Бартеневщина. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская с. Бартеневщина зданием каменная, с такою же колокольнею; построена в 1800 г. на средства прихожан. В нижнем этаже колокольни в 1849 г. на средства помещ. Марии Васильевны Бартеневой, с помощью прихожан устроена церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа. Основной объём храма представляет собой двусветный одноглавый четверик. С запада к церкви примыкает четырёхстолпная трапезная с притвором. Приделы Покрова Богородицы и Николая Чудотворца. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время пустует.

В настоящее время комплекс состоит из церкви, выстроенной в характерных для региона запоздалых формах раннего классицизма, и отдельно стоящей колокольни в стиле позднего классицизма. Село названо по имени первого владельца П.И. Бартенева, получившего его в вотчину в 1625 г. Воскресенская церковь с Покровским и Никольским приделами сооружена вместо деревянного храма 18 в. в 1800 г. на средства прихожан, колокольня — в 1-й трети 19 в. Автором проекта, по утверждению Д.Ф. Белорукова, был владелец села архитектор Н.Г. Бартенев. В 1849 г. на средства помещицы М.В. Бартеневой в первом ярусе колокольни была устроена Спасская церковь, при этом с запада пристроили паперть. В 1856 г. возведена вторая (Покровская) церковь из кирпича, которая не дошла до нашего времени. Очевидно, тогда же территория церковного погоста была обнесена кирпичной оградой (не сохранилась). Комплекс расположен на северной окраине села, на кладбище. Колокольня стоит метрах в 20 к северу от церкви. Оба сооружения кирпичные, оштукатуренные по фасадам.
Церковь Воскресения. 1800 г. Воскресенская церковь имеет продольно-осевую трехчастную композицию. Храм представляет собой двусветный четверик, покрытый вспученной четырехдольной кровлей со срезанными углами. Над ней возвышается четырехгранный световой барабан, также со срезанными углами, увенчанный луковичной главой. С востока примыкает прямоугольная в плане апсида с небольшим полукруглым выступом. Сильно вытянутая по продольной оси трапезная шире храма и имеет срезанные восточные углы. С запада к ней примыкает прямоугольный в плане притвор. Фасады храма в три оси проемов выделены в средней части ризалитом, обработанным ленточным рустом. Над прямоугольным входным проемом в центре — полукруглая ниша. Окна обоих этажей с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками. Углы фасадов закреплены сдвоенными лопатками. Профилированный венчающий карниз дополнен сухариками. Продольные фасады трапезной в пять окон акцентированы двумя рустованными ризалитами, над которыми раскрепован многообломный венчающий карниз. Западный торец трапезной завершен треугольным фронтоном с тройным арочным окном.
Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверстием светового барабана. В апсиде — полулотковый свод с распалубкой над восточной частью. Четырехстолпная трапезная разделена подпружными арками на три нефа с тремя пространственными ячейками в каждом. Центральный неф перекрыт крестовыми сводами, средние ячейки боковых нефов — коробовыми с распалубками. Под юго-западной угловой частью трапезной устроена усыпальница (?) — прямоугольное помещение с коробовым сводом.В четверике храма сохранилась настенная масляная живопись, возможно, середины 19 в. На основной поверхности свода изображены лучи, расходящиеся от отверстия барабана, и парящие в небе херувимы. В нижних частях свода помещены евангелисты, восседающие на облаках. На южной и северной стенах между окнами второго света расположены фигуры четырех митрополитов (среди них Иона, Петр и Алексей). Ниже, над входами — композиции в барочных обрамлениях: «Несение креста» и «Поцелуй Иуды». На западной стене помещена большая композиция («Воскресение Христово»?). В интерьере храма сохранились также профилированные штукатурные наличники окон и тянутый карниз в основании свода.
Колокольня — трехъярусное сооружение с ярко выраженным ступенчатым силуэтом. Широкий крещатый в плане нижний ярус имеет пониженные западный и восточный выступы. С запада примыкает более узкая и низкая прямоугольная в плане паперть. Второй ярус — четверик стройных пропорций со скругленными и раскрепованными углами. Третий ярус — ротонда с купольной кровлей — завершен глухим цилиндрическим барабаном. В оформлении первого яруса ведущая роль принадлежит ордеру. Пары тосканских колонн поставлены на флангах западного и восточного фасадов (в том числе на углах объема), а также фланкируют вход в паперть на западном фасаде. Полукруглый металлический зонт над входом опирается на ажурные кронштейны. Простенки между колоннами рустованы. Южный и северный фасады расчленены трехчастными проемами с полуциркульным завершением. Второй ярус прорезан крупными арочными проемами звона, акцентированными клинчатыми замками. Верхний ярус расчленен арками, опирающимися на полуколонны, между которыми расположены прямоугольные проемы.Основное помещение первого яруса перекрыто сомкнутым сводом, боковые компартименты — коробовыми. Деревянная лестница на второй ярус находилась в небольшом помещении, выделенном в юго-западном углу (вход снаружи). На первом ярусе частично сохранилась отделка интерьера. Арки между основным помещением и боковыми компартиментами украшены живописными кессонами с розетками в технике «гризайль». Сомкнутый свод обработан тягами под филенки.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 78; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. С. 163; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 98; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 82-83; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 245-247. Архивные источники: ИИМК РАН. Фотоархив. О. 448.
http://svodokn.ru/object/101510031?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?