Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.
По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника). На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.
Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Сохранилась живопись 1770-1780 гг. Первоначальный иконостас не сохранился, после сноса в 1968 г. храма Преображения у Преображенской заставы сюда был перенесен его иконостас. Престолы: Собора Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.
В период с 1923 по 1947 гг. храм был закрыт. В 1947 г. здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.
До начала 18 века на месте нынешней Меншиковой башни (она находится на Чистых прудах, в Телеграфном переулке) стояла небольшая трёхшатровая церковь Архангела Гавриила, что на Чистых прудах («у Мясницких ворот»), построенная в 17 веке. В 1704 году прихожанином церкви был святлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вернувшись из одного похода, он привёз купленную им в Полоцке древнюю икону Богоматери, по преданию — написанную евангелистом Лукой, и пожелал для неё выстроить на месте старой церкви новый храм. Постройка его началась в 1704 году и закончилась спустя три года. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 м) превышающая колокольню Ивана Великого. Это было лёгкое, кружевное, воздушное сооружение, подобного которому Москва ещё не видела.
Существует легенда, что своенравный Меншиков, которого москвичи не любили за «худородство» и постоянно поминали ему пресловутые пироги, которыми он якобы торговал в молодости, хотел уязвить москвичей — возвести сооружение выше Ивана Великого, московской красы и гордости. Но Время судило иначе — во-первых, как мы увидим, гордыня Меншикова была посрамлена, а во-вторых, москвичам новая церковь очень понравилась. Всего лишь за три года до того была закончена постройка Сухаревой башни. «Сухарева башня — невеста Ивана Великого, а Меншикова — её сестра», — говорили в народе. Жители столицы гордились тремя московскими великанами.
Строил церковь зодчий Иван Петрович Зарудный, известный мастер петровского времени. В 1690 году И. Зарудного прислал в Москву гетман Иван Степанович Мазепа по делам церковного строительства на Украине, и зодчий остался в Москве. В 1701 году был определён на службу именным указом царя, работал в Москве и Петербурге, являясь как бы личным зодчим Петра I.
Церковь Архангела Гавриила — одно из самых своеобразных произведений русского зодчества начала 18 века. Как считают, все её архитектурные мотивы навеяны красотой русского резного иконостаса. «Что такое её архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь всё — от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора», писал Игорь Эммануилович Грабарь.
Меншикова башня, на первый взгляд имеющая мало общего с предшествующим русским зодчеством, на самом деле плоть от плоти его. По существу, это традиционный башенный храм «иже под колоколы». Он, правда, в большей степени наделён чертами нового зодчества. Это прежде всего относится к его светскому, гражданскому облику. В этом выдающемся произведении, одном из самых замечательных памятников Москвы, западные влияния органически сплетены с чертами русского зодчества, старинные национальные традиции оживают в новых идеях. Меншикова башня оказала заметное влияние на зодчество Петропавловского собора в Петербурге.
Первоначально башня была в четыре яруса и имела высоту 84,2 м. До пожара 1723 года башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Такой она изображена на гравюре Ивана Фёдоровича Зубова 1711 года, изображающей триумфальный въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с генералами, войском и многочисленными пленными шведами.
Три верхних яруса были сквозными, и на них висели 50 колоколов. Тем самым церковь повторяла древний русский тип храма-колокольни. Для облегчения конструкции верхний ярус был сделан деревянным. На верхнем ярусе храма в 1708 году были поставлены часы с курантами. Куранты отбивали час, полтора и четверть часа, а в полдень все пятьдесят башенных колоколов в течение получаса звонили-переливались, теша слух горожан.
Башню украшало невиданное дотоле обилие каменной скульптуры. Гирлянды из цветов и фруктов, вазы, карнизы, — всё это не только украшает башню, но и придаёт ей лёгкость привесьма немалых размерах. Над украшением церкви работали костромские и ярославские мастера, издавна прославившиеся как искуссные резчики по камню.
После отъезда Меншикова из Москвы церковь оставалась долгое время неотделанной. В 1712 году в здании размещалась навигацкая школа. В 1723 году от удара молнии сгорел верхний деревянный ярус с часами. Рухнувшие колокола проломили своды церкви. В таком виде здание простояло более пятидесяти лет. Все уже забыли, что это была церковь, и звали полуразрушенное сооружение просто Меншиковой башней. Только в 1773-1787 годах церковь Архангела Гавриила была восстановлена. Но восстанавливать её сгоревший верхний ярус не стали, а вместо него увенчали храм своеобразной главкой в форме золотой еловой шишки. Но высота храма при этом значительно уменьшилась.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.
Знаменитая московская церковь во имя Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в небольшом и уютном Архангельском переулке, которому она и дала имя. В историю столицы эта церковь вошла как Меншикова башня, которую в народе называли также «сестрой Ивана Великого». Первую деревянную церковь возвели здесь ещё в ХVI столетии. В то время она была приходским храмом в слободе московских мясников, которые поселились тут в ХVI веке и дали название местности и её главной улице — Мясницкой. Отходы их деятельности сливали в местный водоём — запруду от реки Рачки, прозванную Поганым прудом. В 1620 году этот храм все знали по названию «Гавриила Великого, что на Поганом пруде» — тогда он стал центром Патриаршей Гаврииловской слободы. И тогда же, в первой половине ХVII столетия, вместо деревянного выстроили каменный трёшатровый храм старинной московской архитектуры. Но он простоял недолго — на его месте и возвели позже знаменитую Меншикову башню.
В начале правления Петра I Мясницкая улица стала парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней селились приближённые правителя и знать, в том числе — архиепископ Феофан Прокопович и князь Меншиков. Князь приобрёл себе владение в Мясниках и занялся благоустройством прилегающей территории. Идея жить по соседству с Поганой лужей ему не понравилась, и он повелел её вычистить. С тех пор мясницкий водоём стали называть Чистыми прудами. Меншиков стал прихожанином старинного Гаврииловского храма. И тогда же решил перестроить его как домовую церковь при своём московском дворце. Новый храм был ему также нужен, чтобы устроить в нём придел для чудотворной иконы. Александр Данилович, ещё находясь в Полоцке, приобрёл почитаемый образ Божией Матери. Вернувшись в Москву, он приказал обновить старую мясницкую церковь и устроить в ней Введенский придел, куда и поместил «Полоцкую» икону Богородицы. Затем Введенский придел соорудили и в самой башне, где он существовал до ХIХ века.
Историки затрудняются назвать имя архитектора знаменитой башни в стиле раннего петровского барокко. Официально считается, что это — известный московский зодчий Иван Петрович Зарудный, родом с Украины, хотя есть версии и про Доменико Трезини, построивший в Петербурге собор Петропавловской крепости. Первоначально купол башни венчал огромный шпиль-игла, как и Петропавловский собор в северной столице, а на самом его верху тоже блестела позолоченная фигура ангела с крестом.
История и судьба башни полны спорных вопросов. К примеру, есть версия, что автором проекта новой церкви был сам император, собственноручно исполнивший её чертёж. К слову, императору приписывали и авторство церкви апостолов Петра и Павла на Новой Басманной. Так как высота башни изначально на 3,2 метра превышала высоту колокольни «Иван Великий», то другая легенда гласит, будто князь Меншиков из-за гордыни захотел превзойти царя и выстроил у себя на дворе домовую церковь выше главной кремлёвской колокольни (84,2 м). К тому же на башне церкви Меншиков поместил куранты с боем. Часы играли каждый час и били четверти, а их 50 колоколов в полдень звонили полчаса. В народе все эти новшества сочли за проявление княжеской гордыни и ожидали вразумления Божия. Александру Даниловичу не суждено было помолиться в новой церкви — император приказал ему переехать в новую столицу — Санкт-Петербург, где он был назначен губернатором. Московская церковь осталась недостроенной, часы сломались, а огромный верх угрожал падением.
Беда пришла в 1723 году. 13 июня священник церкви Архангела Гавриила, выйдя на паперть после вечерни, упал замертво. Когда его тело понесли на отпевание, над храмом нависла большая туча, прогремел гром, и с его ударом молния зажгла купол. Пожар продолжался два часа — огонь не могли залить из-за большой высоты колокольни. Её верх целиком сгорел, и на землю обрушились полсотни колоколов, которые придавили людей, спасавших богослужебную утварь. Лишь в 1773-1787-х годах Архангельскую церковь восстановили после пожара, после чего она стала использоваться в качестве церковного помещения для масонских собраний. В восстановлении храма активную деятельность произвёл некий масон Г. К. Измаилов. Тогда и появился её винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь украсили символами и эмблемами с латинскими надписями, которые в 1852 году повелел уничтожить святитель Филарет (Дроздов).
В первой четверти ХIХ века Меншикову башню причислили к почтовому ведомству и именовали церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний храм. Директор московского Почтамта Фёдор Ключарев построил рядом с ней зимнюю тёплую церковь во имя святого Феодора Стратилата, освящённую по его именинам. Обе церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для вида разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись.
Храм Архангела Гавриила, как и соседний Стратилатовский, закрыли в 1923 году. Но уже после войны, в 1947 году в нём разместили Антиохийское Патриаршее подворье, и храм стал действующим. Ныне существующий в храме иконостас перенесли в него в 60-х годах минувшего столетия из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. А старый иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь Махачкалы.
Из газеты «Церковная жизнь». Издание Покровской епархии. Выпуск №7 (244). /Татьяна Уютова/Церковь Архангела Гавриила