«АРИСТОКРАТ ОТ ФОТОГРАФИИ»
Барон Георгий (Жорж) Федорович (Бартольдович) Гойнинген-Гюне (George Hoyningen-Huene) родился 4 сентября 1900 года в Санкт-Петербурге в семье офицера Кавалергардского полка барона Федора (Бартольда) Федоровича Гойнинген-Гюне (1859-1942) и дочери полномочного посла США при дворе императора Александра III Эмилии Анны Лотроп (1859-1927). Кроме него в семье было 2 старшие сестры Анна (Хала) и Елизавета (Бетти).
Прибалтийский дворянский род Гойнинген-Гюне впервые упоминается как Прусский (Вестфалия) со времен Крестовых походов. Ориентировочно, во 2-ой половине XV века представители рода переезжают в Курляндию. В 1620 году их причисляют к курляндскому дворянству и даруют баронский титул. Император Александр II своим указом причисляет их к дворянам Российской Империи, а в 1866 году-к баронам Российской Империи.
Георгий Гойнинген-Гюне до революции учится в Александровском лицее, его сестры заканчивают Институт благородных девиц и получают фрейлинские шифры. Благодаря частым поездкам заграницу в момент переворота Елена и Елизавета, вышедшая замуж в 1916 году за барона Н.А.Врангеля (брак продлится 1 год), к счастью оказываются за пределами России. Георгий с матерью в 1917 году были в Крыму. Надеясь, что скоро все уладится баронесса отдает сына учиться в Ялтинскую гимназию. Но по мере ухудшения ситуации в Крыму, она принимает решение вернуться с сыном в Петроград. Там, обратившись через знакомых к Керенскому, семья получает разрешение на выезд.
Они обосновываются в Англии. Георгия родители отдают в школу для мальчиков в графстве Суррей. Но движимый патриотизмом он определяется добровольцем в Британский экпедиционный корпус, где служит переводчиком. Корпус базируется на юге России, то в Екатеринодаре, то в Таганроге. Где-то там Георгий заболевает тифом, чудом выживает и теперь уже навсегда покидает Россию.
Обосновывается он во Франции, где к тому времени уже жила его сестра Елизавета, вторично вышедшая замуж за британского офицера Чарльза Нормана Баззарда и работавшая швеей. Георгий так же берется за любую работу, которая может принести хотя бы какой-нибудь заработок: переводчика, инспектора шпал для американской компании, актера массовки. К 1922 году сестре удается накопить достаточно денег, чтобы открыть свое собственное ателье, а впоследствии дом-моды «YTEB»,который просуществует до 1933 года и, первое время, будет пользоваться успехом. Там впервые Георгий начинает рисовать платья для каталогов и модных журналов. Сестра, заметив талант брата, оплачивает его обучение в художественных студиях Парижа и стажировку у знаменитого тогда художника-гравера Анри Пота.
Мать Георгия, пользуясь личным знакомством с тогдашним главным редактором французкого Vogue, показывает ей работы сына. Та сразу берет его на работу фотографом.
Два старейших модных журнала Harper`s Bazaar и Vogue начали публиковать фотографии моделей еще в 1867 и в 1892 годах соответственно, но то что сделал Георгий Гойнинген-Гюне было подлинной революцией в фэшн-фотографии, сделав его первым фэшн-фотографом.
В 1929 году он первым применит резкий фокус, что фактически изменит облик модных журналов и модной фотографии. Его работы полностью разрушат существовавший ранее принцип пиктореализма. (Пиктореализм-течение в фотографическом искусстве к.19-н.20 вв., подчеркивавшие в фотографии, те черты, которые сближали ее с живописью и графикой.) Он сознательно формирует фотографию как некое автономное мифологическое пространство, мира роскоши и рафинированной среды. Его гламурные дамы 1930-х задрапированы изысканными складками элегантных платьев от ведущих модельеров того времени, подобно греческим богиням. Стилистика Гойнингена-Гюне слегка походила на французский символизм в сочетании с неоклассицизмом и древнегреческой скульптурой. В 1931 году он знакомится с Horst P. Horst, который становится его моделью, учеником, а позднее то же знаменитым фотографом. Именно на нем он совешенствуется как мастер фотопортрета. Заслуженно, получив звание » мастер света и тени».
В 1935 году Гойнинген-Гюне переезжает в США, по приглашению Harper`s Bazaar. В 1940-х годах, пресытившись модной фотографией, он выпускает несколько книг-альбомов посвященных архитектуре и искусству Египта, Греции и Мексики, активно сотрудничая с известными археологами. После Второй мировой войны Гойнинген-Гюне переезжает в Лос-Анжелес, где преподает в Школе творческой фотографии Эдварда Каминского и Центральной школе искусств, работает консультантом по цвету в Голливуде.
Умер барон Георгий Федорович Гойнинген-Гюне 12 сентября 1968 года в Лос-Анжелесе.