Басманный. Церковь Трех Святителей на Кулишках.

Храм во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого расположен в одном из красивейших уголков Белого города, на Кулишках. Так называли невырубленные участки леса, покрывавшего в древности высокий водораздельный холм между Москвой-рекой и Яузой. Особую живость рельефу придавала пересекавшая холм речка Рачка, ныне спрятанная в трубу. Склоны холма занимали великокняжеские сады, рядом с которыми находились государевы конюшни. На конном дворе была поставлена деревянная церковь во имя Флора и Лавра — святых мучеников, почитаемых в народе покровителями лошадей. Историки полагают, что по этому храму получили свое название Фроловские ворота Кремля (впоследствии Спасские). В начале XV века «в садех» была построена великокняжеская загородная резиденция с храмом Святого Владимира, а около конюшен разместился загородный митрополичий двор. К церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских. В XVI веке юго-восточная часть Белого города активно заселялась. Великокняжескую усадьбу перенесли в село Покровское. Церкви в бывших резиденциях стали приходскими, и при них образовались погосты. Сложилась сеть улиц и переулков, сохранившаяся до наших дней. Основанный на Кулишках монастырь во имя Рождества Иоанна Предтечи дал название холму — Ивановская горка. Из прихожан храма Трех Святителей XVII века известны мастера-ремесленники, подьячие государевых приказов и представители знати: Шуйские, Акинфовы, Глебовы.
В 1670-1674 гг. на средства состоятельных прихожан был выстроен новый каменный двухэтажный храм с редким для Москвы архитектурным приемом — постановкой колокольни на углу. В нижнем этаже расположены теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Наверху был устроен холодный летний храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Высокая одноглавая церковь увенчала Ивановскую горку. Фасады ее были украшены узорными наличниками и порталами, высокие крыльца поднимались на верхний этаж, стоящие в ряд алтари теплых приделов завершались крытыми лемехом главами. На стенах храма сохранились белокаменные плиты с надписями над захоронениями XVII — начала XVIII веков. Здесь похоронены Акинфовы, Владыкины, Паюсовы, священник Филипп.
Придел Флора и Лавра весь помещался в малой северной апсиде, был изолирован от других частей храма и имел отдельный входе улицы. Здесь находился домовый храм М.И. Глебова, имевшего усадьбу напротив погоста. Его сын и внук Л.М. и П.Л. Глебовы поддерживали этот храм и содержали особый причт для служения в нем ежедневных литургий с поминовением предков. Глебовы жили в Малом Трехсвятительском переулке до середины 1830 годов, продолжая заботиться о приделе и после упразднения домового храма.
Во второй половине XVIII века из богатых прихожан вблизи Трехсвятительской церкви жили графы Толстые, граф Остерман, князья Волконские, Мельгуновы, Лопухины. На их средства в 1770-х гг. церковь перестраивалась. Разобрали древнюю шатровую колокольню на углу и построили новую с запада. Было сбито убранство фасадов XVII века, а в четверике протесан дополнительный ряд окон. Храм приобрел классицистический облик. В 1771 г. холерном году упразднили приходское кладбище. 1812-й г. принес жителям Ивановской горки немало бедствий. В приходе храма Трех Святителей сгорело 10 дворов. На самом храме пострадала только кровля, но он был разграблен, престолы разрушены, святые антиминсы увезены. Первым вновь освятили в 1813 г. придел Трех Святителей, но из-за малочисленности прихода церковь была приписана к храму Иоанну Предтечи, сохранившемуся от упраздненного Ивановского монастыря. В описи церковного имущества 1813 г. упоминается стоявшая в Трехсвятительском приделе местночтимая святыня — икона Божией Матери «Прозрение очес». В 1815 г. прихожане, усадьбы которых уцелели, по подписке собрали средства на восстановление Флоролаврского и Троицкого приделов, освященных в 1817 и 1818 гг. Церковное начальство возвратило храму самостоятельность. Здание вновь перестраивалось, получив новый, на сей раз ампирный декор фасадов, а территория его была обнесена оградой на каменных столбах.
В приходе храма жил известный московский архитектор Ф. К. Соколов, который, несомненно, участвовал в обновлении здания. Имел отношение к Трехсвятительской церкви и знаменитый зодчий А.Г. Григорьев, спроектировавший при ней еще один придел, который так и не был построен. В середине XIX века поменялся состав прихода. Усадьбы разорившихся дворян приобрели купцы-промышленники. Здесь поселились Кирьяковы, Усковы, Карзинкины, Морозовы, Крестовниковы. Богатые прихожане способствовали процветанию храма. Особую роль в жизни Трехсвятительского прихода сыграли Андрей Сидорович, Александр Андреевич и Андрей Александрович Карзинкины, более ста лет бывшие старостами храма. Староста же церковный в те времена финансировал все строительные и ремонтные работы.
В 1858 г. по проекту архитектора Д.А. Корицкого был перестроен верхний ярус колокольни, которая теперь стала шатровой. В 1884 г. крыльцо с лестницей в верхний храм перенесли с северной стороны на южную. Тогда же была разобрана ампирная ограда и построена новая, в художественном отношении уступавшая старой (архитектор В.А. Гамбурцев).
На церковной земле стоял большой каменный дом причта, строившийся в несколько этапов с 1820 по 1896 гг., а также деревянный дом и сарай. Храм дал название двум переулкам — Большому и Малому Трехсвятительским. С церковью соседствовали не только особняки горожан, но и Мясницкая полицейская часть, а также печально известный Хитров рынок, с его ночлежками и притонами.
Храм Трех Святителей окормлял всех: и респектабельных купцов, и жильцов шикарных доходных домов Карзинкиных, и городовых из полицейской части, и потерявших человеческий облик «хитрованцев». Известны имена большинства священнослужителей и псаломщиков Трехсвятительского храма от XVII века до 1920-х гг.: это и бесфамильный причт древности, и церковники конца XVIII-XIX веков, биографии которых более или менее известны, и последние клирики храма с длинными послужными списками.
Последний священник Трехсвятительского храма Василий Степанович Пятикрестовский служил здесь с 1893 г., был духовником благочиния, возведен в сан протоиерея в 1910 г. На него легла тяжкая обязанность передать церковь представителям советской власти, пришедшим ее закрыть. После 1917 г. Мясницкая полицейская часть была преобразована в тюрьму, рядом в Ивановском монастыре устроен концентрационный лагерь. Здание храма Трех Святителей с его толстыми стенами весьма подходило тюремщикам под склад и мастерские. В 1927 г. администрация Мясницкой тюрьмы стала требовать закрытия храма. Отец Василий Пятикрестовский и староста А. А. Карзинкин собрали 4000 подписей в защиту церкви, но это не помогло. Из закрытого храма вывезли утварь и иконы, разобрали иконостасы. Оказались ли особо ценные иконы в музеях, разошлось ли что-нибудь по другим храмам, осталось невыясненным. Так исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес».
Приспособленный под тюремные нужды храм был обезглавлен, снесли также и шатер колокольни. В 1930-е гг. церковная территория поступила в ведение НКВД, построившего здесь больницу. В состав больницы вошел и каменный церковный дом, надстроенный 4-м этажом. В здании храма предполагалось устроить общежитие для персонала, и его разгородили на множество клетушек. Однако медикам нашли другое жилье, а церковь была превращена в обычную коммуналку. В 1950-е гг. разрушили ограду. В середине 1960-х гг. здание было освобождено от жильцов, использовалось под нужды разных контор. Всесоюзное общество охраны памятников начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев выбрал путь максимального воссоздания первоначального облика храма. Восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. О поздних перестройках напоминает только вторая колокольня, сохранившаяся без завершения. В 1987 г. здание заняла мультипликационная студия «Пилот».
В 1991 г. сформировалась православная община во главе с протоиереем Владиславом Свешниковым, желающая вновь открыть храм. 30 июня 1992 г. вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. Но еще четыре года прихожане вымаливали свой храм, одновременно подыскивая мультипликаторам новое пристанище. И только 6 июля 1996 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.
За прошедшие с этого времени годы поруганный храм преобразился, но работы по его благоукрашению, проводящиеся в основном силами самой общины, длятся до сих пор. В 1997 г. в верхнем Троицком храме побелены стены, устроена солея, из ступеней белокаменной лестницы московского дома. В 1998 г. сделан новый пол из керамической плитки. В 1999 г. на колокольню подняты колокола, поставлены филенчатые двери, лестница украшена резным парапетом, возведена ограда. К 2006 г. храм был перекрашен, заменена часть крыши, поставлены резные окна, готовятся к освящению нижние приделы. Заканчивается устройство иконостаса верхнего Троицкого храма (мастерская иконописца А.А. Лавданского), решенного в византийском стиле. 2 мая 2003 г. была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, в возрождаемом приделе Трёх Святителей Вселенских.
Информация с сайта храма http://www.trisvyat.orthodoxy.ru/hist1.php

Церковь Трех Святителей, что на Кулишках
В Ружной книге 1681 г. эта церковь названа по другому престолу: Святых мучеников Флора и Лавра, что у старых конюшен. При пожаре 1547 г. значится погоревшим «Фрол Святый у конюшен». В переписи 1620 г. упоминается в этой местности «Трехсвятцкий переулок». В Строельной книге 1657 г. церковь показана деревянной.
Сооружение каменной церкви относится к 70-м гг. XVII в., придел Флора и Лавра построен 21 августа 1670 г., а главная верхняя церковь Живоначальной Троицы одновременно с приделом Трех Святителей построена 1 мая 1674 г., а освящена 3 сентября этого же года.
Во внутреннем убранстве почти ничего не осталось древнего, а снаружи обновления были незначительны. Более всего заметны новая форма главы и новый вход в верхнюю церковь.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?