Барвиха, посёлок. Церковь Рождества Христова.

Рядом с великолепным замком баронессы Мейендорф сохранилась Рождественская церковь стиля барокко (1759-1760). Здание обезличенное и перестроенное в годы советской власти, внешним видом нисколько не походило на культовой сооружение, а иначе и быть не могло? Ведь через забор от него находился элитный санаторий «Барвиха», где с послереволюционных времён отдыхало партийное руководство страны.
Храм восстановлен в начале 2000-х годов и действует. При нём разместилась небольшая женская община.

Здание типа восьмерик на четверике в стиле провинциального барокко, с трапезной и невысокой колокольней.

Храм выстроен на средства А. М. Воейкова. В трапезной, перестроенной в 1870 году, помещались Никольский (с 1870 г.) и Тихвинский (с 1831 г.) приделы. Закрыт в начале 1930-х годов, полностью перестроен, использовалася как баня-прачечная санатория. Вновь открыт в 1996 году, отреставрирован.

Изначально церковь была деревянной, дата построения неизвестна и принадлежала селу Подушкино. Село известно с XV века и, вероятно, получило имя от прозвания богатого Московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. В конце XVI века село Подушкино было вотчиной Симеона Висковатова, представителя рода, к которому принадлежал один из видных деятелей правления Иоанна Грозного думный дьяк и хранитель государственной печати Иоанн Михайлович Висковатый.

В начале XVII века, нуждаясь в деньгах, вдова Симеона Висковатова Авдотья Феодоровна заложила село Московскому гостю Иоанну Гавриловичу Сверчкову, но не смогла его выкупить обратно, 1627 г. — первая точная дата, занесенная в писцовую книгу, в истории с. Подушкино и Храма. В описании числится двор вотчинника, шесть крестьянских дворов, три бобыльских и небольшая деревянная Рождественская церковь. Вскоре Иоанн Сверчков продает село думному дьяку Григорию Васильевичу Львову.

С конца 1620-х годов он служил в Ямском, а затем в Посольском приказах. При приеме иноземных послов в его обязанности входило «объявление» их царю, им же он позднее сообщал «государево жалование». Он входил в число лиц, оставляемых царем в Москве на время его отсутствия. При нем в Подушкино было уже 13 крестьянских домов. После смерти мужа его вдова Фекла Ивановна Львова продает с. Подушкино в 1652 г. Илье Даниловичу Милославскому — пожалуй, наиболее известному из владельцев села. Милославские владели селом до середины XVIII века.

Чтобы закончить с историей с. Подушкино, забегая вперед, скажем, что здесь, на даче у своего брата Анатолия Ильича, с 31 мая по 1 сентября 1883г. жил Петр Ильич Чайковский, где и написал 2-ю сюиту для оркестра, кантату «Москва», а также работал над корректурой оперы «Мазепа». В 1885г баронессой Мейендорф (девичья фамилия Веригина), по соседству со зданием Храма, был выстроен великолепный замок.

Для церкви значимым событием явился переход во владение с. Подушкина (и прилегающего с. Рождественно) Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750г. есть «указ о построении коллежскому асессору А.М. Воейкову Московского уезда, Загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождествено — Подушкина вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте». Точная дата постройки по разным источникам расходится, но можно утверждать, что к 1767г. каменная церковь в виде креста с колокольней уже была. Известно также, что новая церковь долго не освящалась из-за некоторой истории, связанной не только с А.М. Воейковым, но и с его другом Львом Пушкиным, дедом известного поэта А. С. Пушкина, которые наложили жесткое дисциплинарное взыскание в виде порки на француза — гувернанта за его недостаточно нравственное поведение.

Распространившиеся слухи, что его повесили на воротах (что в шутку упоминает и А. С. Пушкин) были ложными, но длительное разбирательство по этому поводу все же было.

В 1830 году «тщанием господина Григория Сергеевича Кушникова», здание расширено и устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери.

Существуют различные выписки о причте разных времен, среди которых можно выделить, Что «священник Алексей Алексеевич Соколов, 40 лет, священник на настоящем месте с 1807г., награжден крестом на Владимировской ленте за 1812г.»

И вот век ХХ. Настает смутное время. Уже в 1920-е годы церковь пытаются закрыть — 2 августа 1925 г. прихожане церкви, действуя явно под давлением, заключают договор с Московским Уездным Советом под страхом уголовной ответственности не допускать в здании церкви «политических собраний враждебного Советской власти направления; раздачи или продажи книг, брошюр, листков, посланий и т.п. против Советской власти; произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти; совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти; преподавания религиозных вероучений лицам, не достигшим совершеннолетия» и др.

Но едва успели просохнуть чернила, как 30 октября того же года, менее чем три месяца Президиум Мосгубисполкома постановляет «ликвидировать церковь в пос. Барвиха». Но тогда это не удалось. Дважды выезжавшему для ликвидации представителю Администрации отдела Московского УИКа «было оказано сопротивление со стороны собравшейся толпы». Интересно, нашлись ли бы сейчас такие смелые люди? 5 мая 1927г. новая попытка «ликвидации». Но церковь удалось закрыть лишь в начале 1930-х годов.

Здание было обезображено до неузнаваемости (см. фото). 0чевидно «перестраивали» товарищи из НКВД, т. к. при реставрации (о чем будет сказано позднее) был обнаружен заложенный в стену, очевидно, «на счастье» патрон от винтовки. В бывшем здании церкви были устроены практичные и логичные, по мнению строителей новой жизни, «институты»: баня, душевая, прачечная, размещены ЖЭК и милиция. Кладбище перед алтарем перерыто и уничтожено. Некоторые старожилы еще помнят могилы своих родственников. Другие рассказывают, что здесь венчались их родственники, и что никогда не ходили в устроенную баню.

В 1995г. инициативная группа начала сбор подписей за восстановление церкви. Подписи, в достаточном количестве , были собраны, но этого оказалось мало. Надо было еще доказать, что именно это здание ранее было зданием церкви, т.к. по внешнему виду невозможно было это определить, а в документах оно значилось как банно-прачечный комбинат. Были специально собраны подписи еще оставшихся в живых свидетелей и, только после этого, удалось зарегистрировать здание как памятник культуры и архитектуры. Из разных архивов, в т.ч. г. Санкт — Петербурга удалось собрать достаточное количество информации, а главное, была найдена фотография церкви, сделанная на кануне вандального разрушения. Без нее реставрация была бы просто не возможна. Проектные работы взял на себя архитектор Яганов А.В. По мере медленного освобождения здания начались реставрационные работы, которые велись (особенно на первом этапе) силами добровольцев.

Приходили местные жители и даже приезжали из г. Москвы по объявлениям в газетах люди совершенно разные по возрасту, по образованию, по материальной обеспеченности. Объединяло одно — желание возродить церковь. При регистрации общины впервые появилось слово Храм — так зарегистрировали в документах. В Храм назначили священника и на престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1996 г. была отслужена первая Божественная литургия. Служили на втором этаже вчерашнего ЖЭКа во временно устроенном алтаре и, конечно же, без колокольного звона — не было ни колоколов, ни самой колокольни. Но сила Божия в немощи совершается. Отстроили сначала колокольню. Нашелся благотворитель, который оплатил колокола. Затем, во вновь отстроенную трапезную (широкую часть Храма, примыкающую к колокольне), перенесли со второго этажа временный алтарь и, только после этого, начался заключительный этап реставрации — восстановление четырехгранника, восьмигранника, купола и апсиды (алтарной части). Теперь здание Храма обрело первоначальный вид. Все это стало возможно благодаря жертвенному труду и добровольной материальной поддержке многих людей, а также некоторых организаций.

Теперь Храм Рождества Христова живет полноценной жизнью. Для многих прихожан посещение богослужений, исповедь, причащение стали неотъемлемой частью быта. Постоянно совершаются крещения, венчания, отпевания. Звон колоколов оглашает округу. Работает воскресная школа, как для детей, так и для взрослых. Организуются поездки по святым и историческим местам.
http://rublevka.lonru.ru/Culture-and-Art/Churches-and-Temples/121/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?