверх — на купола. Главный купол установлен на мощной световой ротонде, украшенной сдвоенными колоннами, которые полностью закрывают простенки между широкими окнами. На этом куполе помещена малая ротонда -«фонарик». Приём, «подсмотренный» архитектором у зодчих итальянского Возрождения, подвергается художественному переосмыслению: Тюрину удалось зрительно облегчить немаленькое сооружение — не в последнюю очередь благодаря вертикально развитой форме купола и тому факту, что верх собора значительно превышает по высоте основной объём. Четыре боковых ротонды с малыми куполами несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку — следуя русским традициям храмового зодчества.
Архитектор сохраняет пятиглавие. Верх храма при этом принял пирамидальную форму, что отвечает общему замыслу вертикальной устремлённости Богоявленского собора. Сочетание мощных купольных ротонд, характерных для итальянских базилик, с традиционным в России пятиглавием создало новый облик православного храма. Эти формы неоднократно (и с переменным успехом) копировались при строительстве соборных церквей в уездных городах России; но уже вскоре классицизм уступил место «русскому стилю», который на долгое время стал «официальным» в храмовой архитектуре. Современная позолота куполов, конечно, делает храм ярким и торжественным, однако это, увы, искажение его исторического облика. С точки зрения художественных традиций классицизма, позолотить купола считалось едва ли не архитектурным нонсенсом (исключения, конечно встречались — тот же Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, но исключения, как известно, только подтверждают правила). Изначально купола были покрыты тёмным металлом — сочетание голубого колера стен с серыми или почти чёрными куполами вполне характерно для ампира. Золото появилось уже в постсоветские годы — как знак отличия кафедрального собора и дань вкусам новейшего времени.
Стройная четырёхъярусная колокольня полностью гармонирует с храмом, чего не всегда удавалось достичь архитекторам, которые вынуждены были пристраивать новые колокольни к уже существующим церквям; в данном случае обе части здания — современники, что, без сомнения, облегчило Тюрину задачу сохранения единой стилистики. Колонны и пилястры подчёркивают устремлённость сооружения вверх. В люкарнах установлены часы, циферблаты которых выходят на четыре стороны света. И только, может быть, более старинная трапезная несколько выделяется из общего архитектурного контекста — но это способен различить лишь опытный глаз.
Если присмотреться, видны стилистические различия в декоре, характерном в данном случае не столько для ампира, сколько для барокко (оформление карнизов и углов здания, более богатые наличники и тому подобное). Завершение трапезной собора украшено настенными иконами. В центре — Иисус Христос, по бокам от него — Богородица и Иоанн Предтеча. Сейчас трудно поверить в это, но в старину иные неграмотные люди считали именно их — Святой Троицей. Борьбу с этим заблуждением, в частности, вёл Патриарх Никон. На внутреннюю отделку елоховского собора потребовалось около восьми лет. Дело в том, что большая часть средств, собранных прихожанами, ушла на строительство огромного сооружения…
Посетители попадают в храм через притвор под колокольней. Отсюда открывается вход в широкую трапезную; её низкие своды резко контрастируют с устремлённым ввысь, хорошо освещённым внутренним объёмом тела собора, этот контраст, очевидно, входил в замысел прхитектора, создававшего и своего рода «эффект неожиданности», и атмосферу благоговейного трепета, которая должна окружать каждого входящего в храм. Плафон центрального купола украшен большим изображением Ветхозаветной Троицы. Крупные окна купольной ротонды пропускают в храм широкие потоки естественного света, который зрительно ещё более увеличивает внутренний объём. В простенках между окнами по окружности ротонды располагаются образы русских святых: княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского, Даниила Московского и Василия Блаженного…
Своды собора поддерживаются четырьмя большими четырёхгранными столпами. Видны только два из них, остальные скрыты большим пятиярусным 18-ти метровым иконостасом, вырезанным из дерева и покрытым позолотой. Иконостас этот сохранил образа, написанные в середине ХIХ века. Роспись на стенах собора относится к началу ХХ века. Выполнили её мастера из Мстёры — известного центра русской иконописи. Руководил артелью знаменитый реставратор Василий Павлович Гурьянов — тот самый, который очистил от позднейших наслоений и открыл для нас оригинальные краски «Троицы» кисти Андрея Рублёва. Высота Богоявленского собора от фундамента до креста на куполе — 56 метров. Огромный храм (его площадь составляет 1164 квадратных метра!) может одновременно вместить три тысячи молящихся.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №21, 2013 г.

История собора
В ХIV-ХVII веках в районе нынешней станции метро Бауманская располагалось село Елохово. Впервые Богоявленская церковь в этой местности упоминается в 1694 году в указе Патриарха Адриана. Однако, по легенде, ещё в ХV веке на паперти храма, расположенного на этом месте, был рождён Василий Блаженный, один из величайших русских чудотворцев. В честь Василия Блаженного при Соборе освящён крестильный храм. До 1717 года Богоявленский храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1720-х годах по личному указу Петра I храм перестроили в камне. В 1780-х годах на средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни. Трапезная и первый ярус колокольни храма сохранились до нашего времени. 8 июня 1799 года в Соборе был крещён поэт Александр Пушкин. Спустя 100 лет, 26 мая 1899 года, в храме отмечался юбилей поэта. Панихиду совершил Митрополит Московский и Коломенский, ныне православный священномученик, Владимир (Богоявленский). С 1835 по 1853 год под руководством архитектора Евграфа Тюрина храм был практически полностью возведён заново в том виде, в котором мы знаем его ныне. Высота здания от фундамента до креста центрального купола составляет 56 метров. С этого времени в храме одновременно могут молиться до трёх тысяч верующих.
В начале 1930-х годов в храм Богоявления были переданы иконы и утварь из располагавшихся вблизи закрытых в то время московских церквей. Число прихожан увеличилось в те годы до 25 тысяч человек. Но уже начиая с 1934 года власти делали неоднократные попытки закрыть храм. Его предполагалось снести в связи со строительством метрополитена, а в 1935 году райсовет хотел переделать его в кинотеатр. Однако эти проекты не осуществились. В июне 1941 года над Богоявленским собором вновь нависла угроза закрытия. 22 июня, в воскресенье, после окончания Литургии власти предполагали закрыть Собор. Начало Великой Отечественной войны помешало этому мероприятию. В советское время Елоховский собор был главным кафедральным собором Москвы. 5 июня 1988 года Божественной Литургией в Богоявленском соборе началось празднование 1000-летия Крещения Руси. Это событие ознаменовало возрождение Русской Православной Церкви. В Соборе прошли интронизации четырёх Патриархов Московских и всея Руси: в 1943 году — Патриарха Сергия, в 1945 — Патриарха Алексия I, в 1971 — Патриарха Пимена. 10 июня 1990 года в Соборе состоялась интронизация пятнадцатого Всероссийского Патриарха Алексия II. Патриарх любил Богоявленский собор, часто совершал в нём службы и выбрал его местом своей усыпальницы. В Благовещенском (правом) приделе он нашёл свой упокоение.
Святыни собора
В Богоявленском кафедральном соборе хранятся древнейшие святыни Православной Церкви. Частицы Древа Животворящего Креста Господня и камня от Гроба Господня находятся в специальной раке слева от главного алтаря. Там же хранятся частицы святых мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Петра митрополита Московского и других угодников Божиих. Здесь же расположена икона святого Серафима Саровского в полный рост с частицами мощей и мантии преподобного. Слева от алтаря в иконостасе расположен старинный чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. С этим святым образом связаны многие чудеса, явленные Богородицей уповающим на Неё православным. Именно перед этой иконой молились купец Минин и князь Пожарский с народным ополчением перед сражением с польскими интервентами в 1612 году. Чудотворный список, находившийся ранее в Казанском соборе на Красной площади, перенесён в Богоявленский храм на рубеже 1945-1946 годов.
В специальной раке справа от главного алтаря Собора хранится нетленная десница святого Апостола Андрея Первозванного, покровителя военно-морского флота России. Каждый год в сопровождении священников Собора святыня привозится на флоты России для молитвенного поклонения. На солее справа от алтаря под торжественной сенью покоятся мощи особо почитаемого на Руси святого — святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Святитель Алексий известен чудом исцеления Тайдулы, ослепшей матери золотоордынского хана Джанибека, а также великими трудами по объединению разрозненных русских княжеств вокруг Москвы, центра Православия. В Никольском (левом) приделе Собора, в иконостасе, находится одна из самых любимых икон прихожан — древний образ святителя Николая Чудотворца. Перед солеей обособленно расположена почитаемая икона Божией Матери «Тихвинская». Здесь же, возле Распятия Господа, находится могила Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). На левой стене Никольского придела между двумя окнами — старинный образ Божией Матери «Нечаянная радость». На колонне Никольского придела расположены иконы «Неупиваемая Чаша», образ Покрова Пресвятой Богородицы, икона явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому и образ сорока Севастийских мучеников.
В Благовещенском (правом) приделе Собора находится могила Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Слева от неё — почитаемый образ Божией Матери «Взыскание погибших». На колонне Благовещенского придела расположены: икона праздника Богоявления (Крещения Господня), в честь которого освящён Собор, образ святых Царственных Страстотерпцев — семьи Николая II, икона Божией Матери «Боголюбская», а также образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Из брошюры: Богоявленский Кафедральный Собор в Елохове. История и Святыни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?