Проект монументального памятника, посвященного III Интернационалу. Такое название получила башня Татлина в первоначальном варианте. Татлин планировал начать строительство в Ленинграде и приурочить возведение своего детища к победе Октябрьской революции 1917 года. Сооружение должно было символизировать воссоединение человечества, разделенного после разрушения Вавилонской башни. В 1924 году проект получил золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
Проект башни состоял из трех геометрических структур, вращающихся вокруг своей оси. В основании здания находился куб (законодательная власть). В нем планировалось проводить заседания, съезды и конференции. В центральной части — пирамида (исполнительная власть). А на самой вершине в цилиндре и полусфере отводилось место для «информационной власти». Радиомачты и антенны тоже были частью памятника — как и лучи прожекторов, вырисовывающих текст на облаках. Несущую мачту собирались направить к Полярной звезде.
Другие детали строения тоже были пронизаны символикой. Наклон башни — такой же, как и у оси Земли. Вращающиеся конструкции соотнесены с оборотом нашей планеты. Высота башни — 400 метров, кратная земному меридиану (1: 100 000). А форма спирали олицетворяла движение освобожденного человечества.
Конструкция башни: двойная спираль и наклонная мачта очень сильно опередили свое время, а вращающиеся детали стали мечтой для архитекторов, подобной фантастике; эта мечта воплотилась в жизнь лишь через 80 лет — в проекте дома Suite Vollard в Куритибе (Бразилия).
Но в конце 1920-х отношение руководства страны к конструктивизму очень сильно изменилось, а здание так и не построили. Символ революции остался не у дел. Башня Татлина превратилась в утопию и вошла в историю не как символ коммунизма, а как символ конструктивизма и источник вдохновения для множества архитекторов XX века и современности.