Храм возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Каменный храм – один из Дворцовых соборов — является памятником русской воинской славы, свидетельства окончания смуты и начала возрождения Отечества.
Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 года. С того же времени существуют приделы Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства.
Московская Владычине-Покровская епархиальная община сестер милосердия у Покровского моста была учреждена в 1869 году игуменией Серпуховского Владычина монастыря Митрофанией (в миру – баронесса Прасковья Григорьевна фон Розен). Покровительницей общины была Императрица.
С декабря 1907 года Настоятельницей Покровской общины была игумения Ювеналия (Марджанова), будущая схимонахиня Фамарь.
В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А.Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.
В 1992 году храм возвращен Церкви, но реально войти в храм и начать богослужебную деятельность удалось лишь в 2003 году.
Миролюбов И., иерей
1 октября 1618 года была предотвращена последняя попытка поляков захватить русский престол. В память этого события воздвигнут храм Покрова Пресвятой Богородицы в дворцовом селе Рубцове. Сначала был поставлен деревянный обыденный храм (1619), затем возведен и освящен в 1626 году каменный с двумя приделами, по правую сторону придел теплый во имя преподобного Сергия Радонежского, по левую – придел царевича Димитрия. Построили храм в архитектурных формах характерных для эпохи царей Федора Ивановича и Бориса Годунова. «Государь постави храм каменный по обету своему во имя Покрова Пречистыя Богородицы в дворцовом селе Покровском». В «Разрядных книгах» была также сделана под 7135 (1626) годом запись: «Того же года октября в 29 день Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович Всея Руси ходил в свое государево село в Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова». Вместе с государем выехал в Рубцово весь царский двор из Кремля и был устроен по поводу освящения праздничный стол. Земля, на которой стоит храм, сохранила историческую память о многих событиях в жизни царской семьи Романовых.
Село Рубцово, (позднее Покровское) Московского уезда, при впадении речки Рыбинки в Яузу было пожаловано царем Иваном Грозным боярину Никите Романовичу Юрьеву, брату первой жены царя Анастасии Романовны и матери царя Федора Ивановича. Перейдя по наследству боярину Федору Никитичу Романову (будущему патриарху Филарету), после воцарения его сына Михаила Федоровича, стала государевой подмосковной усадьбой. «Разрядные книги» XVII века содержат многочисленные сообщения о посещениях государя Михаила Федоровича и государя Алексея Михайловича своей вотчины, проходивших там богослужениях в храме Покрова, торжественных приемах послов и различных гостей в Покровском дворце, праздничных обедах, семейных торжествах, царской охоте весной и осенью в окрестностях Покровского и Семеновского. В 1733 г. в царствование Анны Иоанновны в селе Покровском был построен дворец для русской принцессы, дочери Петра I Елизаветы, которой принадлежало дворцовое село. Во времена императрицы Елизаветы Петровны дворцовая усадьба в Покровском превратилась в своеобразный зеленый цветущий «вертоград» с прудами, аллеями плодовых деревьев и ягодных кустарников, качелями, каруселями, раскатами катальных гор, праздничными народными гуляниями в масленицу, на Пасху и на Троицу.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в силу своего местоположения в государевой усадьбе подобно кремлевским соборам получил статус собора. При нем находился протопоп с двумя священниками и диаконом, получал государеву ругу, которая в 1677 году составляла 207 рублей 35 копеек. В 1761 году после кончины императрицы Елизаветы Петровны становится обычным приходским храмом, но на содержание ему продолжала выделяться из государственного казначейства денежная руга, тем не менее, в клировых ведомостях отмечалось: «содержание причта недостаточное».
В 1677 году, когда храм еще был дворцовым, он был расширен, окна алтарных апсид получили наличники. В последних числах марта 1787 года Дворцовая экспедиция, осматривая храм, вынуждена была снять колокола и сломать ветхую каменную колокольню «о трех столбах». В ноябре 1787 года сообщают: «в том месте проходит в паперть великая течь, внутри самой церкви как святый иконостас ветх, так и в нем святые образа от долговременности потемнели», в «церкви на углах, волею Божией, ветром железную крышу раскрыло, поэтому в тех местах и возле царских врат и над царским местом протекает». В конце 80-х – начале 90-х гг. XVIII века строится нынешняя колокольня, с обеих боковых сторон нижние паперти закрываются и превращаются в трапезные. После французского нашествия в 1812 году поновлялись многие храмы. Елизаветинский дворец был разграблен, вероятно, пострадал и храм. В 1821 году был полностью обновлен иконостас, в 1822 году верхняя паперть была сделана закрытой, а пролеты нижних арок заложены. К 250-летию Покровского собора, 1 октября 1869 года стараниями церковного старосты Ванблейн и безвозмездно трудившегося архитектора Ивана Николаевича Дьячкова крайне обветшавший храм приведен в «возможное благолепие», построена часовня.
10 февраля 1872 года Покровская ружная церковь со своим земельным погостом в 2916 квадратных сажен вошла в состав Московской Владычне-Покровской Общины сестер милосердия у Покровского моста. При своем учреждении община получила землю бывшей дворцовой усадьбы размером в 24.105 квадратных сажен. Из них 1300 пустопорожней земли, прилегающей к общим сторонам полотна Московско-Рязанской и соединительной ветки Николаевской железной дороги, под прудом – 3.466 квадратных сажен, остальные 19.339 квадратных сажен – под Покровским собором, зданиями, садом и вновь разрешенным кладбищем. 25 июня 1872 года в домовом храме Елизаветинского дворца был освящен престол в честь Воскресения Словущего. На освящении присутствовал митрополит Иннокентий, викарий епископ Можайский Игнатий, обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А. Толстой, московский генерал-губернатор В.А. Долгорукий и другие. Освящение совершил старший священник прихода В.И. Скороходов. В Елизаветинском дворце позднее были освящены престолы преподобного Серафима Саровского (26 мая 1909), иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1874). В Романовской больнице был освящен престол в честь преподобного Михаила Малеина (27 декабря 1913).
Причты Покровского храма и созданных домовых храмов были объединены, метрические и исповедные книги хранились в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Доброй церковной традицией, сложившейся еще в XVII веке, был ежегодный Крестный ход из Покровского на Яузу 1 августа для торжественного водоосвящения на источниках в честь Святого и Животворящего Креста Господня и в память Крещений Руси. В Крестном ходе принимали участие соседние храмы: Воскресения Словущего в Общине, Александра Невского в Покровской мещанской богадельне, Николо-Покровский и Троицкий (Ирининский) храмы. Московская Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1870 (69) году игуменией Митрофанией, настоятельницей Серпуховского Владычно-Покровского монастыря под покровительством императрицы Марии Федоровны. 26 июня 1872 года было совершено освящение храма вчесть Воскресения Словущего при общине. Покровская община стала одной из самых благоустроенных в России.
По примеру московских монастырей Московской Владычино-Покровской общине сестер милосердия в начале 1872 года разрешили открыть при храме кладбище. В 1879 году были возведены ограда и часовня в башне ограды по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко. 25 июля 1872 года был освящен храм в честь Воскресения Христова. Освящение совершил митрополит Московский Иннокентий в сослужении своего викария епископа Можайского Игнатия и многочисленного духовенства города Москвы. На богослужении присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А. Толстой, московский генерал-губернатор В. Долгоруков, другие церковные и светские лица. На учредительницу и руководительницу общины игумению Митрофанию и ее помощницу монахиню Зинаиду митрополит Иннокентий возложил бронзовые наперсные кресты.
За полвека своего существования был создан целый комплекс больничных учреждений. В 1888 году была заложена богадельня. Монахини и сестры милосердия общины несли свои послушания в больницах, госпиталях, частных домах, облегчая страдания больных, стариков и детей. При Покровской общине действовали: приют для детей-сирот, шестиклассная школа, фельдшерские курсы, школа шелководства, амбулатория, больница, госпиталь, дом призрения для престарелых монахинь и сестер милосердия. В общине находились три разряда сестер: испытуемые, младшие и старшие (крестовицы). Звания старшей сестры присваивалось достойно проработавшим в течение пяти лет. При этом сестра получала наперсный крест, в связи с чем называлась крестовицей.
В начале ХХ века Лефортовская больница, которая располагалась в помещениях Елизаветинского дворца, уже не справлялась с возросшей нагрузкой, и в 1910 году было принято решение о строительстве больницы. Больница, вместе с устроенным в ней храмом в честь преподобного Михаила Малеина, была освящена в рамках празднования 300-летия дома Романовых 27 декабря 1913 года. К XX веку из старинного убранства храма остались иконы Покрова Пресвятой Богородицы и царевича Димитрия XVII века, древние паникадило, хоругвь и шесть старых колоколов 1627, 1641 и других годов. На колоколах были вылиты даты и надписи: «Повелением государя великого князя Михаила Федоровича и его благословенного родителя, патриарха Филарета Никитича в Покровский собор в село Рубцово».
1 мая 1919 года Покровская община была распущена и преобразована в Товарищество под руководством монахини Арсении (в миру Елизавета Александровна Рябинина). Товарищество занималось швейным производством, стегало одеяла частным заказчикам. В октябре 1918 года был закрыт Вознесенский женский монастырь московского Кремля. Община существовала до 1925 года. Монашеская община сестер разместилась при храме преподобного Михаила Малеина Романовской больницы. Сестры закрытого монастыря создали пошивочную артель «Вознесенская». 1 (14) октября 1919, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы Божественную литургию в храме служил патриарх Тихон, а затем совершил молебен в доме Кузнецова, по случаю открытия в нем занятий Духовной академии. На Покров 1921 года патриарх Тихон вновь служил в Покровском храме. В обители того времени часто бывал и служил епископ Серпуховской Арсений, неоднократно служил епископ Трифон (Туркестанов), по крайней мере, в 1920 году. По договору с Московским Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов от 13 апреля 1919 года здание храма было передано в бесплатное пользование членам Приходского совета созданной общины верующих при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.
В 1921-1922 года проходил процесс закрытия храма Воскресения Христова при Покровской общины милосердия. На момент закрытия при храме числилось около 1000 прихожан, в самом здании при храме проживало 220 человек – это были престарелые сестры милосердия Покровской общины и Лефортовской больницы, медицинский и служебный персонал, работницы существовавшей при общине шелководни, инвалиды.
Волна изъятия церковных ценностей докатилась до прихода храма Покрова в марте 1922 года. Серебра и серебряно-золоченных изделий изъяли 2 пуда, 13 фунтов и 63 золотника. В 1925 году к приходу приписано было около 2000 человек. В 1926-1929 гг. духовником или священником, «по совместительству» мог быть священномученик Павел Ансимов, служивший с 1926 по 1929 гг. в храме Введения Пресвятой Богородицы во храм на Введенской площади и с 1929 по 1931 гг. в храме святителя Николая в Покровском. В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, часовня и высокая каменная ограда с воротами разрушены. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Есть сведения, что в храме располагались мастерские скульптора и одно время здание храма использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А.Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.
В 1992 году храм возвращен Церкви, но реально войти в храм и начать богослужебную деятельность удалось лишь в 2003 году. 3 июля 2009 года при храме Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
http://www.bogoyavlenskoe.ru/about/hrami/pokrova_v_rubtsove/
Памятник архитектуры 1619–1623 гг. Боковые приделы — св. благоверного царевича Димитрия и преп. Сергия Радонежского. Приход находится в стадии формирования. Храм восстанавливается, нуждается в ремонте и реставрации. Старообрядные богослужения совершаются с 2007 года, с 2009 года регулярно перед воскресным днем и большими праздниками совершается всенощное бдение, Божественная Литургия на сам праздник. Пение наонное, как правило, пока на один клирос. Алтарь расписан, иконостас основного придела временный, в боковых приделах престолы отсутствуют.
http://ruvera.ru/commune/
В 20-30-е годы ХVII века общий характер архитектуры ещё мало отличался от зодчества конца ХVI столетия. Повторялись те же типы сооружений, да и стилистическая их характеристика изменилась мало. И всё же в этих постройках можно проследить появление новых тенденций. Так, в небольшой церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1619-1626) членение фасадов лопатками придаёт постройке характер обычного четырёхстолпного здания, тогда как в действительности это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Снаружи церковь завершается тремя ярусами кокошников, а венчает эту пирамидальную композицию небольшая главка на световом барабане. Здание стоит на подклете и окружено с трёх сторон двухъярусной галереей, а к восточной её части симметрично пристроены два боковых придела. Внешняя обработка здесь почти не зависит от конструкции — явление очень существенное для дальнейшего развития русского зодчества ХVII века.
Из книги: «История Русского искусства». Том 1. — Москва: «Изобразительное искусство», 1991
Московская церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове — обетный храм-памятник, возведенный первым из Романовых, царем Михаилом Федоровичем. Находится она в довольно укромном месте: нужно долго идти по нечетной стороне Бакунинской улицы, пока в самом ее конце, перед Электрозаводским мостом, взору не предстанет облупившаяся, в аварийном состоянии, каменная ограда. За ее воротами в глубине участка и расположена приземистая белокаменная церковь. «Российские древности» специально отправились на съемки в декабре, когда облетели кроны деревьев, значительно скрывавшие церковь.
Местность в Москве, ограниченная улицами Бакунинской, Малой Почтовой, Большой Почтовой, Гастелло, связана с историей одной из царских вотчин.
В переписных книгах село Рубцово (Рыбцово), располагавшееся на правом берегу Яузы, впервые упоминается в 1573 году в связи с именем Протасия Васильевича Захарьина-Юрьева — стольника, входившего в круг инициаторов опричнины, троюродного племянника первой жены Ивана Грозного царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.
В октябре 1575 года Протасий Васильевич по велению царя был казнен. Исследователи выдвигают несколько версий, по которым он впал в немилость. Не будем углубляться в подробности, скажем только, что вскоре Грозный пожаловал село Рубцово Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву — двоюродному дяде Протасия Васильевича (то есть родному брату царицы Анастасии Романовны). И подобно тому, как Никите Романовичу было суждено стать дедом первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича, так и вотчине его, Рубцову, предстояло превратиться в наследную загородную царскую резиденцию.
Михаил Федорович был избран на царство в 1613 году, а в 1618 году войска Речи Посполитой предприняли попытку снова захватить Москву. Однако 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, после ожесточенного боя у Арбатских ворот враги были вынуждены отступить. В память об этом Михаил Федорович повелел возвести в Рубцове обетную деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По этому храму село стало называться «Покровским, Рубцово тож». (Современная Бакунинская улица когда-то и называлась Покровской, так как была частью государевой дороги в дворцовое село. А от села Рубцова в современной топонимии Москвы остались Рубцовская набережная и Рубцов переулок).
Дата начала строительства в Покровском-Рубцове каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы точно не определена. Из книг патриаршего Казенного приказа и из Дворцовых разрядов известно, что праздничное освящение новой церкви, на котором присутствовал царь Михаил Федорович вместе с семьей и всем своим двором, состоялось 29 октября 1626 года. «Того же года октября в 29 день Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович Всея Руси ходил в свое государево село в Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова». С того же времени рядом с основным объемом церкви существуют и приделы Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского.
Вот что пишет историк, искусствовед, специалист по русской архитектуре первой трети XVII века Ю.В. Тарабрина о Рубцове и о храме: «…С Рубцовым связывалось воспоминание о причине возвышения рода Романовых, так как это село было пожаловано Иваном Грозным… деду Михаила Федоровича. Как известно, решение Собора Всея Земли во многом определило именно родство Романовых с царями Иоанном Васильевичем и Федором Иоанновичем, создавшее иллюзию династической преемственности. Таким образом, церковь Покрова имела значение не только как памятник победы, положившей конец Смутному времени, но и как памятник утверждения Романовых на троне, косвенно указывающий на причину их воцарения — родство с последними московскими Рюриковичами. Обустраивая ближайшее к Москве свое наследное владение, новая династия вводит его в круг царских загородных резиденций, представляя, таким образом, свой род в качестве царского». («Церковь Покрова в Рубцове. Реминисценция годуновской архитектуры в раннем зодчестве времени царя Михаила Федоровича», 1999 год). Впоследствии церковь «была обращена в собор», содержавшийся на царскую ругу. В 1657 году здесь совершал богослужения патриарх Никон.
Исследователи полагают, что прототипами бесстолпного кубического храма с крещатым сводом, трехапсидным алтарем, шлемовидной главой и пирамидальной горкой кокошников были постройки так называемого годуновского периода в храмовом зодчестве (1598–1605). Чаще всего главным прототипом называют старый собор Донского монастыря, реже — церковь Троицы в Вяземах и еще реже — церковь Троицы в Хорошеве и Николы Явленного у Арбатских ворот (не сохранилась). «На фоне известных нам обстоятельств Смуты идея повторения годуновского храма в вотчине Романовых, на первый взгляд, может вызвать удивление. Если судить по ряду публицистических сочинений, после смутного времени степень дискредитации личности и действий царя Бориса должна была быть очень высокой: многими авторами он представляется как «святоубийца», узурпатор престола, гонитель Шуйских и Романовых.
Использование годуновского храма как образца можно объяснить общей атмосферой примирения и прощения, свойственной начальному этапу правления Михаила Федоровича. Ориентируясь в важной усадебной постройке на церковь годуновской вотчины, Романовы следовали по пути, уже намеченному при их венчании на царство: заимствовали форму, вкладывая в нее свое содержание. Дополнительным стимулом обратиться к примеру хорошевского храма могло быть и то, что село Хорошево числилось среди вотчин инокини Марфы Ивановны матери Михаила Федоровича» (Ю.В. Тарабрина). Тарабрина предполагает, что обетный храм Михаила Федоровича был построен по образцу годуновской церкви Троицы в Хорошеве мастерами артели, работавшей в том же стиле, что и артель, строившая храмы в Ярославле начала 1630-х годов, например, храм Николы Надеина.
В 1677 году храм был расширен, окна апсид оформлены наличниками. В 1761 году храм становится обычным приходским, но из казны на его содержание все еще выделяются средства, хотя и недостаточные. В 1787 году после осмотра храма Дворцовой экспедицией была разобрана обветшавшая звонница «о трех столбах». Вместе с пристройкой с запада новой колокольни видоизменили старинную, окружавшую храм с трех сторон, двухъярусную галерею с арками в нижнем ярусе: из открытых нижних папертей сделали закрытые трапезные для приделов. В 1822 году закрыли и верхние паперти, а пролеты нижних арок заложили.
В 1852 году историк, археолог и искусствовед И.М. Снегирев, описывая храм, обращает внимание на три древних колокола из пяти имеющихся на колокольне. На одном надпись: «Божиею милостию повелением Великаго Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русcии и благословением отца ево Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русcии и по обещанию великие Государыне иноки Марфы Ивановны слит колокол Покрову Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1637 году Сентября в 14 день»; на втором: «Me fecit Amstærodami, anno 1641 Assuerus Koster» («Меня сделал в Амстердаме 1641 года Асвер Костер»; на третьем: «Божиею милостию повелением великого Государя Царя и великого Князя Михаила Феодоровича всея Руссии и по благословению Великого Государя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руссии и по обещанию Великие Государыни иноки Марфы Ивановны слит колокол к храму Покрова Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1627 Сентября в 14 день мастер Филип Григорьев».
В 1872 году Покровская ружная церковь вместе с прилегающим к ней погостом вошла в состав Московской Владычне-Покровской Общины сестер милосердия у Покровского моста (на месте этого моста в 1954 году был выстроен современный Электрозаводский). При учреждении община получила землю бывшей дворцовой усадьбы размером в 24,105 квадратных сажен. В 1879 году по проекту архитектора П.П. Скоморошенко была выстроена каменная, с часовней, ограда храма.
В 1934 году храм закрыли и передали под электромонтажные мастерские Метростроя. Красивую ограду Скоморошенко сломали и заменили впоследствии металлической решеткой на каменных столбах — ее мы видим и по сей день.
Когда в 1961 году архитектор А.В. Ох приступил к реставрации храма, здание представляло собой печальное зрелище: обрушилась часть свода, в кирпичной кладке стен образовались крупные трещины, стены покосились. Большая часть исторических оконных и дверных проемов была заложена или растесана, в стенах — пробиты новые проемы; в число утрат вошли также белокаменные полы, архитектурные детали на фасадах и в интерьерах.
В процессе реставрации удалось восстановить большую часть первоначальных проемов, а под позднейшей кирпичной кладкой были обнаружены и раскрыты детали перспективных порталов, украшавших северный, южный и западный входы. В настоящее время богослужения в храме проводятся по старообрядному чину. При храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
Автор: Александра Шапиро, «Российские древности: храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове», http://news.myseldon.com/ru/news/index/243108145