Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.
На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году. Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая «в Блинниках» (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке «Блинники» каким-то образом трансформировались в «Кленники». Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.
Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты «нарышкинского стиля». После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.
Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика — глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.
С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.
Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).
Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом № 5).
Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г. храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет. С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете – маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко. Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII – начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление.
В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859–1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами. Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение. Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913–1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г. в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892–1942), погибший в лагере.
В 1928–1930 гг. в храме проводились реставрационные работы. Архитектор-реставратор Д.М. Сухов провел большую работу по вскрытию остатков стесанных наличников на фасадах. Они были восстановлены, но сразу после закрытия храма в 1930 г. снова стесаны. В 1970-е гг. проводилась повторная реставрация фасадов. Реставраторы, пользуясь материалами Д.М. Сухова, повторили его работу и опять восстановили все наличники. Храм тогда не имел главы, снятой в 1930-е гг. В советское время здание использовалось для нужд ЦК ВЛКСМ.
В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и 17 декабря его освятили. Сюда сразу же пришли его бывшие прихожане и их потомки. Они принесли многие иконы, которые были взяты из храма на сохранение. Храм отреставрировали полностью, пользуясь материалами Д.П. Сухова, к 1997 г.
В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы праведный старец Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. 29 сентября 2001 г. крестным ходом мощи старца Алексия были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках. В подклете освятили придел во имя праведного Алексия Московского, где находятся его мощи. Рядом освящен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших. Сохраняется мемориальная келья, в которой жил Алексий Мечев.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/
Название подмосковного села Кленники в городской топонимике сохранилось сегодня лишь в традиционном именовании церкви. Впрочем, есть основания предполагать, что Кленники — позднейшее название местности, именуемая в документах ХVII века «Блинниками». По предположению некоторых историков, это может быть связано с тем, что здесь торговали блинами, ведь место на Покровке недалеко от ворот Китайгородской стены уже тогда была весьма оживлённым. Как бы то ни было, в последующие века установилось название Кленники; первый же храм построили здесь значительно раньше. Датой основания церкви можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар. В то время лишь Кремль защищала крепостная стена, нынешний Китай-город был посадом, окружённым лишь рвом, а ещё дальше располагались вовсе неукреплённые окраинные слободы. Однако, несмотря на удалённость описываемого района московского посада от центра Москвы, пожар полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьёз опасался, что огонь может перекинуться и на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силён, храм — его повеление, разумеется, тут же исполнили. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца — она считается прямым предком нынешнего Никольского храма. К деревянному храму, спешно выстроенному по приказу Ивана III, позже добавили два каменных придела, освящённых во имя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднён; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму. К середине ХVII века, когда возник нынешний храм, эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки. История церкви за эти два столетия и точная дата пожара Симеоновской церкви не известны; нам лишь известно, благодаря метрическим книгам, что каменный храм построили в 1657 году. Основное её содержание, по крайней мере до ХХ века, составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня нам сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В нынешнем его облике слишком много черт нарышкинского барокко, сообщённых церкви уже в следующем веке, — в 1657 году храм, скорее всего, был беднее украшениями и смотрелся более «древнерусским» по своему внешнему виду.
Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз: пожары наносили ему раны в 1676, 1689, 1701, 1737 и 1748 годах. Чаще всего загорались окрестные деревянные дома, а уж потом огонь перекидывался на церковь, находившуюся в достаточно плотной городской застройке. После пожара 1701 года было предпринято серьёзное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьёзно перестроили — вероятно, увеличив в объёме. Храм стал двусветным, приобрёл притвор. Имеются сведения о выдаче церкви нового антиминса, что косвенно свидетельствует о серьёзном ущербе от пожара. Именно в это время оформлению храма сообщили черты нарышкинского барокко, получившего необыкновенно широкое распространение в эпоху молодости Петра I. Буквально за пару лет до этого мастер Пётр Потапов выстроил поблизости знаменитую Успенскую церковь, которая специалистами единогласно признаётся одним из шедевров московской архитектуры — и одной из главных потерь грандиозной перепланирови города в 1930-е годы. Помимо значительного увеличения основного объёма, к храму был пристроен новый придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский придел имелся здесь и раньше, ещё до строительства каменного здания. В одном из текстов 1620-х годов церковь даже именуется Казанской. Судя по всему, старый придел пострадал очень сильно, поэтому его решили не ремонтировать, а возвести заново. На этом не остановились и через некоторое время Казанский придел надстроили, добавив ему второй этаж. Следующее серьёзнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром, почти полностью погубившим интерьер храма. Произведённый капитальный ремонт, впрочем, одним интерьером не ограничился — изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни — в несколько сдержанном классическом стиле, характерном для тогдашней эпохи. В те времена при реконструциях не озабочивались гармонией стиля, и новые части храмов возводили в господствующей в данное время стилистике, не обращая внимания на оригинальный стиль первоначальной постройки; отсюда проистекает бросающийся в глаза эклектизм многих старых московских храмов. Нечто похожее произошло и с Никольской церковью — после появления колокольни условно древнерусские черты в ней причудливо «сочетались» с «новоевропейскими» формами. Храм с колокольней соединили небольшой одноэтажной трапезной, а севера появился ещё один придел. Иногда церковь называли Казанской по посвящению придела.
Постепенно «Блинники» вышли из обихода, уступив место «Кленникам» — в ХVIII столетии храм становится известен исключительно как «Никольский в Кленниках». В ХIХ веке храм продолжал периодически поновляться и перестраиваться, хотя серьёзных пожаров уже не переживал. Сохранились свидетельства о крупных ремонтных работах в 1868 и 1894 годах. Последний из этих ремонтов проводился при настоятеле, которому суждено было стать самым известным героем истории Никольского храма и, наоборот, сделать известным и примечательным сам храм, до этого несколько терявшийся среди десятков других церквей Москвы. Речь идёт о святом праведном Алексии Мечёве, являвшемся настоятелем Никольского храма с 1893 года до самой своей смерти в 1923 году. До революции Никольский храм относился к Сретенскому сороку, представлявшему собой весьма крупное образование. В непосредственной близости от Никольской церкви, поражающий своими размерами дом, в 1914 году строит известный книгоиздатель и коммерсант Иван Сытин. В благодарность за то, что отец Алексий разрешил, чтобы окна новостройки выходили на церковный двор, Иван Дмитриевич возвёл рядом с церковью новый двухэтажный дом причта, куда и переселилась семья настоятеля. На долю родного сына Алексея Мечёва — Сергея, пришлись тяжелейшие испытания. После его ареста в 1929 году, буквально через два года осиротевший Никольский храм основательно закрыли. Храм избежал сноса, хотя без глумлений и издевательств дело не обошлось — в частности, церковь, церковь обезглавили. В здании располагался сначала склад, затем различные учреждения. Любопытно, что одно время часть храма использовалось под жильё — второй этаж до 1960 года являлся коммунальной квартирой, куда селили слепых. Ни о каком комфорте здесь, правда, речи не не шло. Жильцы обитали в страшной тесноте. Известно, что только на месте нынешней площадки лестницы на втором этаже была жилая комната на две семьи, эту комнату занимали шесть человек. В квартиру они попадали по чёрной лестнице со двора. Здесь жила и семья Мечёвых после ареста главы семейства отца Сергия и закрытия храма.
С началом массового строительства типового жилья на окраинах Москвы, в конце 1950-х годов, коммунальную квартиру расселили, в церковном здании с тех пор пребывали только государственные учреждения. В 1990 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кленниках вернули верующим. В новейшее время Никольский храм преобразился — он обзавелся новыми росписями, богатой утварью и чтимыми образами. При этом главными его святынями, к которым устремляется поток богомольцев являются местночтимая Феодоровская икона Божией Матери и мощи святого праведного Алексия (Мечёва). Храмы, «зажатые» между стенами соседних домов, встречаются у нас исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала ХХ века, можно назвать необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделён, не имеет ограды — тоже нечастое явление. Однако храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придаёт ей, улице, особую «московскую» изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциацией, от личности Петра до Новодевичьего монастыря. При ином расположении храма пропорции могла бы нарушить излишне вытянутая трапезная часть, но,благодаря той роли, которую она играет в формировании «облика» Маросейки, и чёткому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно. Основной четверик храма имеет в своём основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: её более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошёл классицизм. На крыше трапезной виден дымоход. Храм был зимним, то есть службы в нём велись круглый год, и зимой помещения отапливались. Сейчас дымоход увенчан изящным козырьком, защищающим трубу от осадков.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №128, 2015 г.